7 августа исполнилось 40 дней со дня кончины старейшего клирика Новосибирской епархии, митрофорного протоиерея Павла Патрина.
Батюшке было 82 года. На первый взгляд, по нынешним меркам – это немного. Такой возраст сегодня никого не удивляет, да и отец Павел для своих лет был бодр и совсем не выглядел на свои 82. Но такова воля Божия. Господь призвал к Себе доброго пастыря, который верой и правдой более шести десятилетий служил Богу и людям.
Но по-человечески жаль, что так произошло. И скорбят по священнику не только его духовные чада, скорбят все православные христиане Новосибирской митрополии и близлежащих краев и областей – велика была Новосибирская епархия в 1970–90 годы, тогда отец Павел регулярно сопровождал правящих архиереев, объезжавших с архипастырскими визитами ее пределы.
Скорбят об отце Павле и те люди, кто с батюшкой и не был близко знаком, но многое о нем слышал. Потому что даже то, что известно о батюшке «из открытых источников» более чем достаточно, чтобы проникнуться к нему глубоким уважением. Одно это – «более 60 лет отдал служению Церкви» – чего стоит.
Духовный подвиг
«Прошла жизнь батюшки…», – с прискорбием сказал в день его кончины один православный христианин. А другой его поправил: «вся жизнь отца Павла – духовный подвиг, а подвиг, тем более духовный, не может пройти, он остается навсегда – будет жить в наших сердцах, о батюшке расскажем детям, внукам… память о нем остаётся в Церкви».
Духовный подвиг… В своей первой книге «Времен связующая нить» батюшка рассказывает о своем детстве, о своей семье, рассказывает интересно – оторваться невозможно. Говорит о трудностях, не скрывает, что порой было очень тяжело. Однако вся книга пронизана тем самым духом любви, который позволяет не то чтобы не замечать тяготы жизни семьи Патриных, но понимать, что не это главное. А главное то, что люди преодолевали эти тяготы не сами по себе, а с Божьей помощью. Патрины – всегда были и есть с Богом, который обещает любящим Его: «Аз есмь с вами и никтоже на вы!» Они, Патрины, это знают. И отец Павел знал, как никто другой. Он жил в Боге и с Богом.
С самого рождения он был в Церкви. Родился отец Павел (мальчика нарекли в честь преподобного Павла Фивейского) в Маньчжурии, куда, скрываясь от большевистского произвола, вместе с другими вынужденными переселенцами приехали его дедушка и бабушка с двухлетним сыном Гавриилом – отцом будущего священника. Сначала в храм Божий его – младенцем, приносили благочестивые родители Гавриил (ставший позже священником) и Мария, а подрос – и сам стал приходить в церковь, с семи лет начал прислуживать в алтаре.
Однажды в их доме остановился митрополит Харбинский и Маньчжурский Нестор (Анисимов), в прошлом известный камчатский миссионер. Увидев маленького Павла, владыка благословил его, подарив нательный крестик, который отец Павел с благоговением носил, не снимая, двадцать лет. По-разному можно оценить это событие. С одной стороны, подарок владыки очень приятен и для православных родителей мальчика и для самого Павла – правящий архиерей удостоил своим вниманием! Но с другой стороны это можно было рассматривать как благословение мальчика на христианскую жизнь, на тот самый духовный подвиг, который предстоит ему в дальнейшем совершить.
Возвращение
После смерти Сталина, во времена так называемой хрущевской «оттепели», Патрины приехали в СССР. Это произошло в 1955 году. А уже в 1957-м Павла Патрина в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска рукоположил во диакона тот же владыка Нестор, годом ранее назначенный на Новосибирскую кафедру. «Великий святитель!» – так отзывался о владыке Несторе отец Павел. Вот уж действительно – пути Господни неисповедимы.
Отец Павел некоторое время служил диаконом в Ильинской церкви в селе Осинники, а потом новый правящий архиерей епископ Донат, сменивший владыку Нестора на Новосибирской кафедре, перевел его в Вознесенский собор города Новосибирска. В 1960 году владыка Донат рукоположил отца Павла в сан священника.
А ведь всё это происходило на фоне усилившихся в СССР гонений на Русскую Православную Церковь. На священнослужителей оказывалось высокое давление, против их родных устраивали целые демарши на работе, в школах, многие педагоги открыто насмехались над детьми священников, оскорбляли их. Весьма непростое было время.
И выстоять в таких условиях – уже совершить духовный подвиг.
Пастырское служение
Большая часть пастырского служения отца Павла была связана с Вознесенским кафедральным собором. Здесь он проходил послушание ключаря. Был назначен благочинным Южного, а позже Центрального округов Новосибирской епархии. Отец Павел активно занимался строительством, в этот период территория Вознесенского собора полностью преобразилась. Так прошли 42 года самоотверженного служения, но в 2002 году отец Павел вынужден был подать прошение о переводе его за штат по состоянию здоровья. Но своего священнического служения отец Павел не оставил, когда были силы – посещал многие храмы и приходы Новосибирской епархии, совершая службы, делясь богатым духовным опытом, назидая и укрепляя духовенство и прихожан.
Удивительная семья Патриных. Все – православные христиане. Не по названию – по духу. Отец митрофорного протоиерея Павла Патрина – иерей. Его младший брат протоиерей Владимир, является клириком Тульской епархии. Старший его сын отец Георгий – секретарь Новосибирского епархиального управления, митрофорный протоиерей. Младший его сын отец Александр – настоятель храма в честь иконы Казанской Божией Матери в Первомайском районе города, протоиерей.
Протоиерею Александру отец Павел помогал, как мог. Его духовный опыт, а также серьезный опыт хозяйственника не могли не пригодиться на следующей дистанции его жизненного пути. Двое заслуженных священников, отец и сын, трудились рука об руку во славу Святой Церкви, укрепляя православный приход. Главное, конечно, люди, паства. Боголюбивый пастырь, отец Павел прилагал все усилия, чтобы приходская жизнь жительствовала, ни на день не замирала, развивалась, чтобы люди тянулись в храм Божий.
Сегодня настоятель Казанского храма говорит, что трудами дорогого батюшки удалось создать и успешно поддерживать замечательный приход. Костяк большой православной общины в Первомайском районе Новосибирска в основном составляют духовные чада отца Павла. Он любил людей, любил не только своих пасомых, он любил всех. Поэтому к нему и тянулись все. Был ли строг? Если и был, то строгость его – отцовская, так строжится отец на провинившееся, но всё равно горячо любимое им дитя. Люди чувствовали доброе отношение к ним и старались быть достойными этой отеческой заботы – жить по-христиански, жить по-православному. Скорбит приход после кончины батюшки, но веруют люди в то, что батюшка почил в Бозе, а у Бога все живы.
Отец Павел был свидетелем многих важных событий, происходивших в епархии. И не просто свидетелем, но и деятельным участником. Новосибирскую кафедру в разные годы возглавляли одиннадцать архиереев, двенадцатым управляющим Новосибирской епрахией стал митрополит Никодим. Отец Павел служил при девяти правящих архиереях. Свои уникальные наблюдения батюшка изложил в книге «Под покровом сибирских архипастырей», которая вышла за три с половиной года до его кончины.
За усердные труды во славу Святой Церкви протоиерей Павел Патрин был награжден Патриаршими и Архиерейскими грамотами, церковными медалями и орденами. В частности, был награжден орденами преподобного Сергия Радонежского III степени, святого равноапостольного князя Владимира III степени, святого благоверного князя Даниила Московского III степени.
В 2019 году в честь 80-летия со дня рождения протоиерей Павел Патрин был награжден митрополитом Новосибирским и Бердским Никодимом медалью “За служение Новосибирской Епархии” I степени.
Есть у батюшки и почетная светская награда – медаль ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени.
Сердце священника перестало биться 29 июня 2021 года. Отец Павел был погребен за алтарем Казанского храма в Первомайского районе, того храма, которому батюшка посвятил последние годы своей жизни.
Милосердный Господь да упокоит душу раба Своего протоиерея Павла в обителях небесных и сотворит ему вечную память. А мы милостью Божией обретем себе молитвенника на небесах!
Дмитрий Кокоулин