Наставления старца отца Николая (Гурьянова)

Батюшка говорил:

— «Бог всегда с простыми людьми. А простые – это те, в ком нет злобы… Где просто – там Ангелов со ста, а где мудрено – там ни одного». «Неверующий же человек признает только то, что называется видимым миром, — часто повторял отец Николай. – Он живет только земною жизнию…Бедненькие – слепые и глухие… Оставьте их…»

Подобно этому высказывался и Святитель Николай Сербский: «Неверующим не помогает никакое знамение. Евреи собственными глазами видели многие чудеса Христовы, однако не хотели верить, а в оправдание своего неверия говорили, что Он творит эти чудеса силою князя бесовского! Кто не желает верить в Добро, тому не помогают все знамения, какие может ниспослать Небо. Сердце, наполненное злобой, тверже гранита. Ум, помраченный грехом, не способен стать светлым даже от всего небесного света, сильнейшего тысячи солнц».

Но как сокрушался отец Николай, когда слышал из уст верующих, что каноны запрещают молиться за тех, кто не ходит в Храм, что некрещеные – «куски мяса», что если три воскресения не был на Литургии – ты отлучен от Церкви, что пияниц – нельзя отпевать.

– «И что у них за «богословие» такое?! — удивлялся отец. – Невежество и неверие! Церковь на земле для Милости, Всепрощения и Молитвы за весь гибнущий мир… Пока не наступил Страшный Суд, надо за всех умолять Господа о помиловании… Слезная Мать наша Церковь… А они вон что придумали – выкинуть из нее всех грешников, ради кого Господь распинался».

Батюшка молился обо всем мире… Когда он слышал о бедствиях, постигших мусульманские страны, о наводнениях в Индии и Китае, просил:

— «Господи! Помоги им! Спаси их души от вечной погибели! Сжалься над нами всеми…»

— Старец всегда говорил, что молитва христиан побеждает законы природы, останавливает стихии, сокрушает демонов и способна даже удержать карающую Десницу Божию:

— «Хоть и грешно Господа учить, но будем умолять Его Милосердие, чтобы Он не наказывал мир войной».

Непрестанная молитва не угасала в его пламенном сердце… Молитва к Богу за весь мир… Но

— «тяжеловато вести беседу с такими, которые держатся только буквы, ибо она убивает дух, (Кор. 3, 6) – сокрушался, также как и Батюшка Николай, Валаамский старец Иоанн, — с такими собеседниками теряется внутренний мир, если будешь говорить о духовном, нужно умудряться прекращать разговор с ними».

Отец Николай был образом беззлобия, любви и милосердия. Он никого не оставлял в беде. Часто к нему приезжали просить молитв за неправедно осужденных, отбывающих срок за чужие преступления, не имевших возможности защититься от произвола «должностных лиц». И Старец не прятался от человеческого горя за формальными словами — «такова Воля Божия». Он выслушивал, молился, думал и советовал, как поступить, к кому обратиться. Настаивал на том, что необходимо действовать, защищать, спасать ближнего от произвола чужаков. Если случалось, что в этот момент у Батюшки были люди, которые могли помочь, просил и благословлял обязательно исправить несправедливость . Просил просто:

— «Вы помогите им, родной. Это же грешно так людей обижать».

Батюшка никогда не смешивал понятий Добра и зла, как современные лжеучители, заставляющие паству лицемерно замалчивать реальные проблемы под видом «послушания и смирения». Понятно, что стремятся они этим достичь: если Добро станет молчать, то царствовать будет зло. Но не молчать, а жить по Евангелию благословляет Господь! У нас же, увы, сегодня перепутаны все понятия – Любовь превратилась в безразличие ко греху; Милосердие – в попустительство страстям и порокам. Такое греховное смешение Старец не принимал, а обличал со строгостью, и учил беречься от лжеучителей, распознавать – кто какого духа.

— «Милость и Любовь, — говорил отец Николай, — не есть слабость и соглашательство со злом. Это духовная азбука такая. Мы посвящены Богу во святой купели Крещения, и жить должны чисто, по Евангелию».

Никто не стеснялся плакать о своей гибнущей душе, припав к отеческой руке Батюшки. И пока сердце не выплачется, не покается, он ждал и не отнимал отеческой руки… Ждал и молился, и учил всех молиться Господу – покаянно и смиренно:

— «Будешь плакать и молиться о своих грехах, Бог тебя простит, а может, и еще кому своей молитовкой поможешь».

Говорил:

— «Настало время испытания глубины и истинности нашей Веры. Именно сейчас, когда восстановлены внешние стены, заботиться нужно о храме сердца… «Даждь Ми, сыне, твое сердце», (Пр. 23, 26) – говорит Господь. «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства , хуления… Это оскверняет человека» (Мф. 15, 20).

— «Здание храма можно восстановить, а вот души человеческие потерять… Помочь человеку увидеть, какой ты есть пред Богом, заглянуть в свое окаянство, смотреть на болезнь сердца и признать, что мы все – и пастыри, и паства – имеем в душах глубокие изъяны – основное попечение Церкви – говорил Батюшка. – Человек расслаблен и сам себя исцелить не может, и священство призвано будить совесть и помочь прийти ко Христу, чтобы Он воскресил нас, как Лазаря. Труд Церкви – спасать всего человека».

Батюшка был неутомимым тружеником. Один мусульманин принял Православие. Он знал по рассказам близких людей, что живет на земле святой человек, душа которого белее снега, слово – молитва к Богу, любовь – не знает границ, а сострадание – он испытал на себе, когда Старец вымолил его, некрещеного, от смерти. «Если бы все священники были такими, как отец Николай – многие бы приняли Христа, как и я» — а ведь он даже не видел Батюшку, знал только силу его молитвы.

С отцом Николаем всем было легко и радостно идти к Богу. «Священник, стоящий в Истине, — говорит преподобный Иустин, — наделен Божественной властью над раем и адом, над смертию и жизнию, он неусыпный страж против зла на земле. Он со Христом и способен оживить мертвые души других… Старец Николай оживлял. Когда сомневались прославить Царственных Мучеников, сказал: «Мы не можем быть с убийцами и чернителями заодно… Совесть не позволяет… Церковь всегда должна быть с Правдой!»

Хранил праведник Веру отцов, жил в ней:

— «Мы с вами – староверы», — говорил, и исцелял с любовию неправды новой церковной жизни. Это было нелегкое бремя. «Служу ради Иисуса, а не ради хлеба куса!» — так говорил и так жил незабвенный Батюшка.

Часто спрашивали о «расцвете» Православия.

— «Не надо говорить о «расцвете», — просил он. — Живите сейчас по Евангелию. Ведь для этого не нужно что-то особенное, правда?! Евангелие у всех есть, книги духовные… Есть где исповедоваться и причаститься… Молитесь, на все просите у Господа благословение и не забывайте, что Евангелие – наш Духовник и Наставник. В Евангелии все сказано. Единственный Владыка нашей жизни – Бог, Господь Иисус Христос».

— «Мы все будем судимы по Евангелию», — говорил Батюшка.

Свою жизнь отец Николай соизмерял по святым отцам: ,

— «Нужно прежде себя очистить, а затем других учить чистоте; нужно прежде себя умудрить, а затем других учить мудрости; нужно прежде самому стать светом, а затем других просвещать; нужно прежде самому приблизиться к Богу, а затем других приводить к Нему; нужно прежде самому стать святым, а затем других освящать» (Григорий Богослов).

— «Хранил я заповеди», — тихо исповедовал в последние дни благодатный подвижник Батюшка Николай… От всеобъемлющей неземной Любви, он с трудом произнес слова, слезы текли по его лицу, обращенному к Лику Спасителя.

В двух словах – столетняя жизнь на земле.

— «Родные! Храните Веру, не расставайтесь с Господом – и спасетесь»…

Таков был добродетельный отец.

Он никогда не требовал, чтобы ему служили, но сам служил ближнему.

— «Служить другому человеку – спасительно. Ведь и Господь приходил послужить всем».

Однажды, когда Батюшка исцелил отрока, имевшего последнюю стадию онкологии, находившаяся рядом матушка Николая подумала: «Кто же наш Батюшка в Очах Божиих?» — он тихо ответил на ее сокровенную мысль:

— «Во время моей кончины вам, роднуша, Господь откроет».

При облачении Батюшки присутствовали не только монахи, но и врачи, лечившие его при жизни.

Когда при облачении в погребальные одежды ему поднесли напрестольный Крест, чтобы вложить в правую руку, он слегка приподнял ее и сам взял правой рукой Крест. Затем немного приоткрыл пальцы левой руки, чтобы вложили Евангелие, а потом даже слегка приподнял левый плечевой сустав, поскольку Евангелие было старинное, в тяжелом окладе. В изумлении врач обратился ко всем: «Батюшка сам взял Крест!» — и стремительно подошел к Старцу и стал проверять пульс…

Благоухающее и мягкое тело Батюшки настолько не походило на окоченевшие тела грешных людей, что еще раз врач удостоверился, что пульса нет…

Заветные слова Старца важны и поныне:

— «Христос Воскресе! Не теряйте Пасхальную Радость!»

Батюшка повторял:

— «Нет! Россия не умирала! Она жива и молится! Никуда не надо бежать, это грешно. Любите Церковь, как я ее любил, и не оставляйте врагу на попрание!»