Первое упоминание о православном приходе в селе Кочковском относится к 1863 году. А в справочной книге Томской Епархии за 1898 – 99 гг. указывается, что в 1899 г. в селе построена новая церковь и прихожан в ней числилось 8271 человек.
Мы расскажем о последнем десятилетии её существования.
Несостоявшийся крестный ход
В дореволюционное время почти ежегодно в село Кочки из села Усть-Алеусского приносили местночтимую икону Святителя Николая (по-народному Николая Чудотворца). Это видно из сохранившегося до нашего времени прошения от 18 мая 1927 г. Приходского совета Христорождественской церкви села Кочки – просьбу верующих жителей села Кочки в Районный Административный Отдел. По справочной книге Томской Епархии 1914 г. прихожан в церкви села Кочки значилось 6189 душ.
Особочтимые иконы приносили в то время в сёла, как и сейчас, в некоторых местах России, по разным причинам. Это могла быть и сложившаяся традиция совершения ежегодных общественных молебнов пред иконой. Икону могли приносить по причине засухи. Могли приносить для того, чтобы прекратились болезни, стихийные бедствия и т д.
Обычно положено было икону нести крестным ходом. Святитель Николай – один из самых почитаемых святых в России и его помощь получали и получают многие верующие.
В прошении в Администрацию изъявлялась просьба на принос иконы из Усть-Алеуса “…для общественных молебствий, так и (молебнов) по домам верующих”. Такая практика была довольно распространена в дореволюционное время.
В резолюции, наложенной на прошение, значилось: разрешить принос только на 20 мая сего года, а просьба подана была 18 мая. Если посмотреть на карту – расстояние от Усть-Алеусского до села Кочки по прямой линии наберётся километров 70 – 75, а по реальной дороге может быть и все 100, ведь туда дорогу перегораживает бор. Даже на лошади при всем желании туда и обратно за это время не успеть.
Поэтому встает вопрос, можно ли было осуществить принос иконы в село за такое короткое время? Понимали ли это те, кто давал такое “разрешение”? И неизвестно, была ли она принесена?
Колокольный звон под запрет
В декабре 1927 года проходил съезд ВКПб, на котором И. В. Сталин почти в самом конце II части своего доклада сказал: “У нас имеется ещё такой минус, как ослабление антирелигиозной борьбы…. Все эти и подобные им минусы должны быть ликвидированы…”.
В октябре 1928 г. из Каменского округа под штампом: Каменское Окружное бюро профессиональных союзов “всем окружным отделениям и райсовещаниям” был разослан документ на двух страницах об усилении антирелигиозной пропаганды (из Кочковского архива).
Сохранился и документ от 19 апреля 1931 г. – Постановление Президиума Кочковского РИКа Запсибкрая о состоянии народного просвещения в районе, шестым пунктом в нём значилось следующее: “Антирелигиозной работой школы занимаются мало. Большой процент детей в этом году посещал церковь. РИК обращает особое внимание сельских советов и Совнарпроса и обязывает полностью выполнять решения Президиума по антирелигиозной работе школ”.
Дальше по документам Кочковского архива наступление на Православную веру усиливалось с каждым годом. В 1933 году 23 сентября Президиум Кочковского Районного Исполнительного Комитета З.С.К. постановляет воспретить колокольный звон в Кочках и всех сёлах района. В 1935 году 6 февраля Кочковский райисполком Зап. Сиб. Края постановляет снять колокола со всех церквей района. В этом же году закрываются церкви района, некоторые из которых не функционировали уже с 1932 г., например, как в Быструхе.
Постановление №95 Президиума Кочковского Райисполкома от 25 октября 1935года: “Учитывая громадные запросы культурного обслуживания колхозников и трудящихся, единоличников, отсутствия культурного дела в с. Кочках, где можно было бы проводить политико-воспитательную работу Президиум Райисполкома постановляет: Просить президиум ВЦИКа ускорить рассмотрение ходатайства о передачи церкви в с. Кочках под клуб, дав возможность провести празднование 18 ГОДОВЩИНЫ ОКТЯБРЯ во вновь переоборудованной из церкви – КЛУБА”. (Кочковский архив).
Матрона Николаевна Булгакова, жительница села Кочки, 1921г. рождения рассказала следующее.
Последний (или один из последних) священников в селе Кочки был Ефим Евграфович Жилин. Он приходился родным братом матери Матроны Николаевны – Акилины Евграфовны, 1883г. рождения.
Матрона Николаевна рассказала, что священник оделся во всё чистое, попрощался с семьей и ушёл в храм молиться. Там его взяли во всем облачении. Три мужика на лошадях увезли его через мост и там, за речкой, расстреляли. Матроне тогда было 7 лет.
У священника Ефима Евграфовича было двое детей. Матушку его звали Аксинья.
Акилина и её дочка Матрона похоронили священника на кладбище возле церкви. Акилина сама выкопала ямку, прикрыла лицо картонкой и засыпала – вот и все похороны. (Дважды записано священником Александром в 2006 и 2007 гг. со слов М. Н. Булгаковой, жительницы с. Кочки).
Храм был семиглавый
Пока писалась статья, в Кочковском музее была найдена книга протоколов, описание имущества и длинный список членов общины Христорождественской церкви за 23 – 27 гг. Впервые эту книгу и просьбу на принос иконы нашли в 2007 году школьники Красносибирской школы во главе с классным руководителем Еленой Николаевной Тимофеевой.
Из протокола Приходского собрания от 29 ноября 1925 года читаем: “…о ремонте Госстроения(?) – храма… за последние два года проведен капремонт храма на 1000 руб., церковь обеднела и на свои средства продолжать ремонт не может, поэтому было решено обратиться к гражданской власти разрешить добровольный сбор по домам”.
Сколько же тогда ещё было верующих людей в селе Кочках? В книге членов религиозной общины села за 1926 г., где составлен их подробный список и указан возраст каждого, значилось 3598 душ, причём без детей до 18 лет! Священник тогда был отец Михаил Артюхов.
Какой был в то время храм? Ведь не сохранилось ни одной фотографии. Но из церковного описания имущества храма за 25 год читаем, что храм был длиной 40 м, шириной 14 м, высотой 30 м! Деревянный, на каменном фундаменте, семиглавый с крестами на каждой главке! Алтарь – полукруглогранатовый.
Иконостас трехъярусный с 12 большими колоннами и 10-ю малыми, бордовый, с резьбой. Резьба вызолочена. С потолка свисали 3 паникадила (люстры). Хоры были высоко вверху. На стенах храма были размещены 24 большие высокоценные иконы. Было ещё 48 икон поменьше.
В помещении храма стояли 9 больших серебряных подсвечников и красивые аналои, с лежащими на них иконами. Пол был устлан коврами. На иконостасе и пред иконами висели красивые старинные лампады. Имелась богатая ризница. Кроме священника был ещё и диакон, который провозглашал ектинии.
Можно представить, как в храме было на праздники, при стечении сотен, а может и тысяч празднично одетых людей, в этом огромном храме при сотнях зажжённых свечей, в ярком свете паникадил и с пением профессионального хора! Часть фундамента храма до сих пор видна слева и чуть сзади от здания районной администрации.
В мае 1927 года не удалось принести в село икону святителя Николая. Но в одном из летних приходских протоколов 27 года читаем, что члены очень многочисленной тогда общины решили следить за передвижением иконы святителя Николая и, если она окажется в каком-либо селении неподалеку, ходатайствовать перед властями о принесении её в село Кочки.
Летом 27 года уже собирались покупать лес на ремонт ограды храма и составили смету, но о дальнейшей истории прихода пока нет документов. И так и не известно: была ли тогда принесена икона? Известно только, что 27 год – это последний довоенный год, когда церковь ещё имела хоть какую-то относительную свободу.
Священник Александр