17 сентября 1999 года отошёл ко Господу замечательный пастырь, исповедник веры, миссионер и проповедник епископ Вашингтонский Василий (Родзянко). Портал Православие.Ru публикует воспоминания американского православного православного священника Фомы Эдвардса, который знал приснопамятного Владыку Василия последние 12 день его жизни.
Чем лучше я узнавал епископа Василия (Родзянко), тем больше понимал, что одной ногой он стоит в нашем мире, а другой шествует в Царствие Божие. В пятницу 17 сентября 1999 года епископ Василий упокоился о Господе, и теперь обеими ногами пребывает в Небесном Царстве. Есть определенная ирония в том, что владыка скончался за день до того, как ему должны были вручить американское гражданство. А его любимая жена матушка Мария отошла ко Господу за день до вручения ей английского гражданства.
За последние двенадцать лет этот импозантный мужчина с добрым лицом, ослепительно белой бородой и очаровательным британским акцентом глубоко тронул как православных, так и не православных штата Нью-Джерси. Тронул своей молитвенной манерой служения, речью, но больше всего – самим своим существованием.
По благословению архиепископа Петра владыка посещал наш край, проводя беседы и выступления, раздавая мудрые советы множеству своих духовных чад. Первый раз он приехал к нам на приход с лекцией о христианской жизни. В другой приезд он провел беседу в окружном музее Бергена на тему «Церковное возрождение в России». Один из самых запоминающихся визитов владыки Василия состоялся 20 октября 1990 года, когда он служил в храме Христа Спасителя в Парамусе, Нью-Джерси. Тогда духовенство и верующие нашей епархии собрались ради пения прекрасного акафиста «Слава Богу за всё» (авторства протоиерея Григория Петрова). После богослужения владыка Василий в течение нескольких часов оставался в храме, выслушивая просьбы помолиться от многочисленных верующих, подошедших к нему ради благословения. Каким бы измученным или больным он ни был, владыка всегда внимательно выслушивал своего собеседника, давал мудрый совет.
Владимир Родзянко родился 22 мая 1915 года в своем родовом имении в Екатеринославе (на территории нынешней Украины). Его дед Михаил Родзянко был председателем Государственной Думы во время правления Царя Николая II. Владимир помнил, как, будучи маленьким ребенком, он сидел под дедушкиным обеденным столом, слушая разговоры взрослых о том, что же делать теперь, после убийства Царской Семьи.
– Конечно, это скоро закончится, – слышал он голоса взрослых.
– И тогда мы сможем вернуться в Россию. А пока, – произнес его дед, – поедем в Сербию к нашим православным братьям.
И спустя 70 лет епископ Василий помнил, как его гладко выбритый дед ради конспирации нацепил длинную бороду и сбежал из России на поезде вместе с семьей.
Подростка Владимира, выросшего в Сербии, интересовали два призвания: радиовещание и священство. В детстве он часто засыпал, до ночи слушая детекторный радиоприемник. В 1937 году Владимир Родзянко получил степень кандидата богословия в Белградском университете, а затем продолжил изучать теологию в университете Лондона. Он женился на Марии Колюбаевой и в 1941 году был рукоположен во священника. Отец Владимир служил на нескольких приходах на севере Сербии. Времена были тяжелые из-за войны и нацистской оккупации его новой приемной родины. В 1990 году епископ Василий вспоминал, что, «когда нацисты вышли из одной двери, коммунисты вошли в другую». По его словам, жизнь при коммунистах была намного сложнее, чем при фашистах. Продолжавший выступать против безбожия, отец Владимир был арестован коммунистами и обвинен в тяжком преступлении – «незаконной религиозной пропаганде». Он был приговорен к восьми годам лишения свободы на каторжных работах.
Время заточения отца Владимира было большим испытанием не только для него, но и для его матушки Марии и двух их маленьких сыновей, Владимира и Михаила. В тюрьме с отца Владимира первым делом сорвали рясу и крест, насильно состригли бороду: «Теперь ты такой же, как и все остальные товарищи!»
Когда почти полвека спустя его спросили о худшем тюремном воспоминании, владыка без колебаний ответил: «Блохи!» Блохи были настолько кровожадны, что ему казалось, будто его едят заживо. В рубашке, которую он снял с себя и отдал матушке постирать, было так много дырок от блошиных укусов, что она походила на ночное небо, полное звезд. Его тело было изранено укусами, а сердце его жены Марии пронизано болью за страдающего мужа.
Отца Владимира лишили права совершать Богослужения. «Но не совсем все», – добавил он однажды вечером за ужином у нас дома, когда мы обсуждали те трудные дни.
Православные заключенные захотели отметить праздник Богоявления, и им это удалось. Каждый день арестантов выводили во внутренний четырехугольный двор на физическую разминку. Разминка состояла в том, что заключенные маршировали по кругу вдоль четырех стен под открытым небом. И произошло так, что на праздник Богоявления отец Владимир смог освятить воду в соответствии с нашей традицией.
В «освящение вод» внесли свой вклад даже не православные и неверующие. Как обычно, стражники расположились вдоль стен четырехугольника. По внешнему кругу, ближайшему к страже, маршировали неверующие и не православные христиане, а внутренний круг образовали отец Владимир и все православные, которые для стражей порядка стали не так заметны. Поскольку каждый день шел снег, недостатка в источнике воды не было. По напутствию отца Владимира внутренний круг православных приглушенно пел тропарь праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…» Призывая «благословение Иорданово на воды сии», отец Владимир благословлял воду в виде снежинок, которые опускались на каждого узника и каждого охранника.
Он благословлял воду в виде снежинок, которые опускались на каждого узника и каждого охранника
И получилось так, что в этом маленьком уголке мира в жизни заключенных и их охранников проявилась благодать Святой Троицы и творение вновь обновилось через благословение вод.
Благодаря усилиям архиепископа Кентерберийского и из-за изменения политики Тито, отец Владимир был освобожден из тюрьмы и воссоединился со своей матушкой и двумя сыновьями. Вначале семья Родзянко отправилась во Францию, где они гостили у архиепископа Иоанна (Шаховского), впоследствии архиепископа Сан-Францисского, которого отец Владимир со временем сменил на посту епископа. Из Франции они отправились в Англию, где обосновались и воспитали двоих своих сыновей. В Лондоне вдобавок к своему священническому служению отец Владимир стал уделять время и другому своему увлечению, когда ему предложили должность на радио BBC. На протяжении более 40 лет он выпускал религиозные радиопрограммы, которые транслировались на Советский Союз через BBC, Славянскую евангельскую ассоциацию, Радио Ватикана и «Голос Православия» (со штаб-квартирой в Париже), идя по стопам блаженной памяти отца Александра Шмемана. Он читал много лекций о православной духовности, роли молитвы в жизни христианина, Пресвятой Богородице и многом другом. Отец Владимир был активным членом Братства святых Альбана и Сергия. А еще он стал духовным отцом для многих людей по обе стороны Атлантики, как и для многих тысяч христиан в России, которые лишь слышали его голос.
А затем семейство Родзянко потрясла двойная трагедия. Его внук-подросток был убит в результате покушения на самого батюшку, который из-за своих религиозных передач, транслируемых на Советский Союз, долгое время являлся мишенью КГБ. А в 1978 году отошла ко Господу Мария, любимая жена отца Владимира.
Через год в Англии отец Владимир принял монашеские обеты, получив имя Василий. Он перешел в юрисдикцию Православной Церкви в Америке (Московского Патриархата) и 12 января 1980 года был рукоположен во епископа Вашингтонского. С ноября 1980 года и до самой своей отставки, последовавшей 24 апреля 1984 года, епископ Василий служил епископом Сан-Франциско. В последние дни жизни архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского) владыка Василий оставался при нем, служа ему нянькой, ухаживая за умирающим и тем самым отплачивая за то гостеприимство, которое архиепископ Иоанн оказал семье Родзянко после их бегства из Сербии.
После ухода на покой епископ Василий вернулся в город Вашингтон (округ Колумбия) и до конца своих дней продолжал религиозное вещание на Россию. С падением коммунизма у Владыки Василия появилась возможность вернуться на родину предков, где он много проповедовал как в крупнейших городах, так и самых незначительных деревнях. Тысячи его духовных чад увидели лицо человека, который до этого был лишь голосом, доносящимся из их радиоприемников. Теперь епископ Василий появлялся в еженедельных передачах российского телевидения, рассказывая о жизни православных христиан, о житиях святых, о нравственности и о множестве тем, которые до этого были запрещены.
В 1991 году я был в Москве и одним субботним вечером молился на всенощном бдении в Даниловом монастыре. В конце службы ко мне подошел молодой хорист по имени Сергей. Узнав, что я из Америки, он спросил, знаю ли я владыку Василия (Родзянко), на что я ответил: «Знаю, и довольно хорошо. Буквально недавно он в течение нескольких дней гостил в нашем доме». Тогда Сергей просто сказал: «В России мы считаем его святым!»
Этот человек, которого в России считали святым, жил скромной и простой жизнью. Однажды в Вашингтоне мы пригласили его отобедать с нашей семьей после Божественной Литургии. «Нет, – сказал он. – Вы только что видели, как я надевал епископское облачение, а теперь я надену фартук повара и буду служить вам». Так он и сделал.
«Нет, – сказал владыка, – теперь я надену фартук повара и буду служить вам». Так он и сделал
Дом епископа Василия, как говорят, «представлял из себя нечто»! Он жил в однокомнатной квартире-студии. В центре комнаты стояли несколько стульев и небольшой диван. В одном углу находилась часовня с алтарем и иконами. Здесь он служил Литургии по будням для небольшой общины, которая могла с легкостью заполнить одну комнату. Когда часовня не использовалась, ее закрывали занавесом от пола до потолка. В другом углу находилась радиовещательная студия, где епископ готовил кассеты для трансляции в Россию. Вдоль всех стен стояли книжные шкафы высотой от пола до потолка, перемежающиеся иконами и семейными портретами. За одной из стен располагалась небольшая кухня. В одной из статей, опубликованных несколько лет назад, утверждалось, что жилое, молитвенное и рабочее пространство Владыки Василия было сродни проживанию на подводной лодке.
Надев свой фартук, епископ Василий стал подавать матушке, мне и нашим детям различные закуски, которые он для нас приготовил, заметив: «Эти овощи с моего огорода…» Похоже, в столице США жильцы использовали соседнее поле под свои огороды. Владыку пригласили благословить участки во время посева, и урожай этого года был обильным. Закуски епископа Василия были только началом. Затем он пригласил нас на улицу и в небольшой рощице начал жарить курицу и итальянскую колбасу. Мы вышли из его жилища, напоминавшего о давно минувших дореволюционных временах, и перешли к современному загородному барбекю, где нашим шеф-поваром оказался тот же самый человек, который несколькими часами ранее таинственно изображал херувимов.
Одно из моих самых ярких воспоминаний о владыке относится к Москве конца мая 1991 года. Патриарх Алексий попросил епископа Василия возглавить паломничество на Святую Землю и обратно. Целью было привезти Благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалиме, который чудесным образом сходит накануне каждой Пасхи. Прибытие Благодатного огня в Москву должно было совпасть с днем памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, славянских просветителей. Покинув Иерусалим, епископ Василий и его спутники отправились сначала в Стамбул, чтобы получить благословение Вселенского патриарха. Оттуда паломники, везущие Благодатный огонь, заезжали на автобусе во все славянские страны, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий.
После падания коммунизма это была лишь вторая Божественная Литургия, которую совершил Патриарх в Успенском соборе Московского Кремля. Собор был заполнен до отказа, богослужение транслировалось по телевидению на всю Россию. Великолепные иконы, хоры и благочестие богомольцев – казалось, всё это достигло кульминации, когда при пении «Приидите, поклонимся» огромные боковые двери собора распахнулись, а за ними с поднятым в руках Благодатным огнем показался епископ Василий.
Огромные двери собора распахнулись – а там владыка Василий с Благодатным огнем в руках!
Владыка вошел в древний храм, вместе с Патриархом прошел царскими вратами и возложил Благодатный огонь на алтарь. Назвать всё это «малым входом» явно не соответствовало потрясающему впечатлению того момента.
По окончании Литургии Патриарх, все духовенство и тысячи богомольцев во главе с епископом Василием вышли из огромных дверей собора, чтобы прошествовать крестным ходом около полутора километров по улицам Москвы. Такого крестного хода Москва не видела уже 70 лет. Звонили все столичные колокола, голубое небо над нашими головами было заполнено гигантскими надувными шарами с прикрепленными к ним огромными иконами. Неподалеку от мавзолея Ленина трое или четверо верных ленинцев шли со своими плакатами. А поскольку было еще пасхальное время, тысячи людей, выстроившихся вдоль улиц, в течение получаса снова и снова пели: «Христос воскресе!» Все это время епископ Василий продолжал вести нас на Славянскую площадь, где они с Патриархом отслужили благодарственный молебен. Как здорово, что Патриарх попросил епископа Василия возглавить это паломничество ко Гробу Господню, чтобы паломники вернулись домой через все православные славянские земли, где в детстве будущему архиерею пришлось спасаться от своих соотечественников, оставивших Бога.
Жизнь епископа Василия полна вдохновляющих примеров христианского жития. Помимо всего прочего он был человеком с отличным чувством юмора, который умел смеяться над собой, а не над другими. Ему было легко разговаривать и с советским послом, и с кающимся грешником. Он разбирался как в технических аспектах теле- и радиовещания, так и в мистическом богословии Православной Церкви. Владыка был прекрасным рассказчиком, который мог держать своих слушателей в напряжении. Он был дедушкой,о котором мечтал бы любой подросток. Для тысяч людей по всему миру епископ Василий был духовным отцом. До конца своих дней он преданно хранил память о своей дорогой супруге. Во все путешествия он брал с собой двухчастную фоторамку, на одной стороне которой была святая икона, а на другой – фотография его жены.
Касаясь отцовства, он рассказал мне, как однажды один из его сыновей признался ему: «Отец, я хотел бы стать композитором, когда вырасту». На что отец Владимир ответил: «А знаешь ли ты, что ко многим композиторам признание приходит лишь через 50 лет после их смерти?» Его сын парировал: «Ничего страшного: ко многим святым признание приходит вообще через 500 лет после их упокоения».
Да будет вечной память епископа Василия, который для такого большого числа людей был духовным отцом! И да продолжит он ходатайствовать обо всех своих духовных детях в Царствии Божием!