Памяти румынского старца-афонита
Иеросхимонах Иоанн (Гуцу). Фото: Харитон ЛавриотИеросхимонах Иоанн (1906–1996) – один из самых почитаемых румынских монахов, подвизавшихся на Святой Горе Афон. В 19 лет пришел сюда, чтобы посвятить свою жизнь Христу, и 70 лет подвизался в румынских скитах: сначала в Лаку, затем в Колчу. Отличался совершенным смирением и простотой, суровостью монашеской жизни, был великим постником, подвижником, аскетом и молитвенником. Преставился ко Господу 5 декабря 1996 г. в возрасте 90 лет.
Старец Дионисий (Игнат) рассказывал об авве Иоанне так:
«Он пришел на Афон в 1926-м году. Его духовным отцом был старец Илия, но вскоре скитские старцы умерли (Илия Вулпе, Геронтий, Паисий и Евфимий), и он оставался [в скиту Лаку[1]] один около 20 лет.
Мы с отцом Иоанном жили [в келлии Колчу[2]] как братья, наши с ним келлии ничем не отличались[3]. Все малые и великие праздники всегда проводили вместе. Отец Иоанн (Гуцу) был хорошим монахом, очень усердным и очень строгим в монашеской жизни. С ним пробовали жить другие монахи, но не выдерживали. Он был только священником, не духовником. И когда в келлии умер последний духовник, он, по смирению, больше ни разу не служил. Он был хорошим человеком».
С ним пробовали жить другие монахи, но не выдерживали
Старец Иоанн был из Бессарабии, родился в селе Попешть Сорокского уезда в 1906-м году. Будучи большим боголюбцем, в 19 лет отправился на Афон и остался там. Провел в подвигах 70 лет, после чего переселился на небеса. За всё это время лишь один раз выезжал со Святой Горы, будучи вынужден сделать это.
Иеросхимонах Илия (Вулпе), духовник иеросхимонаха Иоанна (Гуцу)Послушание оказывал своему духовнику, иеросхимонаху Илие (Вулпе), и его отцу, который и заповедал ему: «Постарайся умереть здесь». За свою 90-летнюю земную жизнь, с 1906-го до 1996 года, старец Иоанн стяжал столько благодати и смирения, что достиг глубочайшей невинности. Великий постник (пищу вкушал раз в два дня) и великий подвижник (спал самое большее 3 часа ночью, сидя на скамеечке), великий аскет и молитвенник (клал земные поклоны, даже когда в старости ноги у него стали кровоточить, а медикаментов не употреблял никогда).
Он много не говорил, потому что если ты не получал пользу от его молчания, то и просить совета у него было незачем (и это правда, мы можем получить урок смирения, только глядя на его лицо!). Всегда считал, что «надо начинать со страха Божия и продолжать любовью к Нему. Между ними добавим много смирения и молитвы, и достигнем Царства Небесного».
За его труды Бог заранее открыл ему время его переселения из мира сего, так что он уладил все свои дела за 2 месяца до этого, испросил прощения у всех братий – в том числе и у подвизавшихся в келлии Святого Георгия у старца Дионисия (Игната), который его и причащал, – и 5 декабря отошел в вечность.
Мы можем получить урок смирения, только глядя на его лицо!
Старец Илия из Колчу рассказывал, что однажды, на святого Иоанна Крестителя, престольный праздник келлии, у них не было ничего съестного. Бросали сети, но ничего не поймали. Уже начался канун праздника, и они, огорченные, пошли к старцу Иоанну. Геронда велел им:
– Идите к лиману и принесите ту большую рыбу.
Отцы хотели сказать, что они оттуда и идут, но смолчали и оказали послушание. И, подойдя к берегу, были поражены, увидев плывущую прямо на них рыбу, достаточно большую, чтобы им всем хватило на 2 дня. Они взяли ее из воды голыми руками и воздали славу Богу.
Скит Колчу, келлия старца Иоанна (Гуцу)
Незадолго до своего отшествия из мира сего, в ноябре 1996 года, старец Иоанн встречался с юным Адрианом Лемени, будущим министром по делам религий[4]. Юноша спросил его:
– Отче, как ты думаешь, что ты стяжал за 70 лет молитвы на Афоне?
Старец ответил ему:
– Я стяжал дерзновение пред Богом.
Отец Августин, ученик отца Иоанна в последние годы его жизни, работая с ним на огороде, в шутку сказал:
К осени, когда отец Августин успел забыть об этом, забил источник чистой воды повыше от келлии
– Помолись Богу, преподобный, ты же обрел милость пред Ним: пусть пошлет нам родник поближе к келлии, чтобы мы больше не таскали воду из долины.
Старец ничего тогда не сказал, но к осени, когда отец Августин успел забыть об этом, забил источник чистой воды повыше от келлии, всего в нескольких метрах от того клочка земли, где у них был разбит огород. Они и по сей день воду берут оттуда.
Однажды пришел послушать его слово один послушник-грек из монастыря Ватопед. Взяв благословение, он хотел уже уйти, и тут старец говорит ему на прощанье:
– Kalos taxidis, pater Athanasios (Добро пожаловать, отец Афанасий).
А тот еще не был монахом. Но когда хотел сказать об этом старцу, он говорит ему:
– Это всё не по твоей воле, а как Богу угодно!
Сегодня вы можете найти отца Афанасия подвизающимся в том же Ватопедском братстве.
Джордже Крышнян
Sfantul Munte Athos (Святая Гора Афон)
Из чудес, произошедших после кончины старца
Архимандрит Порфирий с черепом иеросхимонаха Иоанна (Гуцу)Совершенно чудесное событие произошло с румынским священником, приехавшим на Святую Гору Афон в 2007-м году. Он всей душой хотел побывать на могиле старца Иоанна, к которому питал особое благоговение и о котором знал, что он отошел ко Господу еще в 1996-м году. Следуя своему желанию, он среди бела дня пришел в Колчу на могилу старца, чтобы поклониться ему, и видит: у могилы стоит старчик с кротким и ясным ликом. Священник спрашивает старца:
– А ты кто?
– Я Иоанн (Гуцу), на могилу которого ты пришел.
Священник удивился и говорит ему:
– Как, святость твоя[5], разве ты живой? Ведь все говорят, что ты давно умер, и тебя поминают на заупокойных службах.
– Если я даже и умер, то ты знай, что я всё остаюсь живым.
После этого краткого разговора наш батюшка берет благословение у старца, прикладывается к его руке и потом уходит в такой духовной радости, какой еще не испытывал никогда[6].
Монах Никодим
Cuvantul Ortodox (Православное слово)
5 июля 2019 г.