Во имя Отца, Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Господь сподобил нас дожить до святого Успенского поста, который начинается воспоминанием о Кресте и воспоминанием о мучениках маккавейских. Раз в семь лет, как сегодня, пост начинается в воскресенье.
Традиционно в этот день люди приносят в храм освящать начатки нового урожая мёда.
Подчас, глядя на это освящение, удивляешься, насколько большое место занимают в жизни христиан именно вот эти внешние моменты: принесли мёд, принесли яблоки. Названия какие нелепые: Медовый Спас, Яблочный Спас, даже Ореховый Спас… Иной раз думаешь: Господи, Спас-то где, Спаситель, Иисус Христос?! Одни яблоки, орехи да мёд кругом! Приходим в храм лишь требовать от Бога разнообразных освящений, да еще и придаем этому решающее значение в жизни Церкви!
Впрочем, если вдуматься, то преображение мира – это цель и задача Христовой Церкви, поэтому ничего плохого в самих освящениях нет. Лишь бы только помимо этих освящений мы понимали, что суть и задача жизни христианина не в том, чтобы освятить мёд и яблоки, а в том, чтобы освятить себя самих. А это не значит сделать нас какими-то особенными, светящимися, красивыми, благолепными. Освятить – это значит сделать себя удобными для Царства Небесного, сделать себя другими, сделать себя внимательными к Богу и к нуждам наших ближних. Чтобы наша религиозность не ограничивалась только бесконечными яблоками и мёдом и прочими освящениями пищи и предметов.
Отсюда мы делаем вывод, что готовимся к посту не тогда, когда достаём рецепты постных блюд, а тогда, когда пытаемся бороться со своим собственным несовершенством.
Мы, как правило, прекрасно понимаем, в чем мы не правы, и где мы время от времени допускаем ошибки. Часто понимаем и как их исправить. И просим у Бога силы, чтобы хотя бы пост был тем временем, когда мы особо стараемся их исправить.
Если нам невозможно всё время быть праведными, если нам невозможно все время быть христианами, живущими насыщенной, звенящей духовной жизнью, то хотя бы попытаемся сделать это в период постов. И мы просим у Бога помощи, чтобы начать в своей жизни такую работу.
Не случайно этот пост начинается Крестом, воспоминанием о Кресте и поклонением Кресту. Без распятия своей плоти со страстями и похотями покаяние невозможно.
Распятие своей плоти – это постоянное уничижение собственной гордыни. Это отвержение горделивой, эгоистической части себя. Это постоянная попытка понять, где и в чём мы можем быть Божьими, где и в чём мы ошибаемся, и в чём нам надо исправляться.
Но невозможно начинать покаяние, изменение без благодарности к Богу и к окружающим нас людям. Нельзя быть в храме только потребителем: потребителем благодати, потребителем освящений, потребителем чужой вежливости и благородства. Надо учиться отдавать! От мелочей – баночки принесённого на освящение меда или пригоршни фруктов – до посвящения храму своего времени и своих сил.
А часто бывает так, что принесли свой мёд на освящение, аккуратненько дождались освящения, крышечкой закрыли и унесли. А в храме что оставили, что мы пожертвовали в храм? Ничего! И это довольно тревожный момент. Ведь тогда храм для нас становится благочестивым театром: посмотрели на богослужение, как на священный спектакль, и, ничего толком не поняв, разошлись прежними, не преображенными по домам, унося баночки с ни в чем не виноватым мёдом.
Надо учиться ценить милость Божию.
Мы постоянно слышим в Евангелии, как Господь из милости совершат исцеления и чудеса. И вот сейчас мы слышали перед Евангелием, повествующем о чудесном насыщении народа пятью хлебами и рыбой, как Господь «Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных» (Мф. 14, 14). Но что мы слышим потом? Господь специально отсылает прочь апостолов. Потому что народ, вдохновленный этим неожиданным обедом, как сообщают толкователи Писания, собирается сделать Христа вождем освободительного движения: «Ты будешь теперь нам Царем! Ты будешь нашим политическим лидером, потому что ты нас накормил!»
И не случайно мы не слышим в Евангелии благодарности людей, которые просто так да ещё и чудесным образом были накормлены Богом. Не потому накормлены, что Бог обязан был этих сделать, а потому что Он сжалился над людьми, захотел общения с ними.
Но, оказывается, это общение было людям не нужно. Как и для нас сейчас, так и прежде, для толпы Бог и Церковь – это лишь средство исполнения наших желаний, способ сделать жизнь нашу такой, какой её мы запланировали. Но отнюдь не способ почувствовать голос Божий в своём сердце, понять, какой же замысел Божий о нас?
Получив одно, люди сразу надеются на другое, забывая, что и предыдущего недостойны.
Давно подмечено, что образ нашего пребывания в Церкви напоминает бродягу, который принят из холода, из дождя, из голода, из нужды, введен в теплый сухой дом, обогрет, накормлен… Но спустя какое-то время этот бродяга начинает воспринимать всё это как само собой разумеющееся, как заслуженное им и начинает диктовать свои правила, устанавливать свои порядки, что-то высказывать, быть чем-то недовольным. Осуждать других, презирать тех, кто живет в соседнем доме или наоборот, презирать свою приют и критиковать его порядки, расхваливая других и т.п.
Точно также и мы в Церкви! Нас Господь подобрал из этого мира. Подобрал погибающих, видим мы это или нет, привел нас в Свою Церковь, чтобы обогреть нас Своею любовью, напитать нас Божественной Евхаристией, даровать нам Хлеб Небесный.
Благодарны ли мы Богу за это? Благодарны ли мы Церкви за это? Это вопрос! Мы живем так, как будто бы все нам всё должны. И это лишает нас благодати Божьей.
Движение навстречу нам воспринимаем как нечто естественное, заслуженное нами, само собой разумеющееся.
А это не так! Нам никто ничего не должен! Мы должны, потому что нам многое прощено и многое дано!
Обязан ли был Господь наш Иисус Христос умирать на кресте, который мы сейчас лобызаем и которому кланяемся? Нет, не обязан совершенно! Но из любви к нам Он пошёл на крест и на смерть! Поэтому Крест в начале Успенского поста, как символ бескорыстия и любви, нас отрезвляет.
Итак, вот он наш пост: научиться быть благодарными Богу и людям, быть благодарными своей Церкви!
Аминь!