Эти советы помогут выявить недобросовестных волонтёров, псевдоблаготворительные фонды и просто уличных мошенников, которые наживаются на желании людей делать добро.
Есть вещи, которым мы не привыкли учиться. Считается, что эти навыки сами собой придут. Например, нас не учат правильно бегать — так, чтобы не травмировать суставы. А ещё нас не учат, как помогать, чтобы это действительно приносило пользу.
Считается, что сфера благотворительности эмоциональна и разум там просто не применим. Нам не объясняют, как отличать тех, кому действительно нужна помощь, от мошенников, которые спекулируют на сочувствии. И не говорят о том, какие форматы помощи реально полезны, а какие только вредят.
Как проверить на подлинность призыв о помощи в интернете
1. Не торопитесь
Призывы помочь часто содержат просьбу сделать это немедленно. Иногда это признак отчаянного желания человека помочь своему близкому. Однако нередко к такой формулировке прибегают мошенники. Их цель — сыграть на эмоциях, не оставляя пользователю времени на раздумья.
Помогая мгновенно, вы можете не только поддержать нечистых на руку людей. У вас есть риск навредить человеку, которому правда нужна помощь. Очень часто сбор средств идёт на те способы лечения, которые, например, семья ребёнка выбрала самостоятельно, а на самом деле такие методы малышу противопоказаны.
2. Обратите внимание на типичные сюжеты
«Очень большая сумма требуется на лечение тяжелобольного ребёнка, она нужна срочно, а лечение необходимо за рубежом, потому что именно там медики — волшебники, в то время как российские врачи разводят руками». Это наиболее типичный фейковый сюжет, который указывает на вероятность мошенничества.
3. Проверьте информацию
Как правило, сначала пользователи переводят деньги и только потом начинают интересоваться деталями. Возникает желание привлечь как можно больше внимания к проблеме, и люди начинают звонить в СМИ и благотворительные фонды. Тогда-то и может выясниться, что просьбы о помощи приходили со взломанного аккаунта.
Действуйте в обратной последовательности: начните с вопросов.
4. Задайте вопросы автору объявления
Например, а почему именно такая сумма нужна? Почему выбрали конкретно эту клинику и кто назначил такое лечение? Обращались ли вы в благотворительные фонды? Что они ответили? Почему фонды отказали?
Важно знать, что честные благотворительные организации не отказывают просто так, они стараются всё объяснить, рекомендуют обратиться в другие организации, рассказывают, как можно получить лечение от государства.
Как правило, если проблема реальна, вам охотно дадут подробные ответы.
5. Не оправдывайтесь, если вас атакуют
Если перед вами мошенники, то их тактика — накинуться на вас в комментариях, проклиная за жадность и равнодушие. Не поддавайтесь на провокации.
Если есть потребность срочно помочь больному ребёнку — перечислите деньги благотворительному фонду. Таких историй очень много, при этом истории о нуждающихся не просто настоящие: необходимость того или иного вида помощи подтверждена экспертным советом медиков, которые специализируются на лечении именно этого заболевания. Фонд направит ваши средства туда, где они действительно спасут жизни.
Как проверить благотворительный фонд онлайн
Зайдите на его страничку в интернете. Обратите внимание на признаки, указывающие на мошенничество:
- У сайта фонда сомнительный адрес, используется кривая транслитерация.
- Он редко публикует новости, со СМИ не сотрудничает, партнёров у него нет.
- Фонд забывает про отчётность и не публикует сообщения о том, как и на что были потрачены деньги.
- На сайте удаляют комментарии и банят задающих вопросы.
- Не указаны банковские реквизиты — только электронные кошельки или личные счета.
- Размер минимального пожертвования внушительный. Например, вам предлагают пожертвовать не менее 1 000 рублей.
- Чтобы прочитать объявление о помощи, нужно отправить СМС или пройти верификацию.
- Если на сайте организации указаны номера телефонов, позвоните (лучше с городского телефона) и поговорите. Спросите, где можно почитать отчётность фонда, какие средства и на какие цели были направлены. Расспросите, кому фонд помогает сейчас, предложите себя в качестве волонтёра.
Представители реальных благотворительных фондов с удовольствием ответят на ваши вопросы и предложат разные варианты помощи.
Мошенники же будут юлить и избегать конкретики, скажут, что у них нет времени на разговоры.
Важно понимать, что вместе с развитием благотворительности развиваются и мошенники. Сейчас уже можно увидеть сайты мошеннических фондов, где всё «идеально». Поэтому помогать стоит проверенным организациям .
Уличная благотворительность — это чаще всего обман
Редко, но бывает, что на улицу для сбора пожертвований выходит реальный человек, у которого случилась беда. В основном же с прохожих собирают деньги мошенники.
Они организованны, одеты в «униформу», с собой имеют запечатанные стеклянные боксы. На ящиках — фото ребёнка, диагноз и реквизиты для перечисления средств. С собой мошенники даже могут иметь копию истории болезни этого ребёнка. Однако всё вышеперечисленное не свидетельствуют о том, что перед вами волонтёры настоящего благотворительного фонда.
Организация может быть реально зарегистрирована и даже направлять часть средств на лечение больных — процентов 5–10. Остальные деньги уходят на поддержание бизнес-схемы, то есть на заработок самих мошенников.
Как проверить волонтёров на подлинность
1. Настоящего волонтёра вы встретите на специальных мероприятиях, которые проходят с большим размахом: благотворительных концертах, фестивалях, ярмарках. Мошенникам шумиха не нужна, они предпочитают уличную анонимность.
2. Настоящие благотворители всегда вскрывают боксы с пожертвованиями в присутствии наблюдателей, пересчитывают и вносят в бюллетень. Деньги кладут на счёт организации в банке, эта информация отражается в публичной отчётности.
Вредные и полезные способы помогать
К сожалению, пожертвования не всегда являются полезными и реально решают чьи-то проблемы. Иногда благие дела пропадают напрасно. Чаще всего так происходит от недостатка информации. Как помогать правильно?
Нет
1. Никогда не делайте репост призыва о помощи, если не знаете пострадавших лично, даже если пост опубликован коллегами или друзьями.
2. Не помогайте по принципу «сделал — забыл», когда есть сомнения в честности собирающих средства (например, на улице).
3. Не везите новогодние подарки в детские дома. В конце декабря каждого года мы видим одну и ту же картину: интернаты завалены спонсорскими мешками с дорогими и не очень дорогими игрушками и сладостями (что, кстати, вредно). Они не решают никаких проблем, только вызывают раздоры и формируют у детей донорский тип мышления, который трудно преодолеть впоследствии. Но главное, ребёнок при этом остаётся одиноким, без близкого взрослого, который мог бы помочь ему стать самостоятельным, освоить базовые навыки жизни в семье и в обществе.
Да
1. Подключите небольшие, но стабильные автоплатежи, когда с карты регулярно автоматически списывается хотя бы 10 рублей в пользу благотворительного фонда. Так вы поддержите тех, кто находится в беде, в финансово провальное время (например, сразу после Нового года или майских праздников, летом) и поможете благотворительным фондам планировать свою работу.
2. Помогайте тяжелобольным взрослым.
Каждый третий россиянин готов помогать детям. Взрослым — менее 1%.
Иногда взрослый — это 18-летний тяжелобольной пациент, вчерашний ребёнок. Или это мужчина, который содержал всю семью, в том числе пожилых родителей, пережил инсульт и нуждается в реабилитации. Пока мы не поможем ему, страдать будет вся семья.
Даже если отключить эмоции и включить разум, мы поймём, что, выздоравливая, взрослый человек продолжает платить налоги, кормить своих детей и пожилых родителей. И даже может взять бездомное животное из приюта.
3. Помогайте делами. Например, попробуйте себя в волонтёрстве, найдите подходящий именно вам способ помогать. Возможно, вам понравится продавать сувениры на благотворительной ярмарке, проводить мастер-классы для детей в больнице, приезжать в дома престарелых и радовать общением одиноких стариков.
4. Попробуйте вместо корпоративных сувениров (кружек, блокнотов, ручек, календарей) подарить участие в благотворительности. Компании тратят гигантские суммы из бюджета на презенты по случаю праздников. Вместо этого подарите партнёрам и сотрудникам возможность совершить доброе дело. Например, сделайте от их имени взнос в проверенный благотворительный фонд.