БЛАГОСЛОВЕННАЯ МЕЖДУ ЖЕНАМИ РУССКИМИ

Слово в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги

Она предтекла христианству в земле нашей,
как зарница пред солнцем, как утренняя заря пред светом полуденным.
Как луна в ночи, так светила она между людьми неверными.
Она и по смерти молит Бога за Русь.
Преподобный Нестор Летописец
Равноапостольная Ольга, великая княгиня Российская, во святом Крещении Елена

 

 

В Северной Руси, на берегу быстрой реки, в кругу людей простых и мужественных возрастала девушка, которой Господь судил стать великой просветительницей великого народа. Она носила славянское имя Прекрасна и действительно отличалась редкой красотой. Но даром, поистине редчайшим в те темные времена, была чистота ее сердца. Прекрасна обладала и острым глубоким умом, унаследованным от прадеда Гостомысла – первого русского государственника. Это он, новыгородский правитель Гостомысл, некогда подал совет призвать на княжение варягов – предводителей воинских дружин, ибо видел, как из-за отсутствия твердой власти Русь изнемогает от непрестанных смут. Однако в сородичах Гостомысла был слишком силен дух древнерусской вольницы. Они не смогли ужиться с княжеским двором и ушли в весь Выбутскую – в глушь, в лесное раздолье. Здесь, в безвестности, и жила Прекрасна, не зная, что ей предначертано явиться на великокняжеском престоле, просиять всему своему Отечеству звездой премудрости и зарей Божественной благодати.

Совсем иначе – в богатых пирах и молодецких забавах – протекала юность будущего мужа этой скромной северянки, князя Игоря. Он рос “за широкой спиной” великого князя Олега, не имевшего своих детей, любившего и всячески баловавшего племянника. И пока князь Олег объезжал русские земли, властной рукой собирая дань, чиня суд и расправу, приводя к покорности племена, молодой князь Игорь развлекался как умел и как хотел. Излюбленной забавой юноши была охота на лесных зверей. И вот во время охотничьей потехи и встретил князь Игорь свою суженую, прекрасную и смелую.

Однажды, рыская по лесу в поисках добычи, князь-охотник оказался на крутом обрыве над рекой. Густой лес на другом берегу показался ему богатым диким зверьем. По реке в тот час плыла лодка. Князь окликнул лодочника и приказал перевезти себя на другой берег. Развалившись в лодке, он залюбовался ловкими и точными движениями гребца, а когда тот повернулся, князь увидел, что это не юноша, а девушка, причем очень красивая. Избалованный наследник не привык сдерживать свои страсти. Он решил “потешиться” с незнакомкой и выказал это достаточно ясно. Ранее он никогда не встречал отпора: многие девушки-язычницы, дочери разнузданного времени, считали за честь удовлетворить княжескую похоть. Но здесь случилось иное.

Прекрасна с холодным презрением глянула на развратного юнца и сказала: “Зачем, князь, замышляешь дело неисполнимое? Вспомни, что князю для людей должно быть, как правителю и судии, примером добрых дел, ты же теперь близок к беззаконию. Да и то знай, что хотя я и одна здесь и бессильна перед тобой, ты все-таки не одолеешь меня”.

Получив суровую отповедь, юноша впервые в жизни почувствовал, что лицо его покрывает краска стыда. Молча доехал он до берега, вылез из лодки и скрылся в чаще. Охота в тот день оказалась неудачной: мысли князя были заняты другим. Он злился на незнакомую красавицу, “оскорбившую” его отказом, и все же не мог изгнать из памяти светлого ее образа. Урок, полученный князем Игорем, пошел на пользу. Вскоре великий князь Олег задумал “остепенить” племянника, подыскав ему подходящую жену. В Киеве устроили смотрины… Но вспомнилась ему неприступная красавица из северных лесов. Он рассказал о ней дяде, и великий князь Олег отправился добывать для любимого племянника невесту из неблизких краев.

Отыскав Прекрасну, князь Олег оценил выбор своего племянника. Многоопытный, превосходно разбирающийся в людях, великий князь понял, что среди охотничьих забав Игорь действительно “выследил красную добычу”: эта умная, сильная и честная девушка будет достойной женой наследного правителя Руси. Сама Прекрасна отнеслась к почетному сватовству спокойно и рассудительно: речь шла уже не о нечистом “баловстве”, а о том, чтобы стать честной женой, подругой жизни князя Игоря, – и этот высокий удел она приняла. А великий князь Олег (его имя чаще произносилось как Ольг) был настолько восхищен своей будущей невесткой, что настоял, чтобы она отныне в его честь назвалась Ольгой. Так впервые прозвучало на Руси это славное имя, – имя утренней зари благодати Божией над нашим Отечеством.

Брак Ольги и князя Игоря был счастлив для них обоих, и еще более счастлив для Русской державы. Князь по праву гордился женой, величавой ее красотой; с ней князь не знал скуки, рассудительностью она затмевала опытнейших бояр, а что до ее верности – здесь князь был как за каменной стеной. Правда, поначалу его немного раздражало вмешательство Ольги в неженские – государственные – дела. Однако, став после смерти дяди единодержавным правителем Руси, князь Игорь оценил и это высокое дарование своей княгини: Ольга разбиралась в делах правления куда лучше его самого, и князь мог спокойно свалить на нее эту “докуку”, а сам добиваться воинской славы – по тогдашним понятиям, единственно достойной мужчины и князя.

Для самой же Ольги-Прекрасны, умной и чистой, решение вступить в брак означало и решимость полюбить мужа. И она действительно полюбила своего князя Игоря, радуясь тому, что из взбалмошного юнца он превращается в сильного, всеми почитаемого и достойного уважения мужа и что в том есть и ее заслуга. Любовь княгини Ольги к мужу была светла, глубока и полноводна, как северорусская река, на берегу которой она выросла. Эту любовь великая княгиня хранила и после смерти супруга, живя в чистом вдовстве, соблюдая великокняжеский престол для малолетнего сына.

Князь Игорь много воевал. Он постоянно нуждался в деньгах: дани требовал Хазарский каганат, чьей полуколонией была тогдашняя Русь. Однажды, истощив прочие средства, князь Игорь захотел обложить дополнительной данью древлян. Это племя, склонное к мятежу и бунтовавшее при восшествии его на великокняжеский престол, Игорь не любил и считал себя вправе поприжать. Но древляне, возмущенные незаконными поборами, решились убить великого князя. Свой замысел они осуществили с языческой жестокостью: тело князя Игоря привязали к двум согнутым стволам деревьев, и он был разорван пополам.

Княгиня Ольга в Киеве безутешно оплакивала кончину любимого мужа, когда ей сказали, что прибыли гонцы от древлян. Великая княгиня умела владеть собой. Спрятав горе под внешним спокойствием, она вышла к гонцам ненавистного народа, чтобы, как подобает правительнице, узнать, чего хотят эти мятежники. Услышанное потрясло ее своей низостью. Льстиво улыбаясь, древляне заявили: “Не гневайся, что мы убили твоего мужа. Князь наш Мал без сравнения лучше Игоря: молодой и красивый. Пойди за нашего князя, и ты будешь нам госпожою”.

Вероятно, княгиня Ольга еще не знала всей подлости замысла древлян: через брак своего князька с ней они не только хотели захватить власть над всей Русью, но и сделать эту власть наследственной, убив сына Игоря и Ольги – маленького Святослава.

Омерзение и гнев заполнили все существо Ольги. Но великая княгиня и в тот миг сумела превозмочь свои чувства. Она отвечала древлянским послам: “Мне приятна речь ваша. Уже не могу воскресить супруга! Завтра окажу вам всю должную честь”.

Да, великая княгиня вполне ублажила древлянскую спесь. На следующий день послы расселись в ладье, на которой приплыли в Киев, и Ольгины слуги на руках понесли эту ладью к княжескому терему. Древляне чванились и величались таким неслыханным почетом, пока их не сбросили в глубокую яму и не начали заживо засыпать землей. И поверх стонов и воплей этих несчастных прозвенел голос княгини-мстительницы: “Довольны ли вы сею честью?” И послы отвечали: “Пуще нам Игоревой смерти”. Княгиня Ольга была еще язычницей. А языческое мщение – это даже не ветхозаветное “око за око, зуб за зуб”, это древний гнев, безудержный, беспощадный ненасытный.

Тысячи древлян погибли, попавшись в ловушки, расставленные для них острым умом Ольги. На могильный холм князя Игоря его вдова сильной рукой швырнула и голову древлянского князька Мала… Остатки древлянского племени обложила она тягчайшей данью. Но, совершая кровавое дело языческой “справедливости”, княгиня Ольга навсегда потеряла бесценное сокровище – душу собственного сына.

В поход на древлянские земли княгиня Ольга взяла с собой и шестилетнего сына Святослава. Первая битва с древлянами началась с того, что князь-ребенок пытался бросить копье во врага – и слабой рукой бросил его так, что чуть не поранил своего коня. От этой неудачи мальчик готов был расплакаться. Но окружавшие его богатыри-варяги воскликнули: “Князь уже начал, потянем, дружина, за князя!” – и ринулись громить древлян. В тот час Святослав на всю последующую жизнь опьянился кровавым вином битвы. Война стала единственной, всепоглощающей страстью сына княгини Ольги. Князь Святослав стал великим воином. Ему было предначертано явиться “Божиим молотом”, вдребезги разбившим Хазарский каганат, в течение нескольких веков терзавший Русь.

Когда великая княгиня Ольга познала Истинного Бога, она пыталась обратить к христианству и сына. Но войнолюбивый Святослав больше дорожил мнением вояк-идолопоклонников из своей дружины, чем спасением души, и на увещевания матери отвечал: “Могу ли один принять новый закон, чтобы дружина моя смеялась надо мною?” Святая Ольга была наделена от Господа даром прозорливости, она предрекала сыну злую смерть и вечную гибель, если он не обратится ко Христу. Тщетно! И скорбь о вечной пагубе, надвигающейся на душу сына, стала постоянной кровоточащей раной материнского сердца.

Князь Игорь мало занимался делами правления, а его воинственный наследник Святослав вообще не заботился о внутренней жизни государства, предоставив эти заботы матери. Историки называют великую княгиню Ольгу первой истинной правительницей Руси: главным делом всех ее предшественников на великокняжеском престоле была война, а она начала упорядочивать жизнь народа: делить землю на погосты (области), устанавливать справедливые размеры оброков, давать простые и ясные указы о том, как люди должны относиться к государству и друг к другу.

Еще оставаясь язычницей, великая княгиня Ольга с годами все более приближалась к образу жизни христианской. В Житии ее рассказывается: “Была она своим народом любима как правительница милостивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, – и награждающий добрых. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна к нищим, убогим и малоимущим, до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла. Со всем этим она соединяла воздержную и целомудренную жизнь. Все дела ее, несмотря на ее пребывание в язычестве, были угодны Богу как достойные благодати христианской”. Небесный Отец, видя праведность ее жизни, не попустил этой великой душе остаться во мраке язычества, но просветил светом Своим и сподобил избрания на высочайшее апостольское поприще.

Со времен Аскольда, первого в нашем Отечестве князя-христианина, на Руси существовали православные общины. Эти общины были настолько многочисленны, что еще в 945 году, когда князь Игорь заключал договор с греками, “крещеная Русь” приносила клятву в верности этому договору отдельно от прочих, в киевской соборной церкви. Немало христиан было и среди пришлых воинов-варягов. Когда княгиня Ольга обратила внимание на жизнь этих людей, она поняла: это то, к чему всегда стремилась ее душа. Язычество не могло воспитать в людях ничего подобного благородству этих людей, красоте их отношений. Христиане служили своему Богу в чистоте и доброте, в милосердии и любви, в совершенстве и святости. Княгиня Ольга сердцем уже тянулась к этой вере, но хотела испытать ее и умом – стала расспрашивать христианских наставников. Светлым разумом своим поразилась она глубине учения Спасителя, постигла: здесь истина Божественная, и душа великой княгини Ольги раскрылась для приятия Христовой благодати.

Дабы углубить свои познания о святой вере, княгиня Ольга предприняла путешествие в Византию. Здесь ее ждало испытание: греки, с подозрением относившиеся к славянам, долго продержали ее корабли в Константинопольской гавани, не позволяя русской княгине войти в город. Правительница Руси очень высоко ценила свое великокняжеское достоинство, но ради познания Божественных истин она терпеливо перенесла унижение и ожидание. Когда княгиню Ольгу наконец приняли в Царьграде, ее ожидание было вознаграждено дружбой духоносного угодника Божия, святого Полиевкта, пребывавшего тогда на Константинопольском патриаршем престоле. Наставляя русскую княгиню в истинах веры, святитель Полиевкт изумлялся ее мудрости и добродетели, прозревал уготованное ей величие в очах Господних. Перед отъездом своей духовной дочери на ее языческую родину святой Цареградский патриарх предрек ей: “Возлюбив свет и отвергнув тьму, благословенна ты между женами русскими; благословлять тебя будут сыны русские до последнего в роде”, а на Честном кресте, врученном ей со святительским благословением, повелел написать: “Русская земля обновилась для жизни в Боге Святым Крещением, принятым блаженною Ольгою”.

В крещении великая просветительница Руси приняла имя Елена – имя святой равноапостольной царицы Елены, которую Господь сподобил обрести и воздвигнуть над народом Животворящий Крест Его. Во славе апостольской прошла по Русской земле и святая княгиня Ольга.

Из Царьграда святая княгиня Ольга возвращалась на Русь, окрыленная ревностью о Боге, приготовленная просвещать сердца русичей Светом Христовым. К несчастью, ей не удалось обратить к Богу Истинному самых близких людей: сын Святослав упорствовал в грубом язычестве, плохо слушали ее и внуки. Двое из них, Ярополк и Олег Святославичи, впоследствии так и погибли в братоубийственной распре. Третий же, Владимир, долго блуждавший во тьме язычества, сумел пробиться к свету Божественной истины, стал великим Крестителем Руси. Ему Бог судил взрастить посев, насажденный святой Ольгой. Не имея успеха в своей семье, святая равноапостольная княгиня Ольга зато находила отклик в недрах народной души: тысячи простых русичей после ее проповеди обращались ко Христу, и во всем народе появлялось доверие к доброте и святости религии, которую исповедовала премудрая и милосердная великая княгиня. Именно трудами святой равноапостольной Ольги было приготовлено и стало возможным чудо Крещения Руси, явленное при ее внуке, святом равноапостольном князе Владимире.

Став христианкой, великая княгиня Ольга умножила благодеяния, даруемые народу ее мудрым правлением. Особо милостивой стала она к древлянам, которым некогда принесла столько зла языческой неистовой местью. Воистину удивительно это свидетельство истории: древляне так полюбили свою былую карательницу, что стали чтить как святыни даже те места, на которых останавливалось для ночлега и охоты войско Ольги во время того кровавого похода. Как же велико должно было быть то благо, которое святая княгиня принесла древлянам после своего преображения Божией благодатью, если они простили ей даже смерть своих родичей и полюбили ее!

Святая равноапостольная княгиня Ольга объехала все земли Руси, проповедуя народу слово Божие и воздвигая кресты – от них исходили чудеса, и это способствовало привлечению русичей к христианской вере. Она почтила память первого российского князя – христианина Аскольда, воздвигнув над его могилой храм во имя Святителя Николая. В своих родных краях святая Ольга сподобилась узреть знамение Господне: стоя на берегу реки Псковы, она увидела три ниспадающих на землю пресветлых луча. Спутникам своим, также видевшим это, равноапостольная княгиня сказала: “Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте, озаряемым трисиятельными лучами, возникнет церковь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы, и возникнет город, изобилующий всем”. Здесь она поставила крест, повелела заселить это место, а затем послала золото и серебро на создание храма. Так основался на берегу Псковы Троицкий собор, а вскоре явился и город Псков – первый оплот христианства в Северной Руси.

В глубокой старости после многих благочестивых трудов отошла к возвеличившему ее Господу духовная мать Руси святая равноапостольная княгиня Ольга. Увенчав Свою избранницу венцом благовестническим, Небесный Отец прославил и честные останки ее. Когда достойный продолжатель ее благодатного дела святой равноапостольный князь Владимир по совету митрополита Леонтия Киевского вскрыл ее могилу, тело святой было обретено нетленным и благоуханным. Она почила во гробе, как спящая в киевском храме Богородицы, и от святых мощей ее по вере молящихся проистекали исцеления и другие чудеса.

Еще долго после кончины святой Ольги те, кто помнил ее правление, называли ее мудрейшей из всех людей, и поистине разум ее был сильнее, чем у всех русичей того времени, ибо сделал святую княгиню богомудрою. По слову жития, “начатки просвещения народа нашего Господь соизволил в посрамление жестокосердых мужей явить через блаженную Ольгу. Как прежде проповедницами воскресения Своего соделал Он жен-мироносиц, так и в земле Русской явил святую веру княгинею Ольгою”.

Воспоем днесь Благодетеля всех Бога, прославльшаго в России Ольгу богомудрую: да молитвами ея подаст душам нашим грехов оставление. Аминь.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, 
по материалам портала Православие.ру