Пасха — самый светлый и радостный христианский праздник. Пасха — это праздник бессмертия! Ученые всего мира бьются над этой проблемой. Даже продлить человеческую жизнь хоть немного — уже является большим достижением. А если, наконец, бессмертие было б достигнуто — захотят ли люди жить вечно?
Один из опросов показал, что не все хотели бы стать бессмертными. А дело, наверное, в том, что постоянные болезни, стрессы, неустроенность жизни, войны и прочее наталкивают человека на мысль, что жить вечно в таких условиях — значит все время страдать! Несовершенство человеческой души: гнев, зависть, ненависть и прочие — не дадут человеку спокойно и счастливо жить.
Отсюда видно, что для достижения бессмертия недостаточно продлить жизнь телу. Надо изменить еще и душу! Иначе получится вечное страдание! Потеряется смысл такой вечной жизни! Не изменив душу, человек просто не сможет жить вечно, так как рано или поздно устроит конец света.
Бог подарил нам свободу. Но, относясь к этому дару безответственно, мы часто уверенны в том, что мы-то совершенные и поступаем всегда правильно! Особенно часто хочется и грешить, и чтобы Бог помогал! Но Бог в этом случае помочь просто не может, потому что грех — это нарушение духовных законов.
Если пренебречь законом всемирного тяготения — можно покалечиться. А если духовным: кого-то обругать или обмануть, или обидеть — через некоторое время начинает мучить совесть. А иногда, при совершении тяжких грехов, муки совести бывают настолько невыносимыми, что человек, забывая о возможности покаяния, совершает еще больший грех — грех самоубийства. Пример тому повесившийся Иуда, предавший Христа!
Монахи древности были великими психологами! Они определили и назвали самые главные пороки человека. Их всего восемь. Эти пороки являются источниками всех остальных грехов человека. Избавившись от этих пороков или страстей, человек становиться совершенным. Перестанет страдать сам и не причинит зла другим.
А что значит стать совершенным? Это значит, поборов свое эго, доброжелательно, даже с любовью, относиться к каждому человеку. Пример тому — евангельская притча о милосердном самарянине. Притча о блудном сыне. Или почти недостижимый для нас пример — это сам Христос, который молился за тех, кто Его распинал: “Отче, прости им, ибо не ведают, что творят!”
Совершенный человек не может обидеть или оскорбить другого. Не может пойти против совести. Не может превозноситься (гордиться) над другими. Ему чуждо тщеславие, объедение, накопительство. Он лучше отдаст свое. Его не мучают блудные помыслы. Он не гневается на грешника, а только на грех. Его не терзает уныние и печаль. Он готов защищать Отечество и если придется — то отдаст жизнь за свой народ.
Александр Невский, адмирал Федор Ушаков, Сергий Радонежский, Ксения Петербургская… И вообще тысячи православных русских и не русских святых! Большинство из них соответствовало этому идеалу. Идеал порой недостижим, но он как маяк в ночи. К нему можно стремиться. Он указывает путь для достижения бессмертия!
Человек, стремясь к этим идеалам, спотыкаясь, падая, снова поднимаясь, разбиваясь о свою гордыню, уже не осуждает других. Но осуждая самого себя, — делается человечнее, мудрее, терпимее, приветливее к другим, жертвеннее! Как наши православные бабушки. Они готовы были днем и ночью молиться за нас, забывая о себе!
Чем больше хороших людей в обществе, тем оно лучше. А что для этого надо? Чтобы члены этого общества не могли делать зло и любили бы делать добро. Забывая о себе, помогали бы другим. Любили бы других как самих себя! Но достичь этого на земле практически невозможно, потому что не все этого хотят. Общество совершенных существует только на небе! Туда и светит маяк, упомянутый выше.
Земная жизнь — это школа для вечности. А церковь — это больница, где лечатся греховные недуги. Человек, считающий себя здоровым, не пойдет лечиться, даже если смертельно болен. Пренебрегающего Врачом нельзя исцелить!
Какие же главные пороки, мешающие нам жить? Их восемь — это гнев, сребролюбие, чревоугодие, блуд, гордость, тщеславие, уныние и печаль. Некоторые из этих страстей питают другие из них. Трудно ужиться с гордым человеком. Он все время гневается, раздражается. Значит, искоренив гордость, человек никогда не будет гневаться? Но это не так!
Сребролюбивый, то есть любящий деньги и роскошь человек, будет гневаться по поводу их потери и портить жизнь ближним. Значит, чтобы избавиться от гнева, надо перестать относиться к деньгам как к кумиру. Но и это еще не все! Самый большой гнев может возникнуть на почве блуда — это разводы, ссоры, побои.
Итак: гнев питается гордостью, сребролюбием и блудной страстью. Победив их в себе, человек сразу же освободиться и от четвертой страсти — гнева! А как победить гордость, которая все время ставит нам подножки: возомнил о себе и тут же в грязь лицом! Оказывается, гордость питается тщеславием.
А тщеславие? Оно изощренно! Сейчас можно устроить какой-нибудь скандал и прославиться. А как хотелось бы некоторым, чтобы оправдать себя, поменять для этого местами добро и зло. Что бы добро называть злом, а зло — добром!
А как портит жизнь человеку уныние! Человек в состоянии уныния перестает жить и только мучается. Но мало кто знает, что оно прогоняется молитвой, как, впрочем, молитва помогает искоренять и все другие пороки.
Человеку часто не нравится Божий план его спасения. Он как ребенок, хочет все делать по-своему! Но если когда-нибудь и достигнет бессмертия на земле, то ему все равно придется менять свою душу, шаг за шагом избавляясь от этих самых страстей! Но, к сожалению это не произойдет, потому что погрязшее в пороках человечество стремится к самоуничтожению или апокалипсису.
От пороков избавиться непросто! Тут не обойтись без Церкви. Без жертвы Христа на Кресте. У Церкви накоплен двухтысячелетний опыт искоренения страстей в себе! Например, пост помогает преодолеть чревоугодие и блудную страсть. Развитие добродетелей и терпения помогает преодолеть другие пороки.
И, конечно же, без молитвы практически бывает невозможно преодолеть большинство страстей. Поэтому после подвига поста и молитвы мы встречаем праздник Пасхи. Праздник вывода человека Богом из рабства греха! Праздник вечной жизни!
Протоиерей Александр Лупарев