Самые распространенные суеверия, пожалуй, относятся к отпеванию и погребению. Откуда «растут ноги» у этих порой совершенно невообразимых обычаев? Об этом в преддверии Димитриевской родительской субботы рассуждает клирик Черкасской епархии Украинской Православной Церкви протоиерей Евгений Гаган.
Самое первое или одно из первых действий, которое делают вскоре после смерти в доме, – это накрывают зеркала, потом ставят стакан с водой и ложкой на подоконник и, наконец, кладут покойнику в гроб 40 копеек или просто мелочь. Кто, спрашивается, из священников говорит о значении закрытия зеркал в доме покойного? Никто. Только бабки-шептухи, экстрасенсы и прочие «великие знатоки» всех тайн духовной жизни. Нужно ли православным их слушать? Вопрос, как мне кажется риторический.
Вода на подоконнике. Неужели нужно людям толковать о том, что у души нет рта, нет желудка? Оказывается, нужно! Но более меня раздражает обычай класть покойнику в карман деньги или бросать их на гроб в могилу. Истоки этого суеверия, как мне кажется, лежат в предании о мытарствах блаженной Феодоры. Но, как говорит поговорка, услышал звон, да не знает, где он. Так и тут: монеты, которые давал духовный отец Феодоры, были не что иное, как его молитвы и милостыни, которыми он освобождал Феодору от бесов. У нас же все приняло буквальный смысл. И если священнику кладут в гроб Евангелие, то понятно, что это не для того, чтобы он его читал на том свете, а как символ его веры в оное. С этой же целью кладут в гроб православным крест и икону.
А вот медали и ордена в гробу не нужны, так как они награда от людей. Усопшему же нужна награда от Бога. А особенно вредно, когда в гроб кладут то, чему был пристрастен усопший, например, сигареты, игральные карты и т.д. Даже после смерти их пытаются связать с усопшим, не понимая губительной сущности страстей в этом мире для загробной участи души.
Обвязывание рушниками, подстилание их на перекрестках, устилание пути на кладбище травой барвинка или хвоей – это народная традиция, которая, как мне кажется, ничего дурного в себе не несет, но вот когда люди начинают впадать в истерику, если что-то из этого было упущено, это уже грех. Еще есть народные традиции, которые иногда приводят к спорам на погребении. Например, можно ли родственникам опускать гроб в могилу, должен ли саван покрывать руки, ноги и лицо покойника, или что-то из этого. На эти вопросы разные священники могут дать разные ответы – от нейтральных до радикальных.
В наших краях многие священнослужители смирились с фактом, что кресты на могилах ставятся в головах, что в некоторых местах поминальные дни на кладбищах («гробки») выпадают на дни Светлой седмицы (в которые фактически запрещено уставом публичное поминовение усопших как несоответствующее этим радостным дням). Календарная Радоница кое-где вообще неизвестна простым верующим, и попытки перенести поминальные дни на вторник Фоминой седмицы заранее обречены на провал, пока люди не уяснят необходимость этого.
Еще же некоторым суевериям пытаются даже научное обоснование дать. Как мне кажется, отголоском пандемий прошлых столетий является нежелание некоторых родственников дать «последнее целование» своему умершему под предлогом боязни «трупного яда». Недостаточная информированность становится плодородной почвой для фобий. Справедливо заметил один английский писатель, вложив в уста одного из героев своего произведения слова «мертвые не кусаются».
В наших краях, помимо прочего, расхожи россказни о так называемых «приплаканных» душах покойников, которые якобы приходят к тем, кто по ним очень тосковал, и в итоге человек умирает. Здесь вообще надо бы слово дать психологу, но своими словами скажу, что тоска по умершему может довести до умопомрачения, чем не преминет воспользоваться и лукавый. Например, человек, теряя надежду на Божью милость к усопшему, предается в руки прельстителю, который сначала, приняв облик близкого человека, утешает скорбящего, а потом подстрекает на самоубийство как на средство скорой встречи с усопшим.
Сколько еще суеверий вокруг погребения существует? Наверно, столько же, сколько и людей, которые свои догадки не проверяют вопрошанием о них священнослужителей.
Протоиерей Евгений ГАГАН