Избранному папе Римскому Франциску I приписывают скромность, консерватизм, хорошее отношение к России и любовь к православному Богослужению. Многие эксперты уже поспешили высказать мнение, что с его приходом на папский престол следует ожидать улучшение православно-католических отношений. Прокомментировать это мнение мы попросили заведующего кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина игумена Луку (Степанова).
Я бы не обольщался, поскольку сам факт существования папы Римского предполагает решительно не православное мироощущение, связанное с иным законом соборности, личной подчиненности римскому понтифику архиереев поместных церквей. Поэтому, наряду с другими догматическими сознательными ошибками, здоровая нравственная позиция любого Римского папы не делает его единым с Православием, но оставляет по-прежнему в отчуждении от полноты церковной благодати и предводителем крупнейшего сообщества неправоучащих, неправомыслящих о Господе нашем.
Личные несомненные нравственные достоинства вновь избранного папы вселяют надежду на то, что еще продолжится в мире серьезное противостояние тем деструктивным, безнравственным процессам, которые стремятся узаконить грех в государственном и человеческом сознании. Но насколько личные здоровые предпочтения могут стать причиной надежды на возвращение латинства в церковное единство с Православием, остается весьма сомнительным.
Как цитировал одного из западных богословов Владимир Николаевич Лосский, мы с католиками молимся одному и тому же Богу, но за тысячелетие стали разными людьми. Для тех, кто глубоко занимается сравнительным богословием, очевидна вероучительная пропасть, а теперь уже и историческая, разделяющая Православие и католицизм.
Для людей, стремящихся быстрее всех помирить, не оглядываясь на вероучительную чистоту, вновь и вновь остро встает вопрос, спасутся ли католики. Хочу напомнить ответ святителя Феофана Затворника: «Не знаю, спасутся ли католики, но знаю, что я без Православия погибну». Этот ответ завещает нам несомненно веровать в слова Нового Завета о том, что «кому много дано, с того много спросится», ведь не для того мы держимся полноты истины, исповедуемой Православной Церковью, чтобы осуждать тех, кто эту истину в ее полноте потерял, а для того, чтобы молиться о возвращении и воссоединении с Церковью заблудших чад ея.
Посему и сочувствуя радости католического мира о том, что избран, по всей видимости, не прожектер, не подставное лицо, не фальшивый христианин, а христианин искренний, более всего хочется остаться в своем молитвенном уповании на промысел Божий, по которому Господь, всем искренне возжелавшим спасение, устроит его, как бы далеко территориально от православной Москвы, которую мы сознаем центром вселенского Православия, христианин ни находился.