12 марта, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Его Преосвященство епископ Филипп возглавил Божественную литургию свт. Василия Великого в Кафедральном соборе г. Карасука, ему сослужили секретарь Карасукской епархии иерей Антоний Баранов и иерей Антоний Нечепоренко.
На сугубой ектенье были вознесены особые прошения, епископ Филипп прочитал молитву о Святой Руси.
В архипастырском слове по окончании Литургии Владыка поздравил всех с воскресным днем и отметил, что в первую Неделю Великого поста Святая Церковь прославляла Торжество православия – торжество Церкви над всеми когда-либо существующими ересями и расколами. “Множество на свете существует религий, которые исповедуют Господа Иисуса Христа, – это и католичество, и простестантизм, и кальвинизм и различные секты, но только в Православии человек может обрести спасение”, – сказал архиерей.
И напомнил, что во 2-ю Неделю Великого поста Святая Церковь прославляет святителя Григория Паламу, богослова, достигшего вершин богопознания, миротворца, аскета – одного из вселенских учителей Церкви. Святитель Григорий Палама изложил и передал своим потомкам великий опыт православного подвижничества – непрестанной молитвы – Иисусовой молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете, осиявшем апостолов на горе Преображения. Между святителем и противниками его учения, главным из которых был итальянский монах Варлаам Калабрийский, не утихали споры о природе Фаворского света. Варлаам утверждал, что свет, виденный апостолами на горе Фавор, есть свет особый, просвещающий, но сотворенный, подобно животворному для всей природы солнечному свету.
Святитель же Григорий Палама говорил о нетварном свете Божества, он учил, что Фаворский свет не сотворен, он и есть свет самого Бога, свет нетварных Божественных энергий, который видели апостолы на горе Фавор, причем Господь не столько Сам преобразился, сколько преобразил зрение и чувства учеников, чтобы они могли увидеть Христа, Каков Он есть. Как утверждал святитель Григорий, именно это благодатное преображение естества человеческого и приобщение к жизни Божественной и есть конечная цель жизни человеческой.
Архипастырь отметил, что по учению святителя подвижник может с Божией помощью очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, что, пребывая в непрестанной Иисусовой молитве, удостоиться реальной встречи со Христом. Но прежде он должен добиться такого состояния, когда его ум ничего не отвлекает: ни повседневный шум, ни суета и обрести тишину, чтобы услышать в своем сердце веяние благодати Святого Духа. Именно в тишине Господь действует в человеке, указывает ему тот путь, то благодатное состояние, которое ведет ко спасению.
“И сегодняшний великопостный день как раз и учит нас удаляться от суеты человеческой, от шума и ежеминутных звуков и искать благодатной тишины”, – сказал в заключение своей проповеди правящий архиерей и пожелал прихожанам собора просить Господа, чтобы Он помог им в эти дни Святой Четыредесятницы освятить ум и сердце и сделать шаг на пути к преображению и впустить в свое сердце Христа”.
|