Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл |
«…Нам с вами еще предстоит огромная работа, и мы должны совершить ее в полную меру, потому что другого нам не дано, — иначе Россия перестанет быть православной страной»
***
«Обращаясь ко всем ученикам, Господь говорит: «Князи земные господствуют над народами, но среди вас не должно быть так, но кто хочет быть бОльшим среди вас, пусть будет для всех слугой; а кто хочет быть первым среди вас, пусть для всех будет рабом».
Это потрясающей силы слова, которые обращены к ученикам, а через них — ко всем христианам, в том числе тем, кто во власти, тем, кто имеет первенство: не господствовать над народом, а служить людям. Какая замечательная жизнь у нас была бы, если бы каждый восходящий в начальство клялся и перед Богом, и перед народом жить так, как Господь его призвал жить, — быть слугой, а если нужно, рабом, отдавая всю свою жизнь в служение народу.
Все сказанное имеет отношение и к Церкви, ведь и в Церкви есть первенство, и епископ — это первенствующий среди народа. Так вот, и он будет рядом с Господом только тогда, когда будет слугой и рабом. Это не значит, что он должен отказываться от тех функций, которые он исполняет как руководитель, высокий руководитель. Но это значит, что он должен отдать всю свою жизнь, без остатка, служению Господу, и тогда великий Божий дар сторицей вернется к нему».
Из слова после Божественной литургии в храме архангела Михаила г. Крымска, 21 апреля 2013 г., в Неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской.
***
«В очередной раз мы стали свидетелями бесчеловечной и циничной акции, которую совершили те, кого некоторые средства массовой информации пытаются представить в роли борцов за свободу и демократию. Это ужасающее деяние является красноречивым обличением истинных целей тех, кто развязал в Сирии кровопролитное противостояние».
Из послания патриарху Антиохийскому и всего Востока Сирийской ортодоксальной церкви Игнатию Закке Ивасу в связи с вестью о похищении в Алеппо митрополита Алеппского Павла (Антиохийский Патриархат) и митрополита мар Григория Иоанна Ибрагима, возглавляющего епархию Сирийской ортодоксальной церкви в Алеппо. 23 апреля 2013 г.
***
«Если события и далее будут развиваться в подобном русле, то следы христианского присутствия могут практически исчезнуть там, где оно когда-то зародилось и существует уже два тысячелетия. Вопрос о защите прав христианского меньшинства в странах Ближнего Востока и Северной Африки обсуждался мной во время визитов в страны региона. Я говорил об этом с государственным руководством Сирии, Ливана, Израиля, Палестины и Иордании, с лидерами крупнейших религиозных общин этих стран. Считаю, что задуматься о последствиях происходящего стоит и руководству тех западных держав, которые пытаются выступать в роли арбитров в урегулировании региональных конфликтов».
«Важно уже сейчас подумать о дальнейшем процессе восприятия соборных решений (Всеправославного Собора – ред. Православие.Ru) всей полнотой Церкви. Не секрет, что в среде верующего народа существуют определенные опасения относительно будущего Собора. Многие не знают о том, что это будет за Собор, какова его повестка дня. Верующих беспокоит возможность принятия на Соборе неожиданных решений, способных расколоть Церковь — как это бывало ранее, например, по вопросу о календаре. С приближением Собора связывается рост апокалиптических ожиданий. Мы знаем, что подобные настроения существуют как в Русской Церкви, так и в других Поместных Церквах. Архиереи и клирики не должны игнорировать обеспокоенность своей паствы. Необходимо широкое ознакомление верующих с тематикой Собора. Желательно также всестороннее обсуждение проектов решений в среде православных богословов. Хорошим примером подобной работы является деятельность Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви — органа, специально созданного для широкого предварительного обсуждения будущих решений Соборов Русской Православной Церкви. Наш опыт показал, что открытость в процессе подготовки соборных решений приносит Церкви только пользу».
«Русская Православная Церковь — это не Церковь Российской Федерации».
«…Церковь не вмешивается в дела государственного управления, а государство — в дела Церкви. Вместе с тем, мы находимся в соработничестве, направленном на благо людей».
«К сожалению, многим политическим и общественным деятелям современности сложно объяснить себе причину, почему Россия переживает времена духовного возрождения, что выражается в массовом строительстве храмов, которые заполняются миллионами прихожан, в интересе к религии и Церкви. И они думают, что это происходит благодаря некому тайному союзу церковной и светской бюрократии. Но ведь это не так. Людей насильно не заставишь молиться, поэтому развитие церковно-государственного сотрудничества в нашей стране — это закономерный результат общенационального выбора в пользу восстановления порушенной коммунистическим временем цивилизационной идентичности России».
Из интервью интернет-порталу церковной информации Romfea.gr,25 апреля 2013 г.
***
«Наверное, неслучайно Господь вступал в Иерусалим не на коне, а на молодом осле, ведь на коне в столицу входили победители, триумфаторы, герои, которых толпа точно так же и приветствовала криками «слава!», «осанна!» Самим этим вхождением в Иерусалим Господь хотел подчеркнуть, что напрасно Его встречают как царя Израилева, напрасно Его встречают как избавителя Палестины от римской оккупации. Он несет миру совсем иное послание, у Него совершенно другая миссия, и Он восходит на крест не для того чтобы положить конец ненавистной римской оккупации (ибо такой позорной казнью, конечно, невозможно было избавить израильский народ от иноземных пришельцев), но чтобы спасти весь человеческий род от иной оккупации, от иной власти — от власти диавола. И то, что совершил Спаситель, имеет значение не для одной страны или одного народа, не для определенной исторической ситуации, но для всей человеческой истории и даже для того, что будет после окончания этой истории. Через Свои страдания и смерть, через Свое поношение Господь искупляет грехи человеческого рода и освобождает людей от непреодолимой силы зла».
Из слова после литургии в храме Христа Спасителя в праздник Входа Господня в Иерусалим, 28 апреля 2013 г.
***
«Помни, что твои труды на ниве пастырского душепопечения принесут добрые плоды только в том случае, если будут совершаться не по принуждению, в силу некоего «служебного» долга, но охотно и богоугодно (см. 1 Пет. 5:2), из любви к окормляемому тобой словесному стаду. Нередко случается так, что именно равнодушие и холодность пастыря, его невнимание к нуждам и потребностям пасомых отвращают людей от Церкви и становятся преградой благовествованию Христову (см. 1 Кор. 9:12). Искренняя же забота епископа о церковных чадах, его горячее стремление носить их тяготы как свои собственные могут преодолеть отчуждение и непонимание, открыть умы и сердца для спасительных евангельских истин. Посему, не полагая между собой и пасомыми никаких преград, стремись с любовью встречать всякого, кто притекает к тебе с сомнением и вопрошанием, в горестях и печалях, чтобы каждый человек явственно ощущал твою поддержку и участие».
Из слова при вручении архиерейского жезла Преосвященному Ферапонту (Кашину), епископу Макарьевскому,
викарию Костромской епархии, вкафедральном соборном храме Христа Спасителя, 28 апреля 2013 г.
***
«Мы очень нуждаемся в том, чтобы изменилась духовная жизнь человека, чтобы народ наш стал действительно православным, чтоб храм Божий и приход стали тем местом, с которым люди связывали бы свою жизнь. Для того чтобы было так, нам с вами еще предстоит огромная работа, и мы должны совершить ее в полную меру, потому что другого нам не дано, — иначе Россия перестанет быть православной страной»,
Из обращения к духовенству, удостоенному Патриарших наград, 28 апреля 2013 г.
***
«”Профессия — жизнь” — это то, что я обычно говорю каждому, кого рукополагаю в священнослужители. Я не использую именно эти слова, но выражаю ту же идею. Ведь у священника не может быть профессии, которой он занимался бы какое-то определенное время, восемь или десять часов в сутки. Для священника служение — это и есть его жизнь. А если есть зазор между жизнью и служением, то служение не получается».
«Хотел бы поблагодарить вас за то, что вы создали такую премию, за то, что вы призываете людей сократить зазор между профессией и жизнью. Это означает, что профессия должна быть самым главным делом жизни. Человек должен отождествить себя с тем делом, которое он осуществляет. Вот тогда все будет спориться — и не только в таких сугубо экономических категориях, как производительность труда, а в куда более значительных категориях. Такое служение, когда человек отдает всю свою жизнь избранному делу, способно реально изменить мир к лучшему. Дай Бог, чтобы как можно больше людей поняли эту простую истину».
Из благодарственного слова на церемонии вручения международной премии «Профессия — жизнь», 28 апреля 2013 г.
www.pravoslavie.ru