Руководитель Управления Московской Патриархии по делам епархий в странах ближнего зарубежья митрополит Крутицкий и Коломенский Павел ответил на вопросы редакции сайта Патриархия.ru.
— Ваше Высокопреосвященство, 24 марта 2022 года, то есть чуть более года назад Священный Синод учредил Управление Московской Патриархии по делам епархий в странах ближнего зарубежья и назначил Вас руководителем этого Управления. Что удалось сделать за этот год?
— Во-первых, следует понять, что Управление Московской Патриархии по делам епархий в странах ближнего зарубежья — это не руководящая структура над епархиями в ближнем зарубежье. Управление призвано помогать Святейшему Патриарху во всех вопросах, касающихся взаимодействия всех епархий ближнего зарубежья с Московской Патриархией.
Во-вторых, речь идет о существующей достаточно пространной переписке, поступающей из этих епархий, об информационных материалах, которые требуется обработать и представить Святейшему Патриарху и Священному Синоду или лично Предстоятелю Русской Православной Церкви.
В-третьих, в задачу Управления входит обязанность своевременно обеспечивать и поддерживать контакты с архиереями ближнего зарубежья по самым разным вопросам жизни и деятельности епархий.
Должен заметить, что до учреждения Управления по делам епархий в странах ближнего зарубежья вся эта работа велась, но она была распределена по разным синодальным структурам. Именно поэтому было принято решение — сосредоточить все вышеперечисленные функции в одном Управлении.
— С какими главными сложностями Вы столкнулись за этот год?
— Если говорить о работе Управления, то, как часто бывает, главная сложность — в подборе кадров. Структура новая, требовалось не только найти новых людей, но и подготовить их для этой работы. Должен сказать, что нам есть еще над чем работать и чему учиться.
Несмотря на то, что у меня имеется определенный опыт служения в ближнем зарубежье, а именно в Беларуси, сегодня мои основные труды связаны с делами Московской митрополии и Коломенской епархии, а это занимает достаточно много времени, поэтому полного вовлечения в дела Управления остается не так много. Но, с Божией помощью и усердием наших сотрудников, мы вырабатываем пути решения всех вопросов и проблем для того, чтобы исполнить возложенное на нас послушание.
Если же говорить о ситуации в ближнем зарубежье, то каждый вполне может себе представить, насколько она разнородна, учитывая существенные различия между странами, не говоря об Украине, с архиереями которой какие-либо активные контакты сейчас практически невозможны.
— Оставим в таком случае тему Украины и Украинской Православной Церкви. Мы видим, что наиболее сложной ситуация является в странах Балтии. Как Вы можете ее прокомментировать?
— Ситуация в каждой Балтийской стране имеет сегодня свою особенность и свои трудности.
Совсем недавно в Литве Константинопольский Патриарх учредил свою антиканоническую юрисдикцию, приняв в нее лишенных сана клириков Виленско-Литовской епархии, а также некоторых клириков из Беларуси, не имеющих отпускной грамоты от своих архиереев. Это в буквальном, терминологическом смысле очередной раскол, поскольку таким образом раскалывается единая до сего времени епархия.
Что касается самой Виленско-Литовской епархии, то совершенно очевидно, что на ее правящего архиерея митрополита Виленского и Литовского Иннокентия оказывается большое давление с разных сторон. Некоторое время тому назад он обратился к Святейшему Патриарху и Священному Синоду с просьбой о придании Виленско-Литовской епархии статуса самоуправляемой Церкви. Поскольку такие решения по Уставу могут приниматься только Поместным Собором, повестка дня которого формируется Архиерейским Собором, Священный Синод принял решение о передаче этого прошения на рассмотрение предстоящего Архиерейского Собора.
Мы с любовью относимся к владыке митрополиту Иннокентию и считаем очень важным, что он, несмотря на внешнее давление, стремится поддерживать канонические устои Православной Церкви.
Мы с глубоким прискорбием воспринимаем все то, что происходит сегодня в странах Прибалтики, начиная с того, что совершил Константинопольский Патриарх в конце 1990-х, когда создал в Эстонии собственную юрисдикцию, невзирая на существование здесь Эстонской Православной Церкви в составе Московского Патриархата. Хотя тогда, ради мира церковного, Русская Православная Церковь пошла на определенный компромисс, до сих пор фактически Православие в Эстонии остается разделенным по вине Константинополя.
О нынешней ситуации митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения могу сказать то же, что и о владыке Иннокентии: понимаем, что на него давят внешние силы и с любовью молимся о нем.
В Латвии ситуация носит, скажем так, оригинальный характер. Здесь государственная власть решила, что может в одностороннем порядке заявить об автокефалии Латвийской Православной Церкви, и приняла соответствующие поправки в закон о Латвийской Православной Церкви.
Как вы понимаете, это — совершенно недопустимое с точки зрения канонических правил и международных норм вмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви. В свое время ситуацию подробно прокомментировал советник Святейшего Патриарха в сфере внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов, поэтому повторять его не буду.
Могу напомнить, что Собор Латвийской Православной Церкви обратился к Святейшему Патриарху и Священному Синоду «с глубоким прошением о разрешении возникших непреодолимых сложностей» в связи с принятием упомянутых поправок в законодательство Латвии. Так же, как в ситуации с обращением митрополита Иннокентия, и по тем же причинам, Священный Синод постановил передать этот вопрос на рассмотрение Собора.
Поскольку решение отложено, сегодня сохраняются все канонические связи: Латвийская Православная Церковь получает Святое Миро от Русской Православной Церкви; в православных храмах Латвии должно совершаться поминовение Святейшего Патриарха; сохраняются другие канонические формы взаимодействия и общения.
— Стало известно, что, будто бы, в Латвии священнослужителям дано распоряжение прекратить поминовение Святейшего Патриарха. Как Вы можете охарактеризовать подобное решение?
— Прекращение поминовения Святейшего Патриарха там, где таковое действительно имеет место, противоречит священным канонам, которые являются основой церковного строя. Такие действия по сути своей направлены на разделение Церкви и, в этом смысле, направлены на раскол. Это тот случай, когда каждый священнослужитель вправе отказаться исполнять подобные указания, если они поступают.
Если же говорить о церковноправовой квалификации тех или иных действий в качестве раскола, влекущей за собой те или иные церковноправовые последствия, то таковая квалификация может принадлежать только церковным судебным инстанциям, вплоть до Архиерейского Собора. Поэтому на данном этапе православным Латвии нет оснований воздерживаться от посещения храмов и участия в таинствах.
Подчеркну еще раз, что Латвийская Православная Церковь продолжает получать Святое Миро от Русской Православной Церкви, и это является важным свидетельством сохранения связи в таинствах, причем об этом просил Собор Латвийской Православной Церкви.
— Как осуществляется взаимодействие с епархиями в других странах ближнего зарубежья?
— Повторюсь: в каждой стране существует своя специфика. Если же говорить об общих наших задачах, то, помимо уже перечисленного ранее, мы должны стремиться к тому, чтобы не сокращалось, а увеличивалось число абитуриентов из ближнего зарубежья в ведущие российские духовные школы, в первую очередь, духовные академии, учитывая тот высокий уровень духовного образования, которые они предоставляют.
При этом непременным условием обучения в российских духовных школах, конечно, является возвращение выпускников в свои епархии, чтобы они могли окормлять верующих людей и приносить пользу в ближнем зарубежье.
Мы намерены укреплять наши духовные связи и через организацию паломничеств, через направление общепочитаемых во всей Русской Православной Церкви святынь в епархии ближнего зарубежья, поскольку не все верующие этих епархий имеют возможность приехать для молитвенного поклонения святыням в Россию.
И в заключении могу сказать, что одной из главных задач Управления Московской Патриархии по делам епархий в странах ближнего зарубежья является оказание всяческой поддержки упомянутым епархиям, их архиереям, клиру, монашествующим и мирянам.
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ,
Русская Православная Церковь,
Московский Патриархат