«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
В глубине палестинской пустыни, на половине пути от святого града Иерусалима до Мёртвого моря, в глубоком ущелье находится монастырь – Лавра Саввы Освященного. Именно там подвизался этот великий пустынник, молитвенник, слава о котором распространялась уже и в то время, и почитание которого в христианском мире продолжается до сего дня.
Всякий, кто приходит туда, понимает, сколь велики были подвиги этого человека, который жил и трудился в таком месте. Летний зной, пустыня, нехватка воды, тяжёлые климатические условия – всё это делало подвигом одно лишь пребывание любого человека в подобном месте. Но именно эти места выбирали православные подвижники, люди, посвятившие себя Богу, для того, чтобы удалиться от мира, чтобы потерпеть что-то ради Господа.
И они терпели лишения, зной, голод, а когда-то – и холод, неся миру весть о Христе и творя за мир, погрязший в суете, свою усердную, тёплую молитву. Преподобный Савва Освященный не только подвизался в пустыне, но и оказал важное влияние на жизнь в целом Иерусалимской Церкви, а также на жизнь всех православных христиан.
Устав Саввы Освященного получил распространение в православном мире. И благодаря ему, в том числе, сложился тот богослужебный строй, который мы используем и в наше время.
Преподобный Савва носит удивительное и, может быть, немного непонятное для нас наименование – Савва Освященный. С чем это связано? Дело в том, что монахи в то время, как правило, не совмещали в себе священный сан с монашеским званием. Они были просто монахами, которые подвизались, молились, трудились – но сами не совершали литургию, потому что не были рукоположены ни в диакона, ни в священника. Савва был одним из тех, кто получил благодать священства дополнительно к своему монашеству и потому стал именоваться Саввой Освященным.
В наше время монах – носитель священного сана является обычным делом. Более того, все епископы в нашей Церкви, в Православии это тоже, как правило, монахи. И преподобный Савва был одним из первых, кто в себе совмещал и монашество, и священство.
Его подвиг напоминает нам о подвиге терпения. Он ушел в ту пустыню, где подвизался Спаситель, и где Он проводил сорок дней в посте без всякой пищи. И сегодня приезжающий туда паломник не видит там особого великолепия, большого количества золота, каких-то особых удобств – там до сих пор просто, аскетично. Но даже стены, само место несёт в себе благодать подвигов Саввы Освященного, а также тех монахов, которые подвизались в этом месте вместе с ним и после него.
Дай Бог, чтобы по его молитвам не иссякала монашеская жизнь – как в обителях Святой Земли, так и в наших обителях. Чтобы иноки, решившие отвергнуться от мира ради Господа, претерпевали всё, подобно Савве Освященному, неся миру свидетельство о Христе своей проповедью, своим трудом, своими подвигами и своим терпением. Аминь».
Официальный сайт Рязанской епархии,
19 декабря 2015 г.