В субботу пятой седмицы Великого поста. Похвала Пресвятой Богородицы. Проповедь архимандрита Иоанна Крестьянкина

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В субботу пятой недели Великого поста, в преддверии страстных подвигов Спасителя, Церковь с особой торжественностью чествует Матерь Христову, воздавая благодарность за Ее самоотверженный крестный жизненный подвиг. В Страстную седмицу Она восходила на Крест вместе со Своим Сыном. Ее доверие и вера испытывались последним испытанием. На Ее глазах терпел невообразимые страдания и умирал Сын. В юности, отдаваясь беспрекословно Божественному Промыслу, знала ли Она, какая жизненная стезя готовится Ей, знала ли, чем вознаградит мир Ее при жизни за столь дерзновенную любовь? Конечно нет!

Она не отстранилась от Божия призыва и словами: се, раба Господня, буди Ми по глаголу твоему явила любовь и полное доверие Свое Богу. Но тогда скоро, очень скоро с неотвратимой определенностью Она получила это знание в храме Господнем от пророка Симеона, взявшего на свои старческие руки ожидаемого Богомладенца. В нескольких словах он начертал и великую цель явления в мир Ее Сына, да и Ее жизненный подвиг: се, лежит Сей на падение и на востание многих и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 34-35). Кто бы из земнородных не содрогнулся от такого пророчества, кто бы не смутился от скорбных предчувствий? А Она, юная Дева-Мать, дщерь рода человеческого, вместо ожидаемых радостей материнства получив глубокую рану в Свое сердце, приняла ее в постоянное памятование о Сыне Своем и о Себе, но не колеблясь пошла по начертанному Богом пути.

Дорогие мои, остановим на этом моменте наше внимание. Материнское сердце! Оно особенно чутко в отношении чад своих, оживотворяется при благоденствии и успехах ребенка и ранится от болезней и неудач. Ежедневно с трепетом вглядывается мать в каждое новое проявление подрастающего дитяти и живет, живет надеждой и ожиданием иметь повзрослевшее чадо опорой в своей жизни.

Не то же ли самое должна была чувствовать и Мать Христа? Но нет. Ее удел совсем другой. С взрослением Сына Она наблюдала в Нем исключительное проявление Божественной природы, но видела и ответную реакцию мира на нее. И это не оставляло Ей радужных надежд.

Все явственнее, все ближе становилось ви́дение Креста, ожидающего Сына, того оружия, которое пронзит и Ее душу. И, пронеся это скорбное знание сквозь всю Свою жизнь, не изнемогла Пресвятая Дева-Мать в любви и доверии Богу. Верность Свою Господу Она засвидетельствовала всей жизнью.

Участие Приснодевы Марии в воплощенном домостроительстве самое близкое. Через Нее Сын Божий восприял человеческое естество, без чего не могло совершиться спасение наше. За то и почитается Она превыше всех тварей, выше самих Небесных Сил бесплотных. Заступление Ее за нас самое непосредственное и сильное. Тело и Кровь Христовы — из Матери Божией, и при Святом Причастии они делают нас кровно родными Ей. Мы становимся братьями и сестрами Христу по плоти. Первое же указание на усыновление верующих Матери Божией прозвучало с Креста Божественного Страдальца: сыне, се Мати твоя. А тогда, за неделю до крестных страданий Спасителя, и Мать Его уже готовилась стать соучастницей подвига Сына.

Благодарственный же акафист Царице Небесной излился в VII веке из уст диакона Константинопольской Церкви Григория. Поводом к составлению его послужило историческое событие — избавление греческой столицы от неминуемой гибели. Случилось это именно на пятой неделе Великого поста. Осажденный персами со всех сторон, Константинополь глядел в глаза надвигающейся гибели. Человеческой помощи грекам ждать было неоткуда. Но помощью Небесной Заступницы смерть отступила, и греческий народ воспел благодарственные и хвалебные песни своей Спасительнице.

Историческое событие кануло в вечность. Но память о нем сохранилась в Церкви праздником в честь Пресвятой Богородицы, названным Похвалою. Вот уже 15 столетий православно верующее человечество перед страстным подвигом Спасителя всегда обращается словами этого акафиста к Царице Небесной. Ибо каждое поколение живущих в вере на своем личном опыте знает любовь, силу и власть Своей Небесной Матери.

Православная Русь с самого начала своей исторической жизни ощущает над собой покров Богоматери. Царица Небесная избрала родину нашу в Свой удел и на всем тысячелетнем жизненном пути являла и по сей день являет неисчислимое множество чудес Своего попечения о ней.

Началось же внимание Божией Матери к погрязавшей в язычестве Руси в IX веке с момента набега русских князей Аскольда и Дира на хранимую Ею Грецию. И опять, как в VII веке Константинополь был окружен персами, так в IX к нему подступили русские. По слабости греков нападающие уже предвкушали победу. Двести судов стояли в бухте Золотой Рог. Константинопольцы же, помня о прежних милостях Пресвятой Богородицы, обратились к молитве. С крестным ходом вынесли они к морю ризу Царицы Небесной и погрузили ее в воды залива. И все стали свидетелями чуда. Море, дотоле спокойное, вдруг вскипело, и русские корабли обрели гибель в морской пучине.

Впечатление от случившегося чуда было столь велико, что князья крестились и просили греков прислать на Русь проповедника. Тогда и были посеяны первые семена православной веры на нашей родине. С тех пор Богородица положила начало предстательства и покровительства Своего нашему Отечеству и нам, русским.

Пришла Она на Русь и Своей иконой, написанной, по преданию, святым евангелистом Лукой, и была названа у нас Владимирской. Бессчетное количество раз спасала Она и Россию при нашествии иноплеменных. Наказывая нас за грехи и неверность отцовским заветам, Она возвращала Свою милость кающимся и страдающим, болезнуя душой даже и за отступников. Но, други наши, будем помнить пример греков и страшиться грехами своими преступить долготерпение Божие, чтобы, подобно Греческому царству, не пожать нам гнев Божий, когда милосердие Матери нашей Царицы Небесной отвратится от бесстрашных грешников.

А теперь, дорогие мои, обратимся к Акафисту, столь любимому православным людом. Никому не принесено столько похвалы и благодарности, как Пресвятой Богородице. Акафистов Матери Божией составлено множество, но прообразом для всех последующих был именно этот. И не ошибемся, если скажем, что по силе душевного чувства подобные ему встречаются редко. Эта песнь излилась из пораженного смертельной опасностью сердца и чудом избежавшего гибели.

С изумлением, с гласом радования и благодарения повергается пред виновницей своего спасения человек, именуя Ее Взбранной Воеводой победительной. В этом кратком молитвословии сказано так много и так выразительно.

С первого икоса и по четвертый кондак составитель обращается своей мыслью к жизненной ситуации, когда же и каким образом Дева — дщерь человеческая получает силу и власть, превышающие возможности человеческие. Посланник Божий Архангел Гавриил приносит от Бога известие об обновлении времен. Получает его, а с ним и глас радования только одна Пречистая Дева. «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» «Радуйся Невесто Неневестная!»

Дщерь рода человеческого стоит непосредственно пред Богом в выборе: сохранить ли привычную, понятную земляность или верой и доверием Богу полностью вступить в неведомую область Божественного Духа. Так и всякий человек при жизни своей слышит зов Божий: человече, отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и иди за Мной. Это для всякого призыв судьбоносный! Не избежала минутного недоумения и колебания и Дева: «из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми?» Но тотчас выбор сделан: се, раба Господня! А мир с тех пор проникает в тайну чуда: сила Всевышнего осеняет браконеискусную Деву, и неудобовосходимая высота Ее служения несет радость всему миру. Глас радования утверждает выбор: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!

А дальше мысль творца через весь Акафист наблюдает, как растекается по миру весть о рождении Спасителя и как глас радования Царице Небесной, виновнице этого дивного события, следует за вестью и приводит всех познавших ее к поклонению.

Взыграньем приветствует будущую Матерь Божию еще нерожденный Предтеча. «Радуйся, всего мира очищение». Ангелы поют «плотское Христово пришествие» вслух пастухов, и они вторят ангелам: «Радуйся, Агнца и Пастыря Мати!» Боготечною звездою ведутся на поклонение Деве с гласом радования мудрецы — волхвы: «Радуйся, всех родов веселие». И видим мы, как выходит весть о спасении человечества за пределы обетованной Земли, и весь мир любовью становится соучастником Божия Промышления. Низвергаются идолы, заря нового таинственного дня занимается над непроглядной ночью тьмы и лжи. С рождением Спасителя Зиждителя готова явиться на земле новая тварь, которая неустанно будет воспевать «рождшую Наставника заблудшим». Таинству Боговоплощения дивится мир небесный и земной, ибо «им отверзеся рай». «Спасти хотя мир, нас ради явися по нам Человек», и глас радования слышит Мать Его: «Радуйся, дверь спасения». Согласно все тварное восхваляет Богородицу как одушевленный храм: «Радуйся, Церкве непоколебимый столпе».

Последний же кондак — это наше, други мои, наше радование. Слово и дело дошли и до нашего слуха, а главное — понимания, и мы, обретя в Богородице любящую Мать, прибегаем к Ней с сердечным прошением: сохранить нас в богоугодной жизни на земле и даровать Свой всемощный покров в вечности. Акафист раскрывает пред нами непостижимое величие подвига Матери Божией в домостроительстве нашего спасения. И мы молимся нашей Небесной Матери: «Взыщи нас погибающих, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши, избави нас от ада, болезни и нужды, и спаси нас».

Дорогие мои, мы с вами в жизни постоянно стоим перед чудом Божественного всемогущества, а примером жизни Девы Марии наглядно утверждаемся, что все возможно верующему и верному Богу сердцу. Божий обетования — это маяк, и он светит верным, чтобы в свое время исполнить радостью подвиг человеческой жизни. Только веруй Богу, и потрудись, и претерпи все на этом пути, а верность Божиих обетовании не подлежит сомнению, и милость Заступницы нашей Матери Божией всегда готова для всех любящих Сына Ее.

Аминь.
1990-е годы,

Портал Православие.ru

Из книги: Архимандрит Иоанн Крестьянкин «Проповеди Великого поста» — М. : Правило веры, 2013.- 328с.,