Всех вас с Праздником, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, а также с памятью преподобного Сергия Радонежского, святого, которого мы называем игуменом Русской земли. Игумен в монастыре – это тот, кто пасет стадо Христово, кто руководит жизнью монастыря, кто ведет его насельников ко спасению.
Говоря об игумене Русской земли, тем самым мы исповедуем, что преподобный Сергий Радонежский руководит ко спасению нашу Русскую землю, всех тех, кто считает себя частью русской Православной Церкви, и всех тех, кто чает спасения.Подвиг преподобного Сергия
был обращен им самим на личное спасение. Но Господь вознес жизнь святого, чтобы многие видели ее и вдохновлялись жить по заповедям, исполнять волю Божию.
В отличие от многих церковных и государственных деятелей своего времени, именно преподобный Сергий Радонежский смог поднять с колен Русскую землю и Русскую Православную Церковь. По словам одного историка, в сложнейшее время татарского ига он вдохнул в русский народ надежду на то, что не все еще потеряно, что есть еще возможность жить и спасаться. А другой историк написал книгу, посвященную обители преподобного Сергия, и озаглавил ее «У Троицы окрыленные». И мы можем сказать, что Русская земля и Русская Православная Церковь – это тоже «у Троицы окрыленные» Церковь и народ.
Подвиг преподобного Сергия Радонежского в первую очередь был обращен им самим на личное спасение. Но в Евангелии сказано, что светильник не может укрыться под спудом и свечу не ставят под кровать, но ставят на горе, чтобы светила всем (см.: Мф. 5, 15). Точно так же и жизнь преподобного Сергия Господь вознес так, чтобы видели ее многие – десятки, сотни, тысячи, миллионы людей – и вдохновлялись на то, чтобы жить по заповедям, исполнять волю Божию.
Писаний преподобного Сергия сохранилось немного: в первую очередь он заповедует нам хранить страх Божий. И мы должны понимать, как это важно: страх Божий – это нечто жизнеутверждающее, это та жизненная скрепа, без которой человек перестает быть человеком. Очень часто люди ищут какую-то национальную идею, которая дала бы возможность народу жить нормально, по-человечески, свято исповедовать веру и в то же время иметь материальный достаток и все, что с ним связано. Но если нет у человека страха Божия, то все рассыпается вдребезги, бесполезно что-то делать. А за страхом Божиим у человека есть и все остальное, потому что тогда нисходит Божественное благословение в жизнь человека.Преподобный заповедует нам хранить страх Божий – это та жизненная скрепа, без которой человек перестает быть человеком. Имеющий страх Божий получает Божественное благословение.
И сегодняшнее Евангельское зачало как нельзя кстати свидетельствует нам об этом (см.: Лк. 5, 1-11). Когда Христос говорит Петру отплыть на глубину и закинуть сети в Галилейское озеро, Петр и прочие с ним, которые считали себя выдающимися рыбаками, возможно, говорят как бы в свое оправдание: «Да, мы всю ночь трудились (именно ночью рыба хорошо идет в сеть), но ничего не поймали». Казалось бы, с точки зрения человеческой, абсурдно куда-то заплывать и закидывать сеть поутру, когда рыба не идет в сети. Но Петр говорит по послушанию и, конечно, по страху Божиему: «По глаголу Твоему сделаю то, Господи, что Ты велишь». Они заплывают, закидывают сеть, и на этот раз так много оказалось в сети рыбы, что одна лодка не могла ее вытащить, пришлось звать на помощь другую лодку. И в трепете священном от страха Божиего Петр просит: Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный (Лк. 5, 8). А Христос ему говорит: Не бойся, отныне будешь ловить человеков (Лк. 5, 10).
Как часто нам не хватает этого страха Божиего и благословения Господа в нашей жизни. Как часто многие из нас пытаются жить нормально, как нам кажется, быть добрыми, но не по заповедям, а по своему собственному мудрованию. Мы пытаемся построить счастье земное, бьемся как рыба об лед, но ничего не получается. А если приходит Господь в жизнь и, казалось бы, в самую неподходящую для строительства земного счастья минуту благословляет человека, то откуда что берется вдруг – и силы, и успех. И исповедует человек, что Господь благословил его начинания.
Все наши начинания должны делаться по благословению Божиему и со страхом Божиим. Тогда все в нашей жизни будет складываться и вести нас
в Царство Небесное.
А это значит, что все, что мы ни делаем в нашей жизни, все, что мы пытаемся выстроить или создать, должно делаться исключительно по благословению Божиему и при одном важном условии – наличии страха Божиего. Тогда все будет в нашей жизни складываться и все будет вести нас и путеводить в Царство Небесное.
И сегодня, прославляя преподобного Сергия Радонежского, игумена Русской земли, мы молимся ему о том, чтобы он своим ходатайством и предстательством пред престолом Господа Славы испрашивал, как мы говорим в молитвах, каждому из нас дар, потребный для спасения. Если будет так, если мы будем руководствоваться в нашей жизни заповедями Божиими и жить так же ревностно, пытаться, по крайней мере, как это делал преподобный Сергий, то все обязательно в нашей жизни будет хорошо.
В кондаке преподобному Сергию есть такие слова: «Христовою любовию уязвися, преподобне, и Тому невозвратным желанием последовав». Очень хочется, чтобы эта любовь ко Христу, которой уязвлен был преподобный Сергий, а славянское слово «язва» значит «открытая, кровоточащая рана», чтобы хотя бы маленькая кровоточащая язвочка этой любви ко Христу в сердце каждого из нас была.
В дневнике одного подвижника есть рассуждения о том, как люди любят или не любят Бога, любят или не любят себя: «Как мало в мире людей, раненых насмерть любовью к Богу, но как много опьяненных собой». Хочется, чтобы по молитвам преподобного Сергия Радонежского мы наконец-то отрезвились по отношению к себе, чтобы мы были не опьянены собой, не зациклены на себе, а чтобы имели истинную, спасительную любовь ко Господу нашему Иисусу Христу.
Аминь!
Проповедь протоиерея Георгия Климова,произнесенная в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
08.10.2017