Доклад, сделанный на VII Межрегиональной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры» в Московском государственном областном университете 2 ноября 2010 года.
Год назад на такой же конференции я обращалась к уважаемым коллегам с докладом «Проникновение секты сайентологии в систему образования», где шла речь о деструктивной и незаконной деятельности секты сайентологии в школах Москвы и Подмосковья. Механизм взаимодействия, как выяснилось, довольно прост: сайентологические школы, не имея возможности самим получить лицензию на образовательную деятельность, договариваются с какой-либо государственной школой, дети в ней числятся, им ставят итоговые оценки и выдают аттестаты, в то время как реально они обучаются у сайентологов по методике Р. Хаббарда – основателя секты. Такая модель сотрудничества с сектой сайентологии долгое время была характерна для школы № 1332, пока в связи с рядом нарушений Трудового кодекса не уволили директора-сайентолога М.Г. Струве.
Оказывается, по такому же принципу действуют и оккультно-сектантские организации для внедрения в вузы. Тема, которая заявлена в названии моего доклада, к сожалению, весьма обширна, поэтому я кратко остановлюсь лишь на некоторых особенно актуальных, на мой взгляд, проблемах, хотя их гораздо больше.
По такой же схеме, как и сайентологи, то есть прикрываясь именем лицензированного образовательного учреждения, действует и небезызвестная Раиса Леонидовна Кашубина, в свое время любившая представляться «астральной женой» Григория Грабового. Долгое время она была ректором созданного ею вуза – Универсального института инновационных технологий – и техникума – Гуманитарного техникума инновационных технологий. На своем сайте Кашубина представляется как создатель некоей науки третьего тысячелетия «космо-гео-эко-психо-софии», а также как богиня Света, Любви и Добра или «княгиня, императрица Великого Григорианского дома Кашубина-Грабовая Григория-Раисса» или еще интереснее: «Раиса, Раисса, Раисса-Григория-Георгия-Виктория-Лада-Или-Арусваагия-Лира – Богиня Мира, Добра, Вселенской любви, воплощение». Сотрудников УИИТ Кашубина называет «друзья, боги и единомышленники» размещает их фотографии вокруг своей, расположенной в центре, с надписью «Иконостас Святой Раиссы» (http://www.grigoraya.ru/).
Показательно, что такой человек еще недавно возглавлял вуз и техникум. В 2009 г. учебным заведениям Кашубиной аккредитацию не дали и лицензию не продлили. Однако на этом ее деятельность не закончилась. Студентов Универсального института инновационных технологий Кашубина перевела в Институт современного управления, кино и телевидения, где их, по словам сотрудников Кашубиной, обучают те же преподаватели, что и в бывшем Кашубинском вузе. Как отвечали все лето 2010 г. по телефону в приемной комиссии несуществующего вуза, ректор Института современного управления кино и телевидения, мол, «наша сотрудница», и, соответственно, единомышленница Кашубиной. Таким образом, мы видим: школьник, отучившийся у сайентологов, получает аттестат государственной школы; выпускник Университета инновационных технологий, изучавший в течение пяти лет неизвестную «науку» «космо-гео-эко-психо-софию», получает диплом Института современного управления, кино и телевидения. Возникает вопрос: какими специалистами выйдут эти дважды обманутые люди? С одной стороны, их обманули сектанты и оккультисты, обучив несуществующим «наукам» по не одобренным министерством образования методикам. С другой стороны, их обманула государственная школа или аккредитованный вуз, выдав аттестат или государственный диплом и присвоив квалификацию, вероятно, не соответствующую программе обучения.
Но такой способ взаимодействия различных оккультистов с системой образования для пропаганды своего учения – не единственный. Есть менее плотный – аренда помещения и проведение своих занятий под видом тренингов в здании учебного заведения, но есть и более плотный – легальное внедрение в систему образования.
К сожалению, есть оккультисты со своими одобренными Министерством образования программами, действующие абсолютно легально. Это всем известный педагог-новатор Шалва Александрович Амонашвили и его последователи. Сразу скажу, что я не хочу оспаривать заслуги Шалвы Александровича как педагога-новатора в обучении младших школьников; я не буду комментировать его принцип «обучения без отметок» – в нем наверняка есть свои преимущества; я даже ничуть не сомневаюсь в искренней любви Шалвы Александровича к детям и к педагогике. Но оккультно-мистическое учение Рерихов, пропагандируемое Амонашвили и легшее в основу трактата «Школа Жизни» – книги, содержащей основные признаки его «гуманной педагогики», дискредитирует все присутствующие здесь сколь угодно положительные педагогические идеи автора. Ни к педагогике, ни к какой-либо другой науке этот трактат не может иметь никакого отношения, хотя и претендует на научность. Так, согласно автору «Школы Жизни», ребенок – это «существо космическое» и «несет в себе величайшую энергию Духа» [1, 14] (спрашивается, какого? – Т. К.), в ребенке есть некие «космические силы» [1,16] и сам он «проявление Космоса в Микрокосмосе» [1,20]; а «Школа Жизни» «приобщает его к Духу Планетарному» [1,27] (спрашивается, кто это? – Т. К.) и ставит своей целью «служение планетарной и космической эволюции» [1,42; 59-60]. Все потому, что конечная цель человеческой жизни, по Амонашвили, – «совершенствовать себя до той степени, чтобы стать Богочеловеком» [1,24]. Оккультной тематикой пронизаны и другие книги Амонашвили. Так, например, его «Баллада о воспитании» открывается темой «Новой расы» или «Нового Рода человечества» – это один из главных отличительных признаков теософии, на основе которой сейчас строят свое учение практически все оккультные секты, особенно те, где напряжены апокалиптические ожидания. Идея заключается в том, что вот-вот наступит новая эра и зародится новая цивилизация, вмещающая в себя только достойных по оккультным меркам людей, будто бы наделенных сверхспособностями: левитации, телепортации и т. д. В своей книге Амонашвили утверждает: «А теперь идет новое поколение людей. Наблюдатели за ними утверждают, что современные дети составят особую человеческую Расу» [2,11]. Также мы увидим здесь рассуждения автора на полном серьезе о «детях индиго», которые, по его мнению, «есть посланцы из будущего в нашу несовершенную действительность» [2,14], – те самые представители «новой расы». Все это прекрасно вписываются в «Живую этику» Рерихов и теософию Блаватской, на что педагог-новатор и опирается в своих идеях, но что никак не может претендовать на научную концепцию. Необходимо отметить, что Центр гуманной педагогики, возглавляемый Амонашвили, является подразделением Международного Центра Рерихов, совместно с которым проводятся и ежегодные Международные педагогические чтения.
Еще больше автор дискредитирует себя в своих «открытиях» в области лингвистики. Так, в «Школе Жизни» и в «Балладе о воспитании» мы видим претензию автора на новые идеи в изучении этимологии слов. Например, по Ш.А. Амонашвили, слово «воспитание» обозначает «питание духовной оси человека»: слово «ось», по его мнению, кроется в приставке вос-, и само слово раскладывается как «в-ос-питание». А слово «урок», оказывается, раскладывается на «у+рок». Амонашвили делает лингвистическое открытие: по его мнению, «У» в данном случае будет эквивалентом санскритского УРА, что означает Свет. … А РОК следует понимать как Судьбу, которая складывается, зарождается именно в данное время». Автор полагает, что «изначальная семантика слова УРОК вмещает в себя следующее смысловое содержание: Свет Судьбы, Жизнь Судьбы, Первоначальное Божественное начало Судьбы»[1,34]. Такие же, мягко скажем, фантазии Амонашвили выдает за научные открытия применительно к словам «учитель» и «ученик»: «Суть смысла понятий Учитель и Ученик заключена в их едином ядре – УЧ, – считает Амонашвили, – которое, со своей стороны, несет в себе два начала: У и Ч. Первое начало У … означает Ура, Свет, Логос, Слово, … Жизнь, Любовь, Бог (почему «У» обозначает Бога – никак не понятно – Т. К.) Второе же начало Ч следует понимать как Чело, Дух»[1,58]. И полбеды, если бы это были, действительно, авторские фантазии. Но Амонашвили абсолютно серьезно говорит о своих выдумках, которые повеселили бы любого студента-первокурсника, именно как о научных данных. Так, во Введении к «Школе Жизни» заявляется: «Предлагаемый трактат есть попытка обобщить … результаты теоретических и научно-экспериментальных поисков … в русле общей теории гуманно-личностного подхода к детям в педагогическом процессе»[1,9]. Теперь возникает вопрос: как с «научно-экспериментальными поисками» сочетается «энергия Духа» и «Планетарный Дух»? Если речь идет о духах, то, может быть, Амонашвили предлагает новую религию? Кстати, в пользу этой догадки говорит и некий архитектурный проект Амонашвили: «Здание Школы Жизни должно выражать идею Храма Света, Знаний, Мудрости, Устремленности, Одухотворенности. Оно должно иметь мягкие, округлые формы; купол к звездному небу»[1, 64]. А также и то, что у Амонашвили есть свои «заповеди»: «Верить в безграничность Ребенка – он есть Микрокосмос»; «Верить в свои Педагогические Способности – «Я от Бога учитель»; «Верить в силу Гуманной педагогики – в ней Творящая Энергия»[1,57]. Каждый, конечно, может верить во что ему вздумается. Но тогда при чем тут «научно-экспериментальные поиски»? Более того, не нарушает ли активное распространение нового оккультно-религиозного учения Амонашвили российское законодательство о светском характере образования в России? Надо сказать, что этот вопрос уже задавал в своем докладе на Рождественских чтениях 2009 г. директор Новосибирского Регионального отделения Центра религиоведческих исследований протоиерей Александр Новопашин. И, кстати, поводом для его доклада послужило кощунственное выступление Амонашвили в Новосибирске, содержащее следующее заявление: «Я – Учитель. Христос – Учитель. В чем разница между мною и Христом? Он – Учитель, я – Учитель, вы – Учителя» [3]. Надо сказать, что редкий оккультист не впишет Христа в свой пантеон – это одна из особенностей оккультно-языческого мировоззрения, характерного и для Амонашвили. Но при этом он (возможно, по незнанию, но незнание в случае претензии на написание научного текста никак не оправдано) будет распространять ложь о христианстве, вводя в заблуждение своих читателей. Так, в своей книге «Размышления о гуманной педагогике» Амонашвили заявляет, что «по христианской религии, Бог находится в тебе самом» [4,76], что противоречит христианскому миропониманию и, следовательно, является или серьезной ошибкой автора, или заведомой ложью. И то и другое приносит вред читателю: как студенту, так и молодому специалисту, на которых рассчитана книга. Интересно отметить, что того же мнения придерживаются и преподаватели Московской Духовной Академии. Так, в отзыве МДА на «Школу жизни» вероучение Амонашвили названо «духовным суррогатом», свидетельствующим «о его полной и беспросветной духовной дезориентации в вопросах религии» и делается вывод о том, что «введение преподавания детям по данной книге пагубно повлияет на них и не безопасно для их духовно-психического здоровья»[5].
Таким образом, мы видим, что учение Ш. А. Амонашвили, основанное на оккультно-мистических учениях Рерихов и Блаватской, содержит в себе противоречащие научному подходу положения и выводы, и, следовательно, его дальнейшее распространение в школах и вузах вряд ли может принести какую-либо пользу. Проблема распространения оккультизма в высшей школе стоит очень остро, и оградить вузовское образование от проникновения магизма и оккультизма, на наш взгляд, одна из важнейших задач преподавателей высшей школы.
Амонашвили Ш. А. Школа Жизни. М., 1998. С. 14. Здесь и далее авторская орфография сохранена – Т. С.
Амонашвили Ш. А. Баллада о воспитании. М., 2007.
Новопашин А., прот. Культ Амонашвили // http://iriney.ru/sects/teacher/006.htm
Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
Отзыв группы преподавателей Московской Духовной Академии и Семинарии на учебник Ш.А. Амонашвили «Школа жизни». 30 декабря 1999 г.
Карпачева Татьяна Сергеевна,
доцент кафедры русской литературы и фольклора
Московского городского педагогического университета,
научный сотрудник МОО «Центр религиоведческих исследований»,
кандидат филологических наук