Архиерейская Литургия и вечерня с чином прощения в Кафедральном соборе г. Карасука в день Прощеного воскресения
1 марта, в Неделю сыропустную, в день воспоминания Адамова изгнания, прощенное воскресение, Его Преосвященство епископ Филипп возглавил Божественную литургию в Кафедральном соборе г. Карасука, ему сослужил секретарь Карасукской епархии иерей Антоний Баранов.
В приветственном слове по окончании Литургии Владыка поздравил всех с воскресным днем и напомнил, что сегодня Святая Церковь отмечает прощеное воскресение, которым заканчивается Масленица, а также заканчиваются подготовительные недели к Великому посту, и с завтрашнего дня начинается Великий пост.
В последнюю седмицу перед постом Церковь вспоминает о духовной катастрофе, постигшей людей на заре их существования – о “первородном грехе” – темном бунте своеволия и противления Творцу, когда наши прародители, согрешив через вкушение запретного плода, были изгнаны из Эдемского сада за непослушание и невоздержание. И с тех пор каждый из нас несет в себе этот “грех Адама”.
На пороге поста Церковь указывает на этот “Адамов грех”, ведь он есть корень нашего несовершенства. Грех разбивает душу человеческую на части, лишает ее целостности. С удалением же греха из души человек “исцеляется”, становится “целым”, “целомудренным” – становится самим собой.
“Пост – это и есть наша попытка обрести эту благодатную ценность нашей души, стяжать внутри себя Нетварный Божественный Свет, – пояснил Владыка. – Иными словами смысл Великого поста заключается в том, чтобы нам за его период очиститься от наших прегрешений, обновиться и стать такими же совершенными, как были наши прародители Адам и Ева до грехопадения”.
В завершении проповеди правящий архиерей призвал прихожан собора по традиции в первую Неделю Великого поста, в день Торжества Православия, всем причаститься Святых Христовых Таин.
В этот же воскресный день в 17.00 в Кафедральном соборе г. Карасука состоялась великая вечерня с чином прощения, которую возглавил Его Преосвященство епископ Филипп.
Чин прощения совершается единственный раз в году, за которым все священнослужители, невзирая на сан, просят прощения у всех присутствующих в храме. Это особый порядок церковной службы. Во время вечерни происходит переоблачение духовенства в великопостные черные ризы — в знак начала покаянного периода. Также происходит переоблачение убранства храма из белого цвета в черный.
По завершении вечерни Владыка сказал несколько слов о необходимости поста и духовного воздержания, о том что “для спасения каждому из нас необходимо измениться через исполнение заповедей Божиих, поэтому помня заповедь Христову о милосердии, будем стремиться снискать в своем сердце искреннее сокрушение о своих грехах, которые отдаляют нас от Бога”. И архипастырь сам испросил у духовенства и у прихожан прощение.
Затем были прочитаны две особые молитвы перед началом Великого поста и далее все прихожане подходили к Владыке и духовенству, чтобы получить у них прощение и благословение на прохождение Святой Четыредесятницы, а также попросить прощение и друг у друга за все вольные и невольные грехи и обиды, чтобы достойно вступить на поприще Великого поста.
Масленица в Карасуке
1 марта/воскресение. В 12:00 по приглашению главы Карасукского района Гофмана Александра Павловича епископ Филип, прихожане и дети воскресной школы приняли участие в общегородском мероприятии, посвященном Масленице и Прощеному воскресению.
На городской площади расположилась большая ярмарка. Здесь, прямо под открытым небом, можно было отведать традиционные русские блины с душистым медом и горячим ароматным чаем из большого самовара, ими щедро угощали всех гостей ярмарки.
Также была подготовлена концертная программа, посвященная «Масленице».
Перед открытием праздника со словом приветствия к гостям и участникам ярмарки обратились глава Карасукского района Гофман Александр Павлович и Его Преосвященство епископ Филип. Владыка поздравил всех с праздником Масленицы и напомнил, что с завтрашнего дня начинается Великий пост, а сегодня Православная Церковь отмечает Прощеное воскресение. В этот день мы все должны испросить друг у друга прощение, особенно у родных и близких, и вступить в Великий пост с добрым сердцем и чистой совестью. И правящий архиерей сам подал всем пример – попросил прощение у всех собравшихся.
Завершая проповедь, отец Сергий коленопреклоненно испросил прощения у духовенства и прихожан. В свою очередь и все присутствующие попросили прощения у настоятеля, священнослужителей и друг у друга за все вольные и невольные грехи и обиды, чтобы достойно вступить на поприще Великого поста.
Первые люди – наши прародители, согрешив через вкушение запретного плода, были изгнаны из Эдемского сада за непослушание и невоздержание. В песнопении за Всенощным бдением поет-ся о том, как Адам сидел напротив рая и оплакивал свое гре-хопадение. Но всемилостивый Господь может восставить каждого человека.
Сыропустная неделя также называется Прощенным воскресеньем, так как в этот день по традиции принято просить друг у друга прощение перед вступлением в пост.
Неделя (т. е. Воскресенье) сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье – 1 марта 2020 г. Прощенным воскресеньем заканчивается Масленица, последняя седмица перед Великим постом. На это подготовительные недели к Великому посту заканчиваются и начинается собственно пост.
В последнюю неделю перед Постом Церковь вспоминает «первородный грех» человечества. Эта духовная катастрофа, постигшая людей на заре их существования, стала событием надвременным. Каждый из нас несет в себе «грех Адама», темный бунт своеволия, противления Творцу. Люди связаны между собой как части единого организма «Адама»; он запечатлен «образом и подобием Божиим», и он же заражен недугом ложного самоутверждения.
Церковь указывает на «грех Адама» у порога поста, ибо он есть корень нашего несовершенства. Вознесенный Творцом над природой, человек изменил своему призванию и в результате сам подпал под власть стихий. Теперь он может овладевать ими лишь внешне, через знания и науку, но ключ к подлинному торжеству духа — внутри нашего существа. «Не думай о победе, если не победил себя», — гласит старинная мудрость. В природе тоже есть несовершенство, в ней господствует закон всеобщего пожирания. Отказываясь от животной пищи, человек противится этому закону и ставит дух выше тела. Таков смысл поста.
Последнее воскресенье перед Великим постом называется прощеным. Евангелие, читаемое в этот день, напоминает, что нельзя совершать дело Божие, не примирившись с ближним. В монастырях издавна существовал обычай уединяться на время Четыредесятницы. Прежде чем разойтись, иноки испрашивали друг у друга прощение. В этот день (нередко сразу после Литургии) в храмах служится вечерня, в конце которой священник просит прихожан простить его, и они также просят друг у друга прощения.
По окончании веч сказал несколько слов о необходимости поста и духовного воздержания и испросил прощение у духовенства и прихожан собора. Затем все прихожане по одному подходили к епископу и духовенству, испрашивая у всех прощение и благословение на начало Великого поста.
В 17.00 в Кафедральном соборе состоялась великая вечерня с чином прощения, которую возглавил Его Преосвященство епископ Филипп.
Все эти события Святая Церковь напоминает нам в канун Великого поста для того, чтобы мы, вступая в этот период, помнили, что не должно грустить и роптать, не должно думать о том, скоро ли завершится пост. Но Церковь призывает нас хотя бы в это малое время претерпеть некие лишения, подражая тем самым Адаму и Еве и всему падшему человечеству. Чтобы через это добровольное терпение мы смогли приблизить себя ко Господу, Которого мы будем встречать в дни Святой Пасхи. Как Воскресший Господь возвел из ада Адама и Еву, так и мы надеемся, что в дни Пасхи, когда Святая Церковь воспоет гимн Воскресшему Господу, Он и нас приблизит к Себе и Своим Славным Воскресением дарует нам силу и радость пребывания со Своим Отцом и Господом. Аминь».
Каждый из нас несет в себе “грех Адама”, этот темный бунт своеволия и противления Творцу.
пожелал прихожанам собора сил, смирения и терпения для совершения молитвенного подвига втдао время Великого поста, а затем испросил у духовенства и у прихожан прощение.
– Для спасения каждому из нас необходимо измениться через исполнение заповедей Божиих. Поэтому, испрашивая друг у друга прощения и помня заповедь Христову о милосердии, будем стремиться снискать в своем сердце искреннее сокрушение о своих грехах, которые отдаляют нас от Бога».
«И смысл Великого поста заключается в том, — пояснил Владыка, — чтобы нам за его период очиститься от наших прегрешений, обновиться и стать такими же совершенными, как были наши прародители Адам и Ева до грехопадения».
Завершая проповедь, правящий архиерей призвал прихожан по традиции в первую Неделю Великого поста, в день Торжества Православия, всем причаститься Святых Христовых Таин.