21 февраля/воскресение. В Неделю о мытаре и фарисее Его Преосвященство епископ Филипп возглавил Божественную литургию в Кафедральном соборе св. апостола Андрея Первозванного г. Карасука, ему сослужил секретарь Карасукской епархии иерей Антоний Баранов.
В воскресной проповеди по ее окончании Владыка поздравил прихожан собора с воскресным днем и отметил, что сегодня началась первая Неделя одной из трех подготовительных седмиц Великого поста – Неделя о мытаре и фарисее.
Он напомнил, что сегодня в Евангельском отрывке мы слышали притчу о мытаре и фарисее. Два человека вошли в храм на богослужение: мытарь и фарисей. Фарисеи – это люди, которые стремились познать Закон и исполнить все его предписания, т. е они были людьми образованными. Но забывали, что суть Закона – это взаимоотношения любви между Богом и человеком. А мытарь – это собиратель податей, человек находящийся на службе у оккупантов-римлян, поработивших израильтян. И законом жизни этих людей было вымогательство, жестокость и беспощадность к населению, с которого они взимали налоги, и брали, как правило, с них намного больше, за что были ненавидимы и презираемы своими соотечественниками. И первый из них вышел их храма осужденным Господом, точнее, Бог все же не отверг его, но он ушел из храма домой мене освященным, менее приблизившимся к Богу, чем мытарь, потому что он ничего не знал о любви, а только о долге и обязанностях. А второй – жалкий мытарь – вышел их храма оправданным Господом.
Вина фарисея, как сказал архиерей, заключалась в том, что он взял на себя миссию судить как самого себя, так и пришедшего в храм мытаря. Но судить другого имеет право только Бог и об этом написано в Законе, но фарисей не удержался и взял на себя роль Самого Бога.
Владыка сказал, что “часто и мы с вами грешим этим, часто осуждаем своих ближних”. Но это еще не вся вина фарисея: далее он начал с похвалой думать о своих поступках, о себе, т. е. своей греховности не видел совсем.
Архипастырь напомнил, что в отличие от фарисея, мытарь, стоя у притолоки и не поднимая глаз, бил себя в грудь и просил только: “Боже милостив, буди ми грешному”, понимая, что заслуживает ту же беспощадную жестокость, которую он сам применял к людям день изо дня. Он понимал, что для него нет прощения и в то же время верил, что милость Божия прольется через край, прольется до того места, где он стоит. И до него дошло Божие прощение. И он вышел из храма оправданным.
Завершая свою воскресную проповедь, правящий архиерей сказал, обращаясь к молящимся: “Мы с вами должны приходить в храм Божий с чувством трепетного благоговения, которому нас учит мытарь, и вести себя в храме как люди, находящиеся в присутствии Божием – с сердцем трепетным, полным покаяния и благодарности, любви и надежды”. И напомнил прихожанам, что эта седмица сплошная: в среду и пятницу нет поста.
|