О старце Ефреме, основателе монастыря Преподобного Антония Великого в Аризоне
Данная работа написана весной 2010 года для курса «Америка и Православие» магистерской программы «Теология» в Свято-Тихоновской духовной семинарии ПЦА (Саут-Кейнан, штат Пенсильвания). Заданием было выбрать ныне живущего или исторического православного деятеля в Америке с обсуждением его биографии, учения, трудов, достоинств, а также слабых сторон и трудностей, с которыми ему приходилось сталкиваться.
Старец Ефрем впитал в себя живую традицию монашества от своего духовного наставника, великого старца Иосифа Исихаста, о канонизации которого сообщалось ранее[1], и принес ее в Северную Америку в виде основанных им по всей Америке и Канаде 17 монастырей, включая главную обитель в честь Преподобного Антония Великого в местечке Флоренс штата Аризона, где архимандрит Ефрем подвизался и служил, окормляя всех приходивших к нему и жаждавших духовного наставления. Старец Ефрем преставился поздно вечером в субботу 7 декабря 2019 года. Вечная ему память!
***
В американском Православии (и так богатом на противоречия) фигурой, вокруг которой разгораются самые ожесточенные споры, является старец Ефрем – бывший игумен афонского монастыря Филофей, ныне живущий в греческом православном монастыре Антония Великого недалеко от городка Флоренс штата Аризона. Одно упоминание его имени вызывает сильные эмоции: одни его любят, другие – поносят. Очень часто можно услышать отзывы о нем как о «самом святом из ныне живущих людей», или, наоборот, «фанатичном гуру, возглавляющем свою секту». Как бы то ни было, учреждение им 17 монастырей в Северной Америке за одно десятилетие является несомненным подвигом, достойным восхищения. Говорят, что состояние монашества в отдельно взятой Поместной Церкви является показателем общего состояния всей этой Церкви. Поэтому Америка, несомненно, нуждается в сильных монастырях, в которых духовное руководство осуществлялось бы в согласии со святоотеческой традицией. Старец Ефрем приехал в Америку в ответ на просьбы верующих о таком духовничестве, но в процессе было поднято немало вопросов касательно сущности православного монашества и учения. Чтобы оценить его роль и значимость для американского Православия, было бы полезно изучить его жизнь и духовное становление, что даст представление о том, о ком митрополитНавпактский Иерофей (Влахос) сказал, что он «получил пламя и… принес это пламя… в Церковь Америки, которая так сильно в нем нуждается»[2].
Учреждение им 17 монастырей в Северной Америке за одно десятилетие является несомненным подвигом, достойным восхищения
Будущий старец Ефрем родился в бедной семье в греческом городе Волос в 1928-м году и во Святом Крещении получил имя Иоанн (Иоаннис). Он много работал вместе с отцом, чтобы прокормить семью[3], но более всего был вдохновлен примером благочестия своей «монахолюбимой матери», которая позднее стала монахиней Феофанией[4]. В первые годы немецкой оккупации Иоанн бросил школу и начал работать. В то же время, когда будущему старцу было 14 лет, его душа стала сильно стремиться к монашеской жизни – особенно после приезда одного ученика старца Иосифа Исихаста со Святой Горы Афон для служения в старостильном приходе города Волос. Вскоре этот иеромонах стал духовным отцом Иоанна (будущего отца Ефрема) и рассказал ему много историй о жизни на Афоне и особенно о старце Иосифе. Иоанн «загорелся пламенным желанием поскорее встретиться с ним»[5]. Через 5 лет духовный отец благословил Иоанна на монашескую жизнь. Тем временем он «щедро раздавал милостыню, несмотря на бедность, чтобы Господь помог ему достигнуть своей цели»[6].
26 сентября 1947 года Иоанн причалил на лодке к пристани Святой Анны Святой Горы Афон, где его встретил геронда Арсений, объявивший, что «честной Предтеча явился сегодня ночью старцу Иосифу и сказал: ‟Я тебе привел одну овечку. Помести ее в свою ограду”». Хотя такая весть вселила бы во многих людей гордость, старец Ефрем смиренно писал, что был просто благодарен Иоанну Крестителю за эту заботу о нем. Вся дальнейшая жизнь Иоанна была спланирована в ту ночь в часовенке Святого Иоанна Крестителя, где он сделал покаянный поклон в знак послушания старцу Иосифу Исихасту, у которого учился последующие 12 лет, до кончины преподобного старца в 1959-м году[7]. Через 9 месяцев Иоанна постригли в монахи с именем Ефрем; вскоре за послушание его рукоположили во иеродиакона, а впоследствии – во иеромонаха.
Старец Ефрем писал о старце Иосифе: «Невозможно было человеку, каким бы страстным он ни был, пробыть рядом с ним и не исцелиться от страстей… Только бы он был ему послушен»[8]. В этой атмосфере он подвизался 12 лет. Хотя старец Ефрем не писал об этом явно, из его письменных творений следует, что сам он был одним из тех, кто преодолел свои страсти под духовным водительством старца Иосифа. По описанию старца Ефрема, распорядок жизни у Иосифа Исихаста включал послушание (как послушание Христово), посты, всенощные бдения, продолжительную Иисусову молитву, безмолвие и терпение словесных оскорблений[9]. Хотя старец Иосиф разрешал некоторые послабления в посте, во всем остальном он был очень строг: за два или три слова, произнесенных во время поездки, старец Ефрем получил первую епитимию в виде 200 земных поклонов. Он рассказывал профессору Константину Каварносу [американский православный философ и византинист греческого происхождения, переводчик житий святых с греческого языка, его перу принадлежит много книг о религии, философии и православной жизни. – Д. Л.], что утреню заменяли 6–7 часов непрерывного чтения молитвы Иисусовой, а днем они заменяли вечернее богослужение[10].
Духовное состояние и популярность старца Ефрема росли быстро. О нем очень много говорили в Афинах, когда все еще был жив его собственный старец (по свидетельству Константина Каварноса), а старец Иосиф сам имел обыкновение отправлять людей к своему ученику за духовной поддержкой[11]. После преставления старца Иосифа старец Ефрем стал во главе общины из 8 молодых монахов, которая менее чем за 10 лет выросла до 40. Нуждаясь в большем пространстве, он с 20 учениками перебрался в заброшенную русскую келлию Святого Артемия в Провате – подворье Великой Лавры[12]. В 1973-м году Священный Кинот Святой Горы попросил его перейти со своим братством в монастырь Филофей, где он стал игуменом и быстро возродил духовную жизнь. Видя его духовную проницательность и достижения, Кинот также попросил старца Ефрема расширить и наполнить ищущими монашеского жития три афонских обители: Ксиропотам, Констамонит и Каракал. Еще поступила аналогичная просьба относительно Великой Лавры, но старец отказался[13]. Он до сих пор остается духовным отцом этих афонских монастырей и восьми женских обителей в разных частях Греции[14].
Старец Ефрем стал во главе общины из 8 молодых монахов, которая менее чем за 10 лет выросла до 40
В 1979-м году старец Ефрем совершил короткую поездку в Северную Америку, где встретил многих православных христиан, сильно желавших духовного наставления. Они умоляли старца вернуться, так что отец Ефрем начал совершать ежегодные поездки в Америку для наставления своей постоянно растущей паствы на этом континенте. Ввиду ежегодного длительного отсутствия в 1990-м году отец Ефрем снял с себя полномочия игумена монастыря Филофей и переехал в Америку, где за короткое время основал 17 процветающих монастырей, по приглашению местных греческих православных иерархов и по горячим просьбам верующих[15]. Сегодня он является духовным отцом тысяч православных, проживающих по всему земному шару, подвизаясь в греческом православном монастыре Прп. Антония Великого, основанного в 1995-м году шестью монахами-афонитами, включая его самого.
После такой биографической справки покажется, что жизнь отца Ефрема поистине взята из святцев. Успех его монашеских общин и святоотеческий характер его письменных трудов показывают его разносторонним корифеем в духовной жизни нашего времени. Митрополит Иерофей (Влахос) говорит о словах старца Ефрема из его «Отеческих наставлений со Святой Горы», что они «являются результатом и плодом послушания, умной исихии и подъема к Богу; это слова, несомненно, исходящие от отеческого сердца, которые помогают человеку исцелиться в атмосфере духовной любви… Его слова возбуждают сердце молиться именно потому, что сами они исходят от молитвы»[16].
Жизнь отца Ефрема поистине взята из святцев. Старец Ефрем обладает бесчисленными дарами, которыми делится с американским Православием
Константин Каварнос спрашивает: «Чем объясняется чрезвычайный успех отца Ефрема в привлечении на путь монашества многих людей в то время, когда в мире действуют многочисленные антимонашеские силы?» Он же отвечает: «Прежде всего, своей чистотой и святостью. Им он в значительной мере обязан старцу Иосифу»[17]. Если верить этим похвалам, то старец Ефрем обладает бесчисленными дарами, которыми делится с американским Православием. Американцам, одержимым финансовым успехом и «умственными занятиями», он предлагает истинное богословие очищенного ума, «приобретенного не в университетах, а благодаря презрению к миру и житию в тихом и спокойном месте, вдали от мирского шума и суеты, с ‟проектом” молитвы и подвижничества»[18]. Он несет огромную веру, «веру, которая привела его, хрупкого, пожилого маленького провинциала, в искушенную Северную Америку постмодерна творить великие дела ради Господа, столь им любимого»[19].
Мы унаследовали от американского протестантизма весьма поверхностное и все более обмирщенное отношение к Церкви. Те, кто исповедуют веру во Христа, зачастую движимы материальными и чувственными желаниями и ничем не выделяются из массовой культуры. Вера оттесняется все глубже в частную жизнь человека, невидимую окружающим, а наша гордая традиция «здорового индивидуализма» сделала нас слепыми по отношению к добродетели послушания. Мы находимся в постоянном движении, и нам неприятно, когда сталкиваемся с какой-либо неполадкой или паузой. В результате наша нация морально и психически больна. Старец Ефрем делится с нами опытом, совершенно отличным от американской культуры. Он несет нам неиссякаемый источник афонской духовной мудрости, крайне необходимой для церковной жизни.
Как видим, вера отца Ефрема совсем не материальная, не чувственная и не обмирщенная: его вера – это его жизнь. Там где мы ценим новшества, отец Ефрем призывает нас войти в «неизменный поток» традиции. Где мы заполняем свою жизнь шумом и суетой, старец учит нас безмолвному почитанию Имени Иисуса. Где мы больны, он призывает нас к чистоте и исцелению. Старец Ефрем предлагает сейчас Америке в точности то, что он предложил Афону 50 лет тому назад. Константин Каварнос, имевший разговор со старцем Ефремом в 1965-м году, писал, что старец делал особый акцент на «необходимости иметь духовного руководителя, ценности умной молитвы и внимания голосу совести»[20]. Митрополит Иерофей пишет именно об этом «пламени» – и старец Ефрем для того и пришел в Америку, чтобы распространять такое рвение.
Достижение таких духовных высот возможно благодаря борьбе со своей падшей волей и падшим миром. Без такой роскоши, как детальное жизнеописание, тяжело определить, какие именно слабости преодолел старец Ефрем на пути к святости; но, как сказано выше, он свидетельствует об епитимиях, которые получал от своего старца: «Все те 12 лет, что я был рядом с ним, я только несколько раз услышал из его [старца Иосифа] уст свое имя. Чтобы ко мне обратиться или позвать меня, он употреблял всевозможные оскорбительные слова и соответствующие эпитеты»[21]. Так он удостоверяет читателей, что ему приходилось стараться изо всех сил, чтобы согласовать свою волю с волей Божией. Суровость жития на горе Афон можно было претерпеть только через непрестанный поиск благодати Божией, и его духовная брань, несомненно, привела к великой награде. Самой очевидной «слабостью» старца в американском контексте является его плохое знание английского языка. Тысячи стекаются в монастырь Прп. Антония, но те, кто не знают греческого языка, могут рассчитывать лишь на ограниченный разговор со старцем. Успех его монастырей свидетельствует, что незнание английского не помешало отцу Ефрему в деле распространения Православия в Америке, но его влияние могло быть сильнее, если бы он был способен на более глубокий разговор со многими другими искателями истины на их родном языке.
Если оставить в стороне языковую проблему, можно сказать, что у некоторых верующих личность отца Ефрема и его монастыри вызывают опасения, из-за чего многие начинают настороженно относиться к его наставлениям и ко всем людям, связанным с ним. Интернет переполнен обвинениями в его адрес, что он «антисемит», «противник брака», «противник приходов», «сектант-гуру» (ожидающий от своих учеников нездорового послушания) и «гностик» (он учит о воздушных мытарствах). Сайты «Pseudo-Prophet» («Псевдопророк»)[22]«Greek Orthodox Monasteries Founded by Elder Ephraim» («Греческие православные монастыри, основанные старцем Ефремом») содержат несколько страниц с этими и другими обвинениями в адрес старца. Существует даже группа «Греческие православные христиане Чикаго за истину и исправление», постановка задачи которой гласит:
«Мы, греческие православные христиане Чикагской митрополии, больше не будем принимать условия, которые, распространившись, нанесли непоправимый вред нашей вере. По нашему мнению, нынешние иерархи Чикагской митрополии замешаны в узаконивании секты, которая, как раковая опухоль, проникает в богословие нашей Церкви. Итак, мы обратим пристальное внимание наших членов и объединим их усилия по разоблачению ложных учений, неподобающих практик и обычаев, затрагивающих нашу веру»[23].
Их сайт также содержит статьи с заголовками: «Кто такие ефремиты?» и «Учитесь говорить ‟по-ефремитски”». Самая тревожная ссылка называется «Докладывайте о деятельности ефремитов», где организация просит верующих предоставлять «имена любых греческих православных священников, принявших участие или совершивших любое таинство в одном из монастырей [основанных старцем Ефремом]»; «даты и места проведения мероприятий по сбору средств для монастырей»; «имена и возраст монахов, монахинь или священников, находящихся в монастырях, и возраст, в котором они туда поступили»; «обстоятельства жестокого обращения на Исповеди»; «факты наложения чрезмерных епитимий во время Исповеди» и т.д. Такая пугающая тактика напоминает тоталитарные режимы и служит лишь для дискредитации любых обоснованных опасений группы.
Есть также озабоченность относительно источников финансирования его монастырей. Как заявляет православный богослов из Чикагского университета Брэдли Нассиф: «Возьмите такую фигуру, как Билли Грэм, чья репутация безукоризненна, потому что он полностью открыто и публично обнародует все свои источники финансирования. Мы должны ожидать не меньшего от Православной Церкви… Я призываю епископов быть епископами, стоять за Евангелие любой ценой, и в случае необходимости, если эти люди откажутся следовать Евангелию, то исполнить свой долг и отлучить их от Церкви»[24].После таких обвинений логичной реакцией старца Ефрема было бы высказаться в свою защиту или начать злословить тех, кто порочит его репутацию. Но даже в разгаре этих споров старец преподает нам урок. В последних известиях «Fox News KVOATV 4» в городе Тусон штата Аризона 9 февраля 2006 года репортер Кристи Тедеско спрашивает: «Почему отец Ефрем не может высказаться от себя?» А отец Антоний из греческого православного прихода города Тусон отвечает: «Потому что это отец Ефрем. Он не собирается играть в те игры, в которые любят играть люди»[25].
Старец Ефрем обращается к Церкви в Америке с посланием, суть которого –подлинное Евангелие Иисуса Христа, сохраняемое в неизменности в Православной Церкви
Так же как Христос молча принимал позор и ненависть своего собственного народа, а затем – и сам крест, отец Ефрем безмолвно и смиренно принимает позорные обвинения, таким образом вставая на путь Христов. Отказ от обсуждения скандалов – своевременный урок для православных Америки, которых каждый день кормят «поливанием грязью» сайта «Ocanews.org»[26]! Даже если какие-то опасения относительно некоторых людей, когда-то и где-то пересекавшихся со старцем Ефремом, и оправданны, их затеняют многочисленные предвзятые обвинения неосведомленных лиц; но в первую очередь их затеняет явная святость старца[27], его преданность Господу нашему Иисусу Христу и Его Святой Церкви.
Старец Ефрем обращается к Церкви в Америке с посланием, суть которого – чистое, подлинное Евангелие Иисуса Христа, сохраняемое в неизменности в Православной Церкви, а в особенности – в пустынях Афона. Старец Ефрем открывает нам жизнь за пределами «ватиканизированной экклезиологии, академического и интеллектуального богословия, протестантизирующей социологии и теории этики, духовно пустой и обманчивой медитации, атеистического социального активизма и так далее»[28] – жизнь в радости, ведущей к вечному блаженству:
«Обожение, чадо мое, находится на небе. Там Господь Бог отрет всякую слезу с очей, исчезнут скорбь, боль и стенание, и будет царить ангельская жизнь, исполненная пений и песен духовных! Там вечное субботствование в радости вместе с Отцом нашим Богом, Который теперь ожидает, когда мы будем готовы, чтобы призвать нас к Себе! Там каждая спасенная душа будет блаженствовать в океане любви, сладости, радости, удивления и изумления!»[29]
Он несет нам послание надежды, но также и побуждает к немедленному действию на пути жизни в наши последние времена. Он учит нас словом и примером, как приготовиться к призыву Небесного Отца – через послушание опытному духовному руководителю, исихию и хранение своей совести в чистоте, как он подчеркнул в беседе с Константином Каварносом 45 лет назад. Старец Ефрем – миссионер в Америке, призывающий американский народ выйти из нашей нездоровой культуры и войти в спасительную ограду Православной Церкви. Старец Ефрем «получил пламя». Старец Ефрем сам есть духовное пламя. Да «загорится» Америка от него, по милости Божией!