Одна из актуальных тем в последние дни – всяческие тренинги «личностного роста», психологические курсы от так называемых инфоцыган, марафоны из серии «представь – получишь» и прочие подобные явления. Оставив в стороне конкретные истории и фигурирующие в них персоны, которые предлагают «услуги» по вытаскиванию без труда рыбки из пруда, попробуем поговорить о сути данного явления с известным историком и сектоведом Александром Дворкиным, многолетним руководителем Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского. Разговор также зашел о популярных мифах современного псевдославянского неоязычества, о магическом сознании, которое, как оказывается, порой есть и у людей, считающих себя православными, а также об истории как взаимодействии свободных воль – воли Бога и воли людей.
Поклонники современного «славянского язычества» любят при любом удобном случае ссылаться на «Велесову книгу» – так что это за источник, что о ней известно?
– Первые упоминания о «Велесовой книге» появились в 1950-е годы в Сан-Франциско, где в эмигрантском журнале «Жар-Птица» писатель-неудачник Юрий Миролюбов сообщил об обнаружении деревянных дощечек с таинственными письменами – якобы летописи древней славянской цивилизации, написанной докириллическим алфавитом, «велесовицей». Таблички, по его рассказам, он видел в Брюсселе перед Второй мировой войной у художника Федора Изенбека. Ни одной фотографии «табличек» Миролюбов не сделал, то есть сделал одну, признанную подделкой; сохранились только рисунки.
Таблички, по версии Миролюбова, бывший офицер Изенбек нашел при отступлении Белой армии в княжеском имении в Орловской губернии, но указанного им княжеского рода не существовало. История находки и наличие табличек не подтверждаются ни одним свидетельством, кроме рассказов самого Миролюбова, который периодически путал даже фамилию офицера, якобы нашедшего таблички. Федор Изенбек не упоминал о знакомстве с Миролюбовым или о табличках.
Сама идея «находки» подозрительно похожа на историю Джона Смита, основателя мормонства, который якобы нашел золотые пластины с историей древних народов, населявших Америку, и толкуя эти никому больше не известные тексты, основал свою секту.
То есть история в духе Остапа Бендера…
– И более того, анализ опубликованного Миролюбовым текста показывает, что алфавит его именно кириллический, пусть и видоизмененный, а ведь кириллица – это поздняя славянская азбука, её ввели ученики равноапостольных Кирилла и Мефодия взамен более древней глаголицы. Ученые-лингвисты, в том числе замечательный исследователь академик Андрей Зализняк, знаток новгородских берестяных грамот, признали язык «Велесовой книги» подделкой, безграмотной компиляцией. То есть мы абсолютно точно имеем дело с историческим фейком и знаем имя его автора.
А ведь популярный получился фейк! Вот интересно это легковерное отношение людей к религиозным новшествам. Сектантский бум в России в эпоху 90-х было принято объяснять духовным вакуумом предшествовавшего атеистического времени. Но вакуума давно нет, а многие по-прежнему готовы поклоняться каждому столбу – лишь бы не Христу, и не «к попам» идти. Так чем же всё-таки это объясняется?
– Оккультное мышление легко приобрести, а вот избавиться от него всегда сложно. И, конечно, работает замечательная формулировка Гилберта Честертона: «Если человек перестаёт верить в Бога, он начинает верить во всё остальное». И вот эта вера во «всё остальное» продолжает своё существование с 90-х.
Но порой и вера в Бога у некоторых христиан воспринимается лишь как механизм для получения желаемого, это отголосок именно оккультного мышления. Неслучайно у нас и среди верующих формируются околоцерковные культы, культ поклонения старцам, например. «Старцем» объявляется любой желающий с подходящей экзотической внешностью: чем длиннее седая борода и чуднее поведение, тем больше шансов, что человека начнут почитать как «старца».
Обратите внимание на рекламу поездок к «старцам» в сети Интернет – фактически, она дословно совпадает с аналогичной рекламой каких-нибудь индийских гуру: «Поездка к старцу даст вам веру в собственные силы, возможность решить проблемы и новый взгляд на действительность…» И ни слова про Бога. Люди ищут именно этого! И для них привычно поехать к старцу, потом к какому-нибудь гуру, потом по «местам силы». Более того, часто такими людьми и сами христианские святыни воспринимаются как такие же языческие «места силы»: они верят, что записка, прочитанная, скажем, у мощей Матронушки, «сильнее» молитвы в каком-то другом, безвестном храме.
В обыденном сознании оккультизм – это только когда пентаграмма на полу и чтение книг по «черной магии»… И многие искренне не понимают, что различные «карты желаний», «денежные уборки» и сборники «сильных молитв» – тоже проявления оккультизма. Можете дать определение, что же такое оккультное мышление?
– Оккультизм — это разновидность магизма. А магизм – это в широком смысле отношения с духовным миром по принципу «я тебе – ты мне» (христианство противопоставляет этому идею свободного бескорыстного общения человека с Богом из любви к Нему – прим. ред.). Если я мыслю в категориях магизма, я совершаю определенные действия на земле и жду, что за это духовный мир ответит мне определенным образом. Это своего рода механизм, который срабатывает в ответ на «правильные» действия. Но мага, скажем, интересует не сам механизм, а результат. Берешь лягушку, идешь в полночь на перекресток дорог, кидаешь через левое плечо… Если действия выполнены верно, можно рассчитывать на результат.
Оккультист же не только пользуется подобным механизмом, но и пытается как-то наукообразно объяснить принцип его работы. То есть если я оккультист, то уже не просто кидаю жабу, а размышляю о том, что, кидая эту жабу, привожу в действие такую-то энергию, которую «наука объясняет» так-то… Принцип тот же – попытка с помощью определенного механизма командовать духовным миром, но это сочетается еще и с разными псевдонаучными теориями. А у нас же еще с советского времени осталось в умах преклонение перед наукой, поэтому если «британские ученые доказали», то любая дичь проглатывается довольно легко. Причем часто эта дичь, это магическое мышление, проникает и в умы православных.
А вот в исторических процессах вы как историк видите какие-то реально действующие механизмы и законы?
– Думаю, законов на самом деле всё же нет. История – это взаимодействие свободных воль: воли Бога и воли людей. И это взаимодействие всегда непредсказуемо. Воля человека – такая упрямая вещь, что мы часто поступаем вопреки ожиданиям или вопреки здравому смыслу. Как говорил герой Достоевского, «дважды два четыре – всё-таки вещь переносная». Тут имеется в виду, что если человеку очень захочется, он будет считать, что дважды два равно пяти.
Один из ваших самых известных исторических трудов – книга «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви». Как специалист вы знаете много примеров не только церковной святости, но и не-святости, отступничества и интриг. Это тяжелое знание?
– Мы же знаем, что «мир во зле лежит», а Церковь в её земной части – тоже часть этого мира. Но других людей у Бога нет, Господь пришел именно к этим людям со всеми их несовершенствами, а идеального периода истории действительно не было никогда. Даже когда Христос ходил по земле, среди Его учеников были нестроения и недопонимания, многие соблазнялись и отходили от Спасителя. Помните, как когда Господь назвал себя Хлебом жизни, многие смутились и отошли от Него. И характерны слова Петра, когда Христос спросил двенадцать учеников, не желают ли и они уйти. Петр ответил почти что в сердцах – и ушли бы, мол, да больше некуда: «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6: 68). Если вокруг Самого Христа первоначальная Церковь не была идеальной, чему же нам удивляться позже? Думаю, унывать не стоит.
Но сейчас иногда появляются «каминг-ауты» бывших священников, которые аргументируют оставление сана именно тем, что они-де «узнали всю правду о Церкви» …
– Скорее, человек узнал всю правду о себе и понял, что это не для него. Это свободный выбор. Блаженный Августин писал, что земная Церковь не идентична Граду Божьему – и в ограде Церкви можно встретить волков, а за ее оградой можно встретить овец. Но здесь всё равно «глаголы вечной жизни», каким бы несовершенным ни было земное сообщество, в котором мы участвуем и с собственным несовершенством.
Важная сфера вашей научной деятельности – сектоведение. Что считаете самым действенным в борьбе с сектантством?
– В первую очередь, конечно, в этом вопросе нужно просвещение, еще с юного возраста. И крайне важно учить людей, молодежь, различать манипуляции. Сколько про секты ни рассказывай – информация устареет, появятся новые секты. Но если человек понимает, что такое сектантское манипулятивное отношение к адепту, если умеет не поддаваться на манипуляции, то он уже приобретает некоторый иммунитет. Причем здесь можно говорить про манипуляции в широком смысле: в православной среде тоже, к сожалению, не так редко выстраиваются свои сектантские манипулятивные отношения с каким-нибудь «старцем».
Что касается просвещения именно религиозного, преподавания основ традиционной религии, тут всегда острый вопрос: а кто и как будет преподавать? Не окажется ли, например, преподаватель «Основ православной культуры» носителем оккультного мировоззрения или просто неправославным?
Сегодня, помимо религиозных сект, особенно популярны всевозможные психологические тренинги. Вы как-то касались этой темы?
– Это так называемые психокульты, и сейчас к нам обращается большое количество пострадавших от них. В 90-е множество людей получило не вполне понятным путем «корочки» психологов и право вести практику, хотя немало деятелей проводят свои тренинги даже и без такой «бумажки». Здесь нужно отличать настоящие медицинские тренинги, которые ведут клинические психологи, – они никогда не бывают массовыми и проводятся только по определенным показаниям.
Но когда речь о массовых наборах, когда тренинги проходят в замкнутых помещениях в течение целого дня, когда выход ограничен и заранее не сообщается программа обучения, речь почти наверняка о психокульте. Как правило, такие тренинги посвящены «личностному росту» – понятию абстрактному и ничем не измеримому: что кому-то покажется «ростом», для других – деградация.
Если вам обещают такой непонятный «рост», скрывают программу, берут подписку о неразглашении, требуют полную предоплату или заставляют приводить новых слушателей, дают странные унизительные задания, это повод насторожиться. Здесь не нужно терпеть и ждать, вдруг впереди что-то полезное, а «за всё уплачено». Нужно уходить и требовать возврата средств. Человек – существо хрупкое, и сломать его достаточно легко. А число пострадавших от психотренингов действительно велико.
Ваша антисектантская деятельность вызывает неприкрытую агрессию представителей отдельных культов. Нападения, травля в Интернете, угрозы… Где черпаете ресурсы и находите равновесие, чтобы не отступать?
– На самом деле, не очень-то нахожу, хотелось бы больше. Но точно могу сказать, что нельзя заниматься одними только сектами – это действительно тяжело и в духовном плане опасно. Знаю нескольких коллег-сектоведов, которым со временем по-настоящему «снесло крышу», и они стали жертвами собственной профессии.
Очень поддерживает церковная жизнь, родной храм, где я алтарничаю и время от времени проповедую, поскольку пострижен во чтеца. И, конечно, очень поддерживают мои занятия историей. У меня и книги-то выходят через одну: про секты, потом историческая, потом снова про секты. Когда писал про Крестовые походы, несколько лет был полностью погружен в эпоху. Помню, дочь-старшеклассница тогда попросила меня прочесть какую-то книгу, чтобы обсудить прочитанное с ней, а я говорю: «Не могу, я же выйду из эпохи!» Можно сказать, папа два года жил в Средних веках. Жене приходилось слушать по утрам: «А ты знаешь, что сегодня произошло с Балдуином?»
Да, ваш четырехтомник «Хроники Крестовых походов» – это целое событие для любителей истории. Почему выбрали именно эту тему для новой книги?
– Просто хотел рассказать об этих событиях интересно, а дальше материал работал сам над собой, сам выстраивался в сюжет. Я удивился, но получился действительно единый драматический сюжет со своей кульминацией и развязкой, можно сказать, помимо моей воли он выстроился. Я когда начинал писать, думал, что выйдет от силы страниц триста. Потом понял, что читателю нужно пояснить суть эпохи и предшествующих событий. А когда начинаются сами походы, там же сотни имен – читатель запутается! И надо либо всё сокращать, либо, наоборот, рассказывать подробнее, чтобы каждый герой «ожил» и запомнился. А работая над источниками находишь столько интересных историй и подробностей, что хочется ими непременно поделиться…
Как оцениваете встречу двух цивилизаций в эпоху Крестовых походов?
– Это всё-таки была встреча трех цивилизаций: западной христианской, восточной христианской и исламской. И встреча эта не принесла ничего полезного. Знаете, есть такое наивное обывательское представление, что людям разных культур можно просто «лучше узнать друг друга», и у них окажется много общего, «и все помирятся». Но история говорит об обратном. Когда через Константинополь проезжали отдельные группы паломников с Запада, всё было нормально. Но как только пошли большие массы, это вызвало ненависть и непонимание, привело к катастрофическому IV походу, который обрушил всё геополитическое равновесие, привел христианскую цивилизацию к серьезнейшей катастрофе.
Беседовали священник Димитрий Фетисов,
Елена Фетисова
Фото Марины Стротовой
Приход.