18 сентября Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон встретился с преподавателями и школьниками Ордынского района, а также членами местного отделения Всемирного Русского Народного Собора.
Владыку сопровождали руководитель Епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества иерей Александр Сахненко, руководитель спортивного отдела Новосибирской Митрополии иерей Борис Левитан, заместитель председателя отдела образования и просвещения Новосибирской Митрополии иерей Георгий Нестеров.
В поездке также приняли участие начальник управления по делам национальностей и взаимодействию с религиозными организациями министерства региональной политики Новосибирской области Анна Владимировна Лопарева и заместитель начальника управления образовательной политики министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Елена Юрьевна Плетнева.
У Митрополита Тихона состоялись встречи с епископом Карасукским и Ордынским Филиппом, главой Ордынского района Новосибирской области Олегом Анатольевичем Орлом и председателем районного Совета депутатов Аллой Васильевной Трифоновой, членами местного отделения Всемирного Русского Народного Собора, а также педагогами района и старшеклассниками Ордынской средней общеобразовательной школы №1.
Встречи с учителями, а затем и учащимися были особенно продолжительными. Владыка сообщил, что лично попросил главу района организовать совещание с работниками образования, поскольку тема, на которую он хочет поговорить – духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи – представляется в настоящее время наиболее важной.
Владыка сказал, что такие понятия, как воспитание человека, особенно духовно-нравственное воспитание, для многих остаются непонятными. Страна, некогда исповедующая атеизм, на десятилетия отошла от традиционной духовной культуры, люди забыли о своих корнях, но сейчас все возвращается в свое русло. В Государственном гимне страны появилась строка: «Россия – священная наша держава». То есть государство вводит в жизнь общества забытое слово «священная», и именно от этого и нужно отталкиваться в воспитании подрастающего поколения, отметил Митрополит.
Нравственность, по словам Владыки Тихона, предполагает хорошее знание и исполнение нравственного закона. Церковь говорит о том, что нравственный закон, записанный в священных книгах, является истиной в последней инстанции. Эти десять заповедей многим хорошо известны: не убей, не укради, чти родителей, не пожелай чужого, не прелюбодействуй… Эти правила вошли в Конституцию страны, трудовое и уголовное законодательства и даже моральный кодекс строителя коммунизма списан со Священного Писания. Нравственный закон способствует воспитанию или перевоспитанию, поэтому очень важно его соблюдать. Незнание закона не освобождает от ответственности, предупреждает Владыка. Если человек сознательно или несознательно нарушает заповеди, он деградирует как личность.
Беда в том, что сегодня в результате грубых манипуляций совершается подмена понятий, искажается смысл нравственных заповедей. Над этим тщательно работают целые институты на Западе, там прекрасно понимают, что будущее России, которая многим не дает спать спокойно, зависит от того, каким будет ее новое поколение, как оно будет воспитано.
В интересах Запада – воспитать из наших детей «иванов, не помнящих родства» и послушливых потребителей. Владыка отметил, что в учебнике по светской этике, которую изучают в отечественных школах, говорится о том, что «никакой нравственности нет, что человек сам определяет, что есть добро и что есть зло». В результате, в людях размывается нравственное чувство. «Возьми от жизни все», «не дай себе засохнуть» – что плохого в этих призывах к лучшей, сытой жизни, спрашивает молодежь.
Молодые люди ставят во главу угла материальный достаток, жизненный успех, к которому идут не жалея сил. Или начинают создавать семьи исключительно ради удовольствия, благополучия, статуса, в то время как семья, по законам нравственности, священна, поскольку строится на жертвенной любви, где основными скрепами являются непрестанный труд, долготерпение, прощение. Семью не напрасно называют малой Церковью: как большая Церковь создана через Крест Христов, на который Он взошел ради человечества, так и малая Церковь рождается в результате все той же самой жертвенной любви, объяснил Владыка Тихон.
Конечно, человек свободен в своем выборе, говорит Митрополит. Но отмечает, что от того, какой он выбор сделает, будет зависеть его будущее – либо со временем он духовно возрастет, либо деградирует. Поэтому, чтобы вырастить духовно-нравственного человека, гражданина и патриота, который благоустроит общество, нужно уже сейчас проводить большую и глубокую работу, прежде всего, среди молодежи, объясняя ей, что безнравственный человек обречен, а нравственный духовно преуспеет.
Вопросов к Владыке у ордынских педагогов, было немного. В отличие от ордынских школьников, с которыми Владыка несколько позже встретился в этом же зале. Правящий архиерей рассказал учащимся о князе Владимире, который с выбором веры предопределил цивилизационный путь развития государства. Сказал о предмете Основы православной культуры, который является не религиозным, а культурологическим. Подчеркнул необходимость знать историю страны, понимать и любить ее культуру, а также отметил, что воспитание – это не знание, как правильно вести себя на людях, это не какой-нибудь протокол, это – духовно возрастание.
Владыка говорил недолго, по-видимому, чтобы не утомить школьников, однако встреча затянулась из-за неожиданной активности самих учащихся. Молодые люди один за другим начали задавать вопросы – «что значит, Бог есть Любовь», «что происходит с человеком после его смерти», «зачем школе навязывают «православную культуру», интересовались крестовыми походами, а также почему Церковь не признаёт так называемые «гражданские» браки. Спрашивали, какое светское и духовное образование имеет Владыка, как он пришел к вере, о его семье, в каких странах он побывал и где ему понравилось больше всего.
Когда лимит встречи был полностью исчерпан, слово взял глава района.
Он сказал, что сегодняшняя встреча с Митрополитом Тихоном – очень важное событие в жизни школьников, поэтому они должны хорошо подумать и постараться сделать правильные выводы из всего сказанного им Владыкой, так как разговор идет о духовно-нравственном воспитании, от которого зависит будущее каждого из них.
Дмитрий Кокоулин, фото М. Пучкова