СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Человек должен полагаться на святых отцов, так как еще при жизни они достигли святости
- 2 Духовные наставления праведников как добрый совет, помощь и утешение христианам
- 3 Многие наставления христианам, живущим в миру давал святитель Василий Великий
- 4 Григорий Богослов говорил о том, что неважно кем тебя считают, главное какой ты есть
- 5 Многие наставления старцев для мирян были записаны в книге
- 6 Известны людям и поучения святых старцев Оптинских
В любой ситуации нужно обращаться к святым отцам. Они всегда подскажут, что сделать.
Человек должен полагаться на святых отцов, так как еще при жизни они достигли святости
Почему человек должен обращаться именно к ним? Потому что святые еще при жизни своими делами и поступками имели ту самую святость Святого Духа, которая не каждому дается. Они жили в страхе Божием, а также все, что они делали — только с благодатью Божией.
Они молились ночами и днями, соблюдали посты, помогали нищим и нуждающимся, строили храмы и монастыри, и все это только с Божьей помощью.
Духовные наставления праведников как добрый совет, помощь и утешение христианам
Именно поэтому советы святых отцов очень важны для православных мирян. Духовные наставления праведников как добрый совет, помощь и утешение всем христианам.
Чтение поучений и духовных наставлений также будут полезны не только взрослым, но и детям. Дети уже с детства будут впитывать умные мысли.
Человек сразу начинает обращать внимание на то, что он неправильно себя ведет, неправильно разговаривает и так далее. На основе множества поучений, человек переосмысливает свою жизнь, и старается вести ее лучше, чище, добрее. ,
Часто люди обращаются к поучениям Василия Великого.
Чаще всего опору на жизненном пути ищут у таких праведников, как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Дмитрий Ростовский и другие.
Многие наставления христианам, живущим в миру давал святитель Василий Великий
Рассмотрим, какие наставления давал христианам живущим в миру, святитель Василий Великий.
Первое о чем говорит Василий Великий, так это о том, что необходимо молиться, при всяком случае, так как молитва — это прошение всех благ:
«…Молитва есть прошение благ, воссылаемое благочестивыми к Богу. — Но надобно не в словах одних поставлять молитву, а паче в душевном расположении молитвенном. И молиться надобно всегда, при всяком случае. Сидишь ли за столом, — молись; вкушая хлеб, воздай благодарение Давшему; подкрепляя немощь тела вином, помни Подавшего тебе дар сей на веселие сердцу и в облегчение недугов…Таким образом непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву; но чрез все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою».
Также святитель напоминает, что молитву нужно всегда предпочитать всему. В таком случае, он приводит пример, Марфы и Марии, которые служили Христу:
«…Марфа принимает (заботится угостить) Господа, а при ногах Его сидит Мария. В обеих сестрах видно прекрасное усердие; но ты различай дела. Господь одобрил усердие обеих женщин: но Марию предпочел Марфе. Марфа— образ деятельного служения другим; Мария — образ созерцательного предстояния Богу в молитве. Подражай чему хочешь: тем и другим приобретешь плод спасения; впрочем, последнее выше перваго. «Мария благую часть избра» (Лк.10,42). Если и ты хочешь быть таинником Христовым, сядь при ногах Его и пребывай в молитвенном созерцании Его (5, 379—81)».
Святитель Василий призывает просить у Бога о спасении своем, и тогда обязательно это получишь:
«Итак проси неотступно Бога о всем касающемся спасения твоего и преуспеяния в добре, и непременно получишь. Но при сем ведай, что ты и с своей стороны должен делать все посильное; к Богу же вопиять о помощи, чтобы Он был тебе помощником…».
Григорий Богослов говорил о том, что неважно кем тебя считают, главное какой ты есть
Рассмотрим поучения Григория Богослова. Он много раз говорил о том, как правильно нужно поступать людям, которые решили стать монахами. На это он делает активный упор.
Он считает, что если человек решил стать монахом и посвятить свою жизнь Богу, то это и нужно делать, ни в коем случае не отступать, как бы ни было тяжело:
«…Монахи! Ведите монашескую жизнь. Если же живете с возлюбленными, вы не монахи. Вам не свойственно жить четой. Образ ангельской славы – одинокость. А если утешаетесь возлюбленными, то вы любители смертной четы…Монашеская жизнь — начаток будущего века. Наше богатство — Христос».
Многие наставления старцев для мирян были записаны в книги
Многие наставления старцев для мирян были записаны в книги. Например, существует книга наставлений преподобного Серафима Саровского. Они были составлены и разрешены к печати в 1838 году. В эту книгу вошли 33 наставления отца Серафима.
Рассмотрим, некоторые его поучения для мирян. Вот что Серафим Саровский говорил о Боге:
«…Если ты не знаешь Бога, то невозможно, чтобы возбудилась в тебе и любовь к Нему. Ты не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывает от познания Его, ибо созерцание Его не предшествует познанию Его.
О делах Божиих не рассуждай по насыщении своего чрева: при наполненном чреве какое может быть ведение тайн Божиих?».
Также он говорит о том, что вера человеческая без дел мертва:
«…«Вера без дел мертва есть» (Иак.2,26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение2 упокоение от всех дел3, как и Бог почил от Своих дел, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел; кто истинно верует, тот непременно имеет и дела».
Серафим Саровский говорит и о том, что делать, если человека одолевает дух уныния и печали:
«…Когда злой дух печали овладеет душою, тогда, наполнив ее горестью и неприятностью, не дает ей совершать молитву с должным усердием, мешает заниматься чтением Писаний с надлежащим вниманием, лишает ее кротости и благодушия в обращении с братиями и рождает отвращение от всякого собеседования…Кто победил страсти, тот победил и печаль. А побежденный страстями не избежит оков печали. Как больной виден по цвету лица, так обладаемый страстью обличается от печали. Кто любит мир, тому невозможно не печалиться. А презревший мир всегда весел…».
Известны людям и поучения святых старцев Оптинских
Многим известны и поучения святых старцев Оптинских. Вот что говорил преподобный Лев Наголкин:
«Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь».
«Живущие без внимания к самим себе, никогда не удостоятся посещения благодати.
Рассмотрим поучения преподобного Моисея Путилова.
«Если кому когда милование какое-нибудь сделаете — за то помилованы будете. Если простите обидящего, и за сие не только все грехи ваши простятся, но дщерью Отца Небесного бываешь».
«Если исповедуешь грехи свои пред Богом, за сие вам прощение и мзда».
«Если попечалуешь о грехах или умилишься, или прослезишься, или воздохнешь, воздыхание твое не утаится от Него: «Не таится бо от Него,— говорит святой Симеон,— капля слезная, ниже капли часть некая». А святой Златоуст глаголет: «Аще посетуеши точию о гресех, то приимет Он в вину твоего спасения».
Советы преподобного Иллариона:
«Церковь есть для нас земное небо, где Сам Бог невидимо присутствует и назирает предстоящих, поэтому в церкви должно стоять чинно, с великим благоговением. Будем любить Церковь и будем к ней усердны; она нам отрада и утешение в скорбях и радостях»;
«Если чувствуешь, что гнев объял тебя. Сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой самоукорением не утишится твое сердце»;
«Полезнее для души сознавать себя во всем виноватым и последним из всех, нежели прибегать к самооправданию, которое происходит от гордости, а гордым Бог противится, смиренным же дает благодать».
Именно на основе слов этих святых мы можем брать их за основу жизни. Только слушая и понимая все это, можно достигнуть чистоты духа, быть ближе к Господу.
Быть ближе к Богу это не значит только читать духовную литературу и ходить в храм. Помимо этого нужно осознавать свои дела и поступки, стараться изменить их и стать лучше.