После 20-30-х годов выжили немногие. Остались настоящие столпы православия, среди которых отец Иоанн Крестьянкин, праведный Алексий Мечев, архимандрит Серафим Тяпочкин. После испытаний все они удостоились особого Божьего дара – прозорливости.
После ссылки в Заполярье отец Николай стал с другими заключенными прокладывать железную дорогу. Естественно, ни о каких хороших условиях содержания к “попам” и истинно православным и речи не было.
Батюшка не мог забыть ту страшную ночь, вот как он сам рассказывал об этом:
Нас всех пригнали на озеро, покрытое ледяным крошевом. Хотели, чтобы все мы от веры отреклись. Был трескучий мороз, на котором долго и в теплой одежде не простоять. Приказали раздеться и заходить в воду, мы послушались.
Так нас и оставили, приставив собак и стражу, которая менялась постоянно – так было холодно.
Я стою, вокруг меня люди – епископы, батюшки, мирские. Все мы тихо молимся. Укрепление Бога чувствовалось, я стал умственно совершать молитву Иисусову. Еще в памяти непрестанно держал обрадование Богородице. В какой-то момент мне стало горячо.
Каждый из нас старался к друг дружке прижаться, но где там! Все мы понимали – рано или поздно отойдем ко Господу. Некоторые читали Псалтирь на память, а устами мы уже ничего говорить не могли – стужа была лютая, все тело сковано – даже дыхания не хватало.
Смотрю: многие уходят под воду – никнут их головки. Потом только всхлип услышу, и душа летит сразу ко престолу самого Господа Бога – все мученики. Ни один не отрекся от Него.
Я видел, как ангелы спускались и забирали их души. И мне, грешному, явилась сама Царица Небесная. Просила меня не оставлять молитву – сказала, что Господь меня исцелит и оставит на земле – для укрепления церкви Христовой.
После этого Богородица окутала меня своим теплом огненным, и я стоял в нем, единственный из выживших.
Наутро меня вытащили и отвели к начальнику, а тот уже и не смеется, говорит:
– Помог тебе твой Бог?
– Помог, Его и исповедую.
– Помолись за мою дочь, болеет она сильно, – сказал начальник. Этот человек в одну ночь стал верующим.
После этой истории старец отворачивался и всегда плакал: “Вот ведь какое испытание послал нам Господь”.
Укрепимся же и мы, дорогие, в вере так же, как и эти люди. Будем трезвиться, радоваться и ни на минуту не забывать о Христе. Слава Богу за все, только в Нем наше счастье и спасение!