Одним из духовных пересечений русского Харбина с Новониколаевском-Новосибирском является их общий покровитель – святитель Николай Мирликийский. Известно, что самая первая православная церковь в поселке на р. Сунгаре была освящена в честь этого святого, а вокзальная икона Николая Чудотворца была великой святыней г. Харбин. Одной из главных достопримечательностей Новониколаевска-Новосибирска была и является в настоящее время Никольская часовня.
В 1950- 1960 гг. в Новосибирск приехало много русских репатриантов из Китая. Это было время реализации Постановления Совета министров СССР 1954 г., разрешавшего въезд на территорию СССР репатриантов из Китая для работы на целине. Некоторые из них прибыли семьями непосредственно из Маньчжурии, другие – после освобождения из лагерей и ссылок. В их числе была всемирно известная пианистка из Харбина В.В. Белоусова, талантливый поэт русского зарубежья на Дальнем Востоке А.А. Грызов (Ачаир), известный харбинский художник А.Е. Степанов, регент хора храма Всех скорбящих радость при Доме Милосердия К.И. Павлючик, протоиерей, ректор Харбинской семинарии Алексей Горелкин.
Источники свидетельствуют о том, что выходцы из Китая тянулись к митрополиту Нестору, и митрополит также разыскивал и приглашал к себе знакомых священников из Китая. В одном из писем к епископу Афанасию (Сахарову) 23 октября 1956 г. он писал: «Ко мне приехал с семьей насовсем мой дорогой воспитанник Кирилл Караулов… Он и иконописец, и ювелир, и столяр, и эконом – хозяйственный и умный. Приехал и еще один протоиерей, тоже дельный и умный. Пришел ко мне на епархиальную службу и еще один харбинец – юрист-экономист-бухгалтер».
Таким образом, в эти годы в Новосибирской епархии осуществилось духовное пересечение – она пополнилась русскими православными людьми из далекой Маньчжурии. В № 139 за 2007 г. газеты «На сопках Маньчжурии» в рубрике, посвященной различным юбилеям читателей, имеется небольшая заметка. В ней сообщается об одной важной дате из жизни митрофорного протоиерея Павла Патрина. Отец Павел Патрин происходил из забайкальских казаков, которые в начале 20-х гг. XX в. оказались на китайской территории в Маньчжурии, в середине 50-х гг. семья Патриных вернулась в СССР. В своей заметке «земляки трехреченцы, харбинцы, маньчжурцы» поздравляли отца Павла с юбилейной датой: 15 декабря 1957 г. в Новосибирском Вознесенском кафедральном соборе Павел был рукоположен митрополитом Новосибирским и Барнаульским Нестором в сан диакона. А в апреле 1960 г. диакон Павел был рукоположен в сан иерея и назначен служить в Вознесенском кафедральном соборе. «В те годы гонений на Православную Церковь со стороны государства, священнослужителей было мало, поэтому работать приходилось очень много. Отец Павел, не жалея ни сил, ни здоровья, ревностно исполнял свой долг пастыря и духовного наставника вверенной ему паствы». И далее в заметке говорилось: «Он принимал активное участие в переустройстве Вознесенского собора. За годы своего служения, по благословению правящего архиерея, отец Павел исполнял обязанности ключаря Вознесенского собора, был благочинным Центрального городского округа, председателем приходского совета. До выхода за штат был много лет настоятелем Вознесенского кафедрального собора и за это время благодаря его энергии и стараниями на территории собора были возведены те здания и постройки, которые нам прихожанам радуют и душу и глаз». А сейчас его оба сына продолжают традицию Патриных, служа священослужителями Новосибирской епархии.
По словам современников, возвращаясь на Родину, русские выходцы из Китая брали с собой самые дорогие для них предметы. Нам известно, что и сегодня в их семьях и семьях их потомков имеются иконы, привезенные из Маньчжурии, и в частности, из Харбина. Несколько таких православных святынь нам удалось увидеть. Некоторые из икон имеют такую же драматичную судьбу, как и их владельцы: они были вывезены из России в эмиграцию в период гражданской войны, а затем вновь оказались вместе с хозяевами или их родственниками в России.
В семье Н.Н. Нориной хранится уникальный альбом, его условно можно назвать тематическим, потому что он составлен исключительно из фотографий, отражающих церковную жизнь Русской Православной Церкви на примере жизни и служения двух протоиереев. Он был оформлен Леонидом Михайловичем Нориным в 1966 г. на основе семейных архивов протоиерея Никандра (Тюстина) и протоиерея Михаила (Норина). В альбоме имеются фотографии, сделанные в первой половине XX в. и запечатлевшие различные стороны жизни и деятельности этих священников в период их служения в Китае и СССР, в том числе и из церковной жизни русского Харбина. Среди них есть фотографии митрополита Нестора в харбинский и новосибирский период его служения. Таким образом, в альбоме, в одном месте благодаря фотографиям – важным историческим источникам – оказались сконцентрированными в визуальных образах разные периоды из истории России и Русской Православной Церкви первой половины XX в. в пределах России и Китая, Новосибирской и Харбинской епархий. Русский православный Харбин визуально представлен на страницах этого альбома. Русский православный Харбин присутствует в современном Новосибирске также в виде различных рукописных и опубликованных воспоминаний русских китайцев, в том числе и на страницах газеты «На сопках Маньчжурии» – печатного органа ассоциации «Харбин» в Новосибирске.
Православные выходцы из русского Харбина, приехав в Новосибирск, стали важными связующими звеньями между этими городами, интеллектуально и духовно обогатив свою новую родину и сохранив при этом благодарную память о своей «китайской» родине. По словам М.П. Таут, «…в Харбин, русский город на китайской территории, наши деды и отцы, строившие КВЖД и бежавшие от большевиков, привезли с собой бесценный багаж: нравственную атмосферу и понятие духовности, свойственные дореволюционной России. Видимо, промыслом Божьим этому городу было предначертано по более длительный по сравнению с другими эмигрантскими центрами срок законсервировать островок дореволюционного русского православного духа. Хочется верить, что суждено это было не только для истории, но, и чтобы способствовать возрождению на нашей исторической родине. Тех ценностей, которые старшие поколения харбинцев вывезли из России и свято берегли…». Харбинско-новосибирские связи выражены также в паломничестве жителями г. Новосибирска к православным памятным местам, связанным с присутствием русских в Харбине. Начиная с 1990-х гг. «русские харбинцы трехреченцы, манчьжурцы» из Новосибирска периодически совершают поездки на свою вторую родину. Дважды в 2016 и 2018 гг. побывал в г. Харбине и автор данной работы. Там его радушно встречали настоятель единственной действующей православной церкви на материковом Китае Покровской отец Александр Юй Ши и община.
О поездке автора в Китай: «Община русской православной диаспоры и потомки китайце-албазинцев в Харбине встретили меня очень радушно, помогли мне с проживанием. Мне показали Софийский собор, место где был Никольский кафедральный собор и другие достопримечательности Харбина. Побывал я и на службе, где песнопения поются частично на церковно-славянском, а частично на китайском языках. В эту поездку в 2016 г. сам Покровский храм реставрировался и службы проходили в помещении неподалеку. Я побывал в Софийском соборе, который сейчас называется Музей исторических фотографий «юного» Харбина. В Харбине я посетил место где был кафедральный Николаевский собор, а сейчас изваяние в виде снежинки. Присутствовал на службе во временной церкви, которая располагалась в помещении неподалеку от самого Покровского собора, он сам в этот период был на реставрации. Второй раз удалось побывать в Китае в 2018 году. Посещение г. Харбина оказало на меня огромное влияние, захотелось побольше узнать о его истории и его православных храмах. Это желание частично исполнилось в период написания работы».
Из дипломной работы выпускника Новосибирской Православной Духовной семинарии чтеца Артемия Солодовникова