Йога – это особая аскеза, а не оздоровительные упражнения

Занятия йогой сейчас предлагают в любом фитнес-центре. Как мы к этому пришли? Когда-то йога была уделом индуистов. Примерно 150 лет тому назад ситуация изменилась, в Индии активно пропагандировалась английская культура. Кто-то из местных ее жадно впитывал, другие игнорировали. Кто-то доказывал англичанам, что у индийцев есть самобытная культура, причем индуизм – не одна из национальных религий, а точное следование вечному всемирному закону жизни. «Вечный закон» (санатана дхарма) неизбежно действует на лучших представителей любой религии, почти как действуют на людей законы физики. Подобные утверждения индийцы иллюстрировали христианам на примере йоги.

Индийские интеллектуалы европеизировали йогу – упражнения йоги стали пониматься как научные эксперименты, как проверенные веками методики для решения разных жизненных проблем: медицинских, психологических, духовных. 100 лет назад йога превратилась в популярное, модное явление.

Многие сейчас в хатха-йоге видят в первую очередь оздоровительную гимнастику. На самом деле всё иначе. Открываем монографию по йоге, опубликованную в Индии:

«Хатха-йога… это направление индийской сотериологии, то есть системы техник, цель которых в том, чтобы практикующие достигли освобождения, спасения»[1].

Сотериологические техники! Оказывается, люди в хатха-йоге принимают неудобные позы, выполняют дыхательные упражнения не для оздоровления, а для спасения. Для определения йоги в открытую использован богословский термин, христианское слово «сотериология».

Да, йога – это аскеза такая (садхана). Учения йоги – это сотериология. Упражнения йоги представляют собой духовные практики, неоиндуистский путь спасения.

Сравним йогу с христианской аскезой. Делаем выбор

Важно определиться: что с чем будем сравнивать? Удачный выбор кандидатов для сравнения даст содержательный результат. Предлагаю в качестве образца христианской аскезы избрать православную традицию исихастов, а не протестантский опыт англичан. Потому что в англиканстве мы найдем лишь обломки традиционной христианской аскетики, плюс отдельные авторские аскетические находки, плюс какие-то влияния извне[2].

В качестве представителя йогической аскезы предлагаю взять интегральную йогу (здесь и далее – «ИЙ»). Почему ее? ИЙ создана на базе классических школ йоги Ауробиндо Гхошем («Шри Ауробиндо», 1872–1950). Гхош получил университетское образование в Англии, это позволило ему практиковать йогу и методично анализировать смысл йогических упражнений. У Гхоша десятки тысяч последователей по всему миру. Мощные центры ИЙ обосновались в Санкт-Петербурге и Москве.

По сути, в ИЙ различимы три компонента:

  1. аскетика из классических школ йоги;
  2. личный оккультный опыт А. Гхоша и его сподвижницы – Мирры Альфассы («Мать», 1878–1973);
  3. теория эволюции в оригинальной трактовке – йога понимается как шанс на дальнейшую эволюцию людей. ИЙ должна обеспечить эволюционное развитие сознания людей до степени суперсознания (супраментала), а жизнеспособность людей благодаря ИЙ выйдет на уровень бессмертия.

Этапы на аскетическом пути. Две картины крупными мазками

Исихастская аскетика в «Лествице» описывает этапы пути в виде восхождения христианина по 30 ступеням. Восхождение невозможно без помощи свыше, без нисхождения Божественной благодати к человеку. В первом ряду аскетических ступеней «Лествицы» главенствуют упражнения в покаянии (Леств. 1–7), за ними следует ряд ступеней борьбы со страстями (Леств. 8–26), редкий опыт высокой жизни – это ступень священного безмолвия (исихия, Леств. 27). Потом идет ступень священной молитвы (Леств. 28), и, наконец, ступень бесстрастия (Леств. 29) и ступень Божественной любви (обожение, Леств. 30).

Аскетический путь ИЙ отличается от христианского образа духовного восхождения. Наряду с восхождением-эволюцией (движением от материи к духу), в ИЙ присутствует особая тема нисхождения-инволюции (движения от духа к материи). То есть в ИЙ дается образ двунаправленного спиралевидного движения по полусфере.

Первым этапом в ИЙ является установление безмолвия в разуме. Этот опыт создает условия для следующего, судьбоносного этапа – восприятия нисходящего тока «силы Шри Ауробиндо и Матери». ИЙ на этом этапе превосходит надментальные состояния сознания, доступные в классической йоге[3]. Сознание на этом этапе якобы восходит на супраментальный уровень, йогины верят, что человек становится на один уровень с богами.

И если этот аскетический путь продолжится, то йогин окажется выше богов индуизма и богов других религий. Йогин выйдет на этап так называемой йоги клеток. Происходит дальнейшая супраментализация сознания и супраментализация тела на клеточном уровне. А. Гхош верил, что в него вселился Кришна, и его тело не умрет. Однако в 1950-м г. Гхош умер.

Этап безмолвия. Подробности и сравнение

Безмолвие разума в ИЙ означает остановку потока рассуждений и наблюдений. Как говорил А. Гхош: «Чашу нужно вычистить и опустошить для того, чтобы божественный напиток мог наполнить ее». Йогины очищают сознание от «вибраций-мыслей», чтобы перейти от ментального уровня сознания к более высоким уровням. Как утверждают, безмолвие сообщает йогину способность различать вибрации, например, вибрацию гнева от вибрации духовного откровения.

Безмолвие порой сопровождается трансом, похожим на сон. Гхош сетовал, что некоторые йоги увлекаются «сном», считают его высшим состоянием. Йогин может достичь безмолвия с помощью психотехник. Как? Нужно систематически упражняться – не думать ни о чем по несколько минут; повторять тот пароль-мантру, который привел человека в йогу; воображать себя на спокойной глади океана, сливаться с его бесконечностью.

В отличие от ИЙ, христианская аскеза начинается не с безмолвия. Для начала нужно вычистить греховную скверну – в покаянии. Греческие отцы понимали покаяние как перемену ума, но это отнюдь не измененное состояние сознания, наподобие безмолвия в йоге. При покаянной перемене ума христианин осознает, что грехи, которые он прежде легкомысленно совершал, отделяют его от вечного блаженства в Царстве Божием.

Сравним: А. Гхош считал заповедь Христа искать прежде всего Царствия Божия – призывом отождествить себя с божеством через йогические медитации. Православный христианин не может принять такую трактовку Царствия Божия. Мы не приравниваем себя к Богу, мы – всего лишь Его создания. Грехами отдаляем себя от Бога, покаянием приближаемся к Богу.

Йоге чуждо покаяние и борьба с греховными страстями, то есть чужда вся необходимая подготовка к священному безмолвию. ИЙ интересует не тема греховных страстей, а проблема самоконтроля, контроля идей и желаний, управляющих сознанием человека (сюда относится контроль за гневом). Эту проблему йога решает психотехниками. Безмолвие в ИЙ и исихастское безмолвие ума от страстных помыслов отличаются принципиально. И сходство понятий о помысле и вибрации в этом случае не делает ближе аскетику исихазма и йоги.

Этап появления нисходящего тока «силы Шри Ауробиндо»:
Подробности и сравнение

Асаны хатха-йоги и упражнения раджа-йоги пробуждают «силу кундалини». Эта сила восходит по каналу в «тонком теле» человека, по «чакрам». Энергетические центры – чакры – у обычного человека неактивны, йога пробуждает их. Вот для чего нужна йога, а не для оздоровления и релакса!

В ИЙ предлагают замену «силе кундалини», это более мощная «сила Ауробиндо» – нисходящая, и потому «более божественная». Сверхсилу сделал доступной для своих учеников А. Гхош. Он хвалился, что там, где другие йоги заканчивают, там ИЙ только начинает. То есть хатха-йога обеспечивает «безмолвие» и пробуждет кундалини, но не дает нисходящий поток сверхсилы/сознания. В ИЙ сверхсила нисходит в голову, потом – в сердечный центр, потом – ниже.

Получив «силу/cознание Шри Ауробиндо», человек просвещается – в его сознании поселяется «Свидетель». Йогину теперь не надо долго размышлять над какой-то проблемой, выискивать информацию по книгам. Достаточно подключиться к «силе Ауробиндо», и открывается доступ к знанию/гнозису, и «Свидетель» ведет йогина в правильном направлении. «Сила Шри Ауробиндо и Матери» помогает людям практиковать йогу непрерывно, без напряжения.

Сравним с исихастским опытом сведения ума в сердце. На первый взгляд, есть сходство с нисходящим потоком силы в ИЙ. Нисходящий поток йогин может получить во время джапы – многократного повторения сакральной формулы. На этом основании Дж. ван Фрекем в своей книге об ИЙ сближает упражнения йоги с сердечной Иисусовой молитвой. Впрочем, еще охотнее он сближает йогу с древним еретическим гнозисом, для которого характерен пантеизм, учение о реинкарнации, оккультизм. Сам А. Гхош говорит о неогностическом характере своей аскезы:

«В момент гностического преображения эволюция пересекает линию, за которой происходит величайший и радикальный переворот сознания… ментальному рассудку трудно понять… супраментальную природу».

А. Гхош планировал стать гностиком-сверхчеловеком.

В исихастской традиции тоже встречается термин «гнозис», но в другом смысле, другом контексте. Покаянная борьба со страстями приводит христианина к священному безмолвию и ведению/гнозису. Какое ведение приобретает исихаст? Он познает логосы тварного мира, то есть познает замыслы Бога-Творца о тварном мире. Для ИЙ свойственно совсем другое познание мира: безличное божество само становится космосом, то есть происходит инволюция божества, а эволюция человека состоит в познании божественной природы человека и божественности всего космоса.

Практиковавший йогу религиовед М. Элиаде тоже разграничивал духовность неоиндуизма и христианства. По поводу Иисусовой молитвы Элиаде отмечал, что классические йогические практики (пранаяма) нацелены на изменение сознания, а цель исихастских практик иная – личное общение с Богом.

Исихасты в опыте священной молитвы к Богу различали ступень сердечной молитвы и ступень непрестанной/самодвижной молитвы. Здесь опять вроде бы есть сходство с ИЙ, но оно лишь внешнее: нисходящая сила на определенном этапе аскетического пути становится не кратковременным опытом, а непрерывным. «Сила Шри Ауробиндо» доходит до сердца и спускается ниже, а сосредоточение аскетической практики ниже сердца святитель Игнатий Кавказский считал причиной ложного религиозного опыта.

Этап йоги клеток:
Подробности и сравнение

Сознание проходит в йоге очищение от вибраций, становится «безмолвным», затем наполняется «божественным напитком» через «силу Ауробиндо». Ближайший ученик «Матери», Б. Анженже[4], описал этот этап ИЙ:

«Первые ‟капли” просто восхитительны… клетки наполняются восторгом – прямо как вишни в бренди… ни один экстаз не сравнится с этим телесным чудом».

Через несколько недель просачивание супраментального у Б. Анженже сменилось более мощным импульсивным потоком нисходящей силы, как бы ударами мистического молота в тело. Происходила мучительная – «мученическая» – трансформация, Анженже чувствовал, что клетки его организма «кричат», повторяя таинственную мантру: «Ты ЕСТЬ Здесь».

Анженже ошибочно рассчитывал, что йога клеток даст бессмертие. А. Гхош объяснял, как придет бессмертие: работа чакр заменит деятельность органов тела, и человек обретет неумирающее «тело света». Гхош верил, что

«божественное существо, живущее гностической жизнью, будет очень глубоко и отчетливо осознавать то, что происходит в других, осознавать как свои собственные ум, жизнь… будет действовать не из поверхностного чувства любви»[5].

Вместо бессмертия Анженже получил лишь религиозные экстазы с оккультными опьянениями и восприятиями света от окружающих предметов, с вхождением внутрь предметов, со сверхэффективным отдохновением, которое давал свет. А еще были экстазы соприкосновения с пламенеющим божеством Агни.

Теперь сравним йогический опыт с вершиной христианской аскезы – бесстрастием – «воскрешением души прежде воскрешения тела». Преодоление духовной смерти (грехов и страстей) ставит человека на границу тварного мира – дает обожение, предваряет эсхатологическое воскресение мертвых. Согласно преподобному Силуану Афонскому, бесстрастие преображает тело исихаста в мощи, сообщает исихасту великую благодать как у мучеников. Мы знаем из истории Церкви, что мученики бесстрастно переносили нечеловеческие пытки. Не оттого, что они впадали в религиозный экстаз, который давал эффект анестезии. Причина другая. Тело мучеников было преображено благодатью, оно, как и святые мощи, оказывалось преображенным, выше страданий, порой выше физического тления.

Бесстрастие у старца Силуана переживалось как причастие Божественной пламенеющей любви (Леств. 30), он созерцал Божественный Свет. Это не опыт визионерского экстаза, а личное общение с любимым Господом Иисусом Христом, сверхъестественное восприятие Христа глазами и умом. У отца Силуана эта бесстрастная любовь принимала форму любви к врагам. Трудно давался старцу подвиг любви, когда на его родине враги Церкви мучили и казнили христиан.

Старец Силуан стремился возгревать любовь, избегать разрушающей душу ненависти к гонителям. Он не желал превратить свою духовную жизнь в поиск более-менее приятных экстазов, религиозного опьянения (как у Анженже). Не искал мнимого единства с окружающим миром по ту сторону «поверхностной любви» (как у Гхоша). Настоящая любовь к Богу и ближнему – глубокая. Такая любовь загорится в сердце, если человек откажется от самообожествления, свойственного йоге. Любовь питается Божьей благодатью, требует от человека борьбы с гневом, гордостью и остальными страстями, а не контроля желаний и очищения от вибраций.

О чем я не хотел бы рассказывать

В этой статье я кратко сопоставил аскетический путь ИЙ и исихастов. Опыт «безмолвия» йогического разума, «очищенного от вибраций», мы сравнили с опытом священного безмолвия ума от страстных помыслов. Сравнили переживание «нисходящего потока силы/сознания» со сведением молящегося ума в сердце и переходом к непрестанной молитве. Наконец, сравнили йогу клеток с изменениями телесности у бесстрастных подвижников.

Всё это для того, чтобы аналитически сопоставить исихастскую и йогическую аскезу. Не стал я начинать с того, как мастера йоги высказываются в адрес христианства. Мне хотелось избежать слишком эмоционального обсуждения темы «христианство и йога». Пожалуй, в конце статьи можно кратко упомянуть то, с чего я не хотел начинать: А. Гхош к Христу и христианству относился с пренебрежением, М. Альфасса и Б. Анженже – со жгучей неприязнью.

Еще я не стал писать про классические школы йоги. Мы сфокусировались на интегральной йоге. Теперь кратко напишу. В «Энциклопедии йоги» Г. Фёрштайна четко сказано, что все школы йоги сходятся в одном: «Йога есть самадхи (экстаз)». Действительно, ряд упражнений в различных школах йоги представляют собой техники экстаза, даже у нерелигиозных тренеров в фитнесс-центрах. От разных экстатических состояний йогины получают «исцеление»[6], «расслабление», «вдохновение», «ощущение божественной силы и расширения сознания». Со временем возникает нездоровая зависимость от получения экстазов.

Исихасты знали про опасность увлечься экстатическими состояниями. И предостерегали, что в погоне за экстазами человек впадает в прелесть, получает ложный духовный опыт.

Священник Павел Сержантов
Православие.ру