Феномен параправославных сект отмечается исследователями уже не первое столетие. Первые образования такого типа именовались стригольниками и жидовствующими, затем возникли секты хлыстов, духоборов, молокан и скопцов. Церковный раскол XVII века и последующая эволюция старообрядчества породили секты внутри общины ревнителей «старой веры». Оригинальные группы, например трезвенники, возникли в начале XX века.
В советский период сформировались обновленцы и катакомбники, а на рубеже 80–90-х годов прошлого века возникли множественные расколы на постсоветском пространстве и специфические секты, порожденные технологическими фобиями – боязнью новых паспортов, ИНН, штрих-кодов, вышек сотовой связи и т.д.
В настоящее время до 100 тыс. граждан России и сопредельных государств вовлечены в деятельность организаций, именующих себя православными, однако враждебных канонической церкви. Многие из людей лишились там денег и здоровья, были подвергнуты насилию или принуждены к противоправным действиям. Именно этой, к сожалению, не слишком хорошо изученной теме посвящена монография российских деструктологов Романа Силантьева и Юрия Рагозина.
В первой главе вниманию читателей предложен метод систематизации религиозных групп, смысловым ядром которого служит классификация по трем признакам – вероучению, иерархии и свободе воли адептов. Примечательно, что точкой отсчета и мерилом истинности здесь выступает каноническая церковь. Искажение того или иного признака приводит к ересям, расколам или какой-либо форме тоталитаризма, который выступает ключевым признаком сектантства и деструктивной деятельности. В пользу предложенного подхода свидетельствует тот факт, что 27 мая 2021 года Межсоборным присутствием Русской православной церкви был одобрен документ «Положение о канонических прещениях и дисциплинарных наказаниях священнослужителей», в «Особенной части» которого подробно изложены церковные правонарушения, классифицированные по видам и разделенные на три аналогичные группы: преступления против веры и церковного единства, преступления против церковного устройства и управления, правонарушения в области священнослужения и пастырского служения.
Вторая глава рассматривает в качестве примеров 30 различных околоправославных групп. Многие из них не только на слуху у православных верующих, но широко известны благодаря публикациям в прессе – как, например, пензенские затворники, царебожники бывшего схиигумена Сергия Романова и секта «бога Кузи». Кратко рассматриваются истории каждой организации, их вероучение, криминальные проявления, а также биографии лидеров.
Обращает на себя внимание, что значительная часть таких групп настолько далеко отошла от церковного учения, что они не могут быть отнесены даже к монотеизму. Магия в различных формах, фетишизм, вера в переселение душ, язычество и даже сатанизм являются в них весьма распространенным явлением.
Вопросам параправославной конспирологии как причине ухода в подобные секты посвящена третья глава книги. Здесь рассматриваются конспирология как таковая и наиболее распространенные в околоправославной среде мифы и их источники, как правило, западного происхождения – от многовекового всемирного масонского заговора до различных форм технофобий нынешнего времени. В качестве примера приводятся проповеди отлученного от церкви Романова с подробным анализом присутствующих в них неправославных и конспирологических идей, подчас откровенно оккультного характера.
Четвертая глава разбирает экономику параправославных сект в части различных способов добычи денег от адептов на нужды руководства. Делается это на примерах групп Романова, Рафаила (Берестова), извергнутого из священного сана Владимира Головина и «бога Кузи». Можно отметить, что их способы обогащения принципиально не отличаются от способов, используемых в сектах псевдопротестантского, буддийского или индуистского генезиса.
Достаточно большое по объему приложение содержит ряд официальных церковных документов, доклады на научных конференциях по вопросам, касающимся темы книги, и ряд других текстов, которые, несомненно, станут подспорьем для тех, кто на практике сталкивается с рассматриваемой проблемой. Особо стоит отметить обращение санкт-петербургского архимандрита Исидора (Минаева) «Участникам смуты в Среднеуральском женском монастыре», в котором он простым языком разъясняет, как именно должен быть устроен монастырь, в чем состоит монашеское делание, кто такие старцы, зачем они нужны, и ряд других вопросов, мнение по которым у адептов различных параправославных сект крайне далеко от реальности.
Из недостатков монографии можно отметить недостаточное количество описанных сект, которых гораздо больше 30, а также посредственное качество черно-белых иллюстраций. Вопросы может вызвать и обложка книги, на которой изображен персонаж, внешне похожий на канцлера Палпатина из «Звездных войн» на фоне Звезды Смерти, однако без светового меча и с воровскими татуировками. Бросается в глаза и летающая тарелка с характерной «прической», что в сумме более подобает оформлению фантастических романов.
Но в целом книга дельная и полезная. Ее целевой аудиторией предполагается православное духовенство в целом, а также миссионеры, религиоведы, преподаватели семинарий. Кроме того, книга будет полезна госслужащим, взаимодействующим с религиозными организациями, и сотрудникам правоохранительных органов, сталкивающимся как с различными проявлениями религиозного экстремизма, так и других преступлений на околорелигиозной почве.
Руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии
протоиерей Александр Новопашин
Независимая газета