Что ти есть имя, брате?

Такими словами приветствуют новопостриженного монаха в день его вступления в чин ангельский.

Пострижение всегда было одним из основных религиозных обрядов: символом послушания и жертвы. С незапамятных времен люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии человека. Примером может служить библейское повествование о Самсоне. Волосы –  это выражение человеческой красоты, символ национальной принадлежности. В христианстве пострижение волос совершается, во-первых, над новокрещенными после таинства миропомазания, в знаменование рабства, которым обязывается постриженный относительно Христа (в греко-римском мире пострижение волос служило признаком рабства). Во-вторых, при посвящении в чтеца и певца архиерей постригает посвящаемого крестовидно, в знак отделения его от общества простых верующих. В – третьих, Пострижение (волос)  является основным действием посвящения в монашество и его степени.

При посвящении так называемых. новоначальных, после чтения покаянных тропарей и молитв о постригаемом, совершается крестообразное Пострижение (волос)  посвящаемого, с произнесением слов: “во имя Отца и Сына и Святого Духа”; затем постриженный облачается в рясу и камилавку. Этот обряд называется «Последованием в одеяние рясы и камилавки”.

Введение во вторую степень совершается посредством обряда, называемого «Последование малыя схимы», а также сочетанием. Обряд делится на две части: оглашение (увещание, произнесение обетов, наставление давшему обеты) и самое Пострижение (волос). Игумен испытывает твердость постригаемого троекратным повелением подать ножницы и троекратным отвержением их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их и целует руку игумена. Приняв ножницы в третий раз, игумен крестовидно постригает посвящаемого инарекает ему новое имя, напоминая тем окончательное отречение его от мира.

После Пострижения (волос)  посвящаемый облачается в хитон, параман, рясу, пояс, мантию, камилавку, клобук, сандалии и получает вервицу. Обряд Пострижения (волос)  велико схимников носит название «Последование великия схимы», и отличается от обряда малой схимы только большею продолжительностью и торжественностью. После удостоверения в твердости намерения принять великую схиму, посвящаемый приемлет Параман., при чем получает новое имя и облекается в схимнические одежды (кукуль и аналав).

25 апреля Епископ Артемий совершил монашеский постриг насельника мужского монастыря послушника  Георгия с наречением имени Нестор в честь прп. Нестора Летописца Печерского  и руководителя епархиального центра «Нечаянная радость» Сизова Игоря с наречением имени Даниил в честь прп. Даниила Переяславского. Имена братиям были выбраны неслучайно. Во время своей земной жизни прп. Даниил был печальником и заступником за всех обездоленных и скорбящих. Часто преподобный любил приходить в скудельницу, где по традиции того времени собирали всех усопших в непредвиденных обстоятельствах: утопленников, замерзших, съеденных дикими зверями, для того чтобы впоследствии погребать их отдельно от общего кладбища. На месте одной из таких скудельниц, по особому откровению Божию,  преподобный устроил свой монастырь, чтобы здесь молиться об этих людях.

Исполняя при епархии послушание по попечению о людях без определённого места жительства мон. Даниил найдет в лице прп. Даниила помощника и молитвенника. Мон. Нестор получил имя прп. Нестора, Летописца Печерского, который в свою очередь был небесным покровителем апостола Камчатки, митр. Нестора (Анисимова).

 

Обращаясь к новопостриженным, Владыка изложил в своем слове суть монашеского жительства:

«В чине пострига, в тех обетах, которые вы сегодня изрекли перед Богом и всей Церковью, содержаться три постулата монашеского жития. Во-первых, это целомудрие. Монах должен блюсти не только чистоту своего тела, но чистоту своих мыслей. Целомудрие – это светильник, который должен непрестанно гореть пред очами монаха. Второе –  это нестяжание. Монах призван к вольной нищете. Такая нищета не является залогом неуспеха, как учит об этом мир. Он неуспешен, поэтому у него ничего нет. Главная цель монашеской, да и вообще всей христианской жизни, по учению прп. Серафима Саровского заключается в стяжании Божественной благодати. «Блаженни нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. Главнейший  постулат монашеского жития – это послушание. Невозможно стяжать смирение и победить гордыню, если не пребудешь в полном, нелицемерном послушании. И пример тому прп. Досифей, который через пять лет послушания, стал предстоятелем у самого Престола   Пресвятой Троицы. Послушание избавляет инока от всех скорбей его».

По традиции церковной новопостриженные иноки будут в течение трех суток безвыходно находиться в храме, читая святую Псалтирь и навыкая в добродетели.

 

Информационный отдел епархии