Слово протоиерея Александра Шаргунова в первую субботу Великого поста …
Великий пост — время углубленной молитвы и чтения слова Божия — не только Нового, но и Ветхого Завета. В течение Поста мы постоянно возвращаемся к Ветхому Завету с памятью о главном, что в нем есть, устремленностью ко Христу. На память сегодня приходит образ Мелхиседека из книги Бытия, этого таинственного царя и священника, в котором Церковь увидела прообраз Христа. Он приносит хлеб и вино, и произносит молитву благословения, обращенную к Аврааму, возвратившемуся из победоносного похода, обращенному к Богу, даровавшему ему победу над четырьмя царями. Слово «благословение» — ключевое слово для понимания того, что есть Евхаристия. Это молитва, через которую выражается пожелание блага. Благословить кого-то — значит засвидетельствовать в радости, в благодарении и приобщении благодати, благо, полученное нами.
Когда мы собираемся на богослужение, мы благословляем Бога. «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». И Божественная литургия начинается с благословения: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Мы благословляем Бога за все, что Он совершил и продолжает совершать через Иисуса Христа, даровавшего нам спасение и мир, и власть быть чадами Божиими.
Более того! Когда мы молимся за Божественной литургией, мы имеем дерзновение благословлять Бога и заранее благодарить Его за все, что Он осуществит для нас, для Церкви, для нашего народа, для всего человечества, — до конца времен. Мы благословляем Его за Его будущие деяния, потому что уверены, что Он не оставит нас и исполнит все обетования мира, спасения и вечной радости, которые Он дал нам.
Смысл поста — в том, чтобы мы духовно прозрели. И увидели присутствие и действие Божественное в нас, в Церкви и в мире, что бы в нем ни происходило. В дни сугубого покаяния будем испрашивать у Господа это благо. Тогда наша молитва благословения будет исходить из самого сердца, а не будет одними словами, в суд и осуждение произносимая нами.
Путь Великого поста — к Страстной седмице, и все наши литургии — приготовление к Тайной Вечери Великого Четверга, за которой Господь говорит о Хлебе Евхаристии: «Сие есть Тело Мое, за вы ломимое» и о Чаше: «Сия есть Кровь Моя Нового Завета». Будем помнить всегда, что причастие существует для того, чтобы постоянно утверждать, обновлять и углублять наш Новый Завет, вечный союз, который Бог установил с нами. Даром Евхаристии, даром сего Хлеба, который мы вкушаем, и сей Чаши, от которой мы пьем, мы становимся единокровными Христу, братьями и сестрами во Христе, чадами Божиими по благодати. Да будет дано нам благодатно осознать эту тайну и это чудо! Увидеть в Духе Святом непостижимую страшную реальность этого дара и принести подлинное благодарение Богу — стать участниками Божественной Евхаристии.
Столь велико значение Евхаристии, что Господь уготовляет ее для нас не только в течение всей Священной истории через таинственные события Ветхого Завета, но и всей Своей земной жизнью. Во время чудесного умножения хлебов действия Господа во многом напоминают то, что Он совершит на Тайной Вечери. Он берет хлеб, благословляет его, преломляет и потом раздает. Точно также Он будет делать во время Евхаристии.
Что общего в чуде умножения хлебов с Евхаристией? Господь говорит нам, что мы не должны довольствоваться тем, что, принимая Хлеб Евхаристии, мы питаем им себя. Мы должны давать его тем, кто окружает нас, как сделали это апостолы. Что значит давать? Наша Вечеря — тайная, сокрытая от внешних, она уготована только для тех, кто со страхом Божиим и верою, и покаянием приступает к ней. Но, узнав чудо небесного дара, мы должны по-новому молить Господа, чтобы Он дал есть тем, кто изнемогает от духовного голода. И для этого мы должны прежде взять все, что у нас есть, даже если это очень немного, и разделить его с другими. Тем более, когда нам дается узнать, какое сокровище новой жизни предлагает всем Господь.
Не бывает ли наше служение Божественной литургии эгоистичным? Слишком часто мы сосредоточены только на себе и забываем о других, о тех, кто рядом с нами «гладом гибнут», гладом хлеба, гладом слова истины и правды, гладом внимания и любви? Этот вопрос мы должны поставить себе Великим постом.
Просвещаемые словом Божиим, постараемся с сегодняшнего дня жить полнотой жизни — тремя измерениями Евхаристии, о которых напоминает нам Церковь. Будем благословлять Бога, благодарить Его за все, в том числе за скорби и испытания, которые Он посылает нам, за все Его милостивые дары и Его благодатное присутствие с нами. Засвидетельствуем о нашем желании жить всегда согласно Завету, установленному Кровью Христовой. И не забудем разделять с другими то, что мы приняли от Господа. Это необходимое условие для всех, кто хочет причащаться святых Христовых Таин.