Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (21 декабря 2017 года)

21 декабря 2017 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя открылось  ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Преосвященные Владыки, всечестные отцы и матушки игумении, братья и сестры!

Открывая ежегодное московское епархиальное собрание, хотел бы в первую очередь высказать слова благодарности Патриаршему наместнику митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, Первому викарию по городу Москве митрополиту Истринскому Арсению, всем Преосвященным викариям, а также пресвитерам, диаконам, монашествующим и мирянам Московской епархии в ее городской и областной частях за усердные труды на благо Церкви Христовой и за Ваши молитвы обо мне. Дай Бог всем нам и в наступающем году, Господу содействующу, плодотворно трудиться каждому на своем месте и поприще.

В этом году мною принято решение несколько изменить порядок работы епархиального собрания, в связи с чем я поручил ряду руководителей епархиальных отделов и комиссий самостоятельно доложить епархиальному собранию о ходе исполнения решений прошлых лет. О тех задачах, которые еще реализуются, доложит второй секретарь епархиального совета протоиерей Кирилл Шевцов. В своем докладе, помимо сообщения о статистике и о деятельности Патриарха в 2017 году, я сосредоточусь на вопросах пастырской деятельности. Некоторые важные темы были мною подняты в докладе на недавно состоявшемся Архиерейском Соборе. В 2018 году нам предстоит, в том числе, приступить к выполнению соборных решений в Московской епархии.

Заседания Освященного Собора были приурочены к юбилею избрания на Московскую Патриаршую кафедру святителя Тихона на Поместном Соборе 1917-1918 годов, столетие открытия которого мы отмечали в 2017 году. В течение двух веков, предшествовавших этому Собору, Церковь, будучи зависима от светской власти, не имея Предстоятеля, который бы действовал от ее имени, и лишенная возможности созывать соборы, не могла официально выражать свою точку зрения по множеству вопросов. Поместный Собор, избрав Патриарха и восстановив норму, согласно которой соборы должны созываться регулярно, исправил эту ситуацию и определил тот способ канонического устроения жизни Русской Церкви, который действует поныне.

В уходящем году мы также вспоминали переломные события истории России и Русской Церкви — революцию 1917 года и начало гонений на Церковь. Последовавшая за революцией попытка построения в Советском Союзе общества нового типа, включая, как тогда выражались, «воспитание нового человека» предполагала отказ от веры в Бога. Именно поэтому жестокому преследованию вплоть до истребления подверглись священнослужители, монашествующие и верные миряне. Гонители пытались лишить новые поколения самой возможности узнать о том, что такое молитва, участие в Таинствах и богослужении, чтение Священного Писания, на собственном опыте испытать, что такое приобщение человека к Божией благодати. Новая власть, подобно упомянутому в Псалтири безумцу, который говорил: «Нет Бога» (ср. Пс. 13:1), — пыталась искоренить веру. Но Церковь Христову, по слову Самого Господа, не могут одолеть врата ада. Не смогла ее одолеть и безбожная власть. При этом мы знаем, что с первых лет гонений тысячи людей, еще недавно считавшихся членами Церкви, стали писать доносы на священников, разрушать храмы и срывать ризы с чудотворных образов. Почему это произошло? Потому, что к началу ХХ века вера у многих, в том числе образованных людей нередко ограничивалась внешними проявлениями. Подлинное знание Евангелия, собственный духовный опыт, опыт молитвы у таких людей отсутствовали.

Взирая на исторический опыт наших отцов, прислушаемся к словам апостола: «Смотрите, поступайте осторожно» (Еф. 5:15). Гонения в нашей стране ушли в прошлое, но секулярные тенденции продолжают развиваться. Мы можем впасть в те же искушения, что и наши соотечественники сто лет назад, и заменить подлинную жизнь со Христом внешними проявлениями благочестия. Не дай Бог нам обмануться этой подменой! Важно не только участвовать в богослужениях и Таинствах, читать молитвы и Писание, но делать все это осмысленно, понимая, что именно мы совершаем и ради чего. Поэтому так необходимо сегодня поддержание на самом высоком уровне духовного образования, которое стало одной из основных тем прошедшего Архиерейского Собора. Священникам надлежит не только передавать другим людям знания о церковном Предании, но также свидетельствовать о Христе всей своей жизнью, с тем, чтобы другие люди стремились следовать за ними на этом поприще. Соответствующим образом должно выстраиваться и обучение будущих священнослужителей.

Еще одна важная тема, обсуждавшаяся на Архиерейском Соборе, — это миссия среди молодежи и попечение о той молодежи, которая уже приобщилась к жизни Церкви. В центре любого слова или дела, предлагаемого молодым людям, должен быть Христос. Радуйтесь и непрестанно молитесь, — наставляет нас, христиан, апостол Павел (ср. 1 Фес. 5:16-17). Организуя молодежную работу на приходах и в викариатствах, следует стремиться к тому, чтобы юноши и девушки научались молитве и получали опыт богообщения, чтобы они готовили свои сердца к хождению перед Богом, искали прежде Царства Божия и правды его (ср. Мф. 6:33). Тогда их жизнь будет строиться на прочном основании.

Немного позже мы обсудим некоторые другие темы, касающиеся пастырского служения, а сейчас обратимся к традиционному статистическому разделу Патриаршего доклада.

***

По данным на 1 декабря этого года количество храмов и часовен Патриаршей епархии составило 1 154, то есть на 24 больше, чем годом ранее1. В Москве мною будут совершены 14 освящений храмов чином великого освящения, включая одно предстоящее освящение. Также мною было совершено 3 великих освящения и 3 малых освящения храмов за пределами Москвы2. Число храмов, в которых не реже одного раза в неделю совершается богослужение, увеличилось на 14. Их стало 507. Московское духовенство, за исключением насельников ставропигиальных монастырей в священном сане, приросло на 23 человека и состоит из 1711 клириков: из них 26 архиереев, 1289 священников и 396 диаконов. За этот год мною будут рукоположены 35 пресвитеров, включая одну предстоящую хиротонию3, и один диакон4. В Патриаршую епархию входят 33 обители — 15 мужских монастырей, в которых проходят путь спасения 1 029 насельников, и 18 женских монастырей, с 970 насельницами.

C прошлого епархиального собрания преставились ко Господу 27 клириков города Москвы, насельников и насельниц ставропигиальных монастырей.

Почившие клирики г. Москвы:

1. протоиерей Леонид Кузьминов (†29.12.2016)

2. диакон Алексей Скороспелов (†13.03.2017)

3. иерей Николай Емельянов (†24.04.2017)

4. протоиерей Алексей Байков (†10.05.2017)

5. протоиерей Михаил Правдолюбов (†19.05.2017)

6. иеродиакон Иоанн (Макаров; †22.05.2017)

7. протоиерей Николай Морозов (†04.07.2017)

8. диакон Александр Рытов (†09.07.2017)

9. протоиерей Геннадий Нефедов (†28.07.2017)

10. протоиерей Иоанн Тараканов (†12.08.2017)

11. протодиакон Николай Попович (†12.08.2017)

12. протоиерей Сергей Косов (†07.09.2017)

13. протоиерей Евгений Прохоров (†28.09.2017)

14. иеромонах Маркелл (Фанышев; †25.11.2017)

15. архимандрит Дионисий (Шишигин; †01.12.2017)

Почившие насельники монастырей:

16. монах Виссарион (Титов; †02.01.2017)

17. архимандрит Кирилл (Павлов; †20.02.2017)

18. архимандрит Наум (Байбородин; †13.10.2017)

19. монах Пантелеимон (Дементиенко; †04.11.2017)

Почившие насельницы монастырей:

20. схимонахиня Ксения (Фролова; †31.12.2016)

21. схимонахиня Калерия (Игнатова; †19.12.2016)

22. монахиня Никона (Егорова; †17.12.2016)

23. схимонахиня Екатерина (Ивлева; †09.07.2017)

24. схимонахиня Григория (Биллим; †19.09.2017)

25. монахиня Таисия (Васильева; †04.08.2017 )

26. монахиня Маргарита (Ковешникова; †29.09.2017)

27. инокиня Фекла (Тимохина; †01.11.2017)

Пропоем почившим «Вечную память».

Обзор деятельности Патриарха в 2017 году

В 2017 году общее количество Патриарших богослужений составит 200 служб, включая богослужения, запланированные после епархиального собрания.

Радостный юбилей начала работы Поместного Собора 1917-1918 годов и Патриаршей интронизации святителя Московского Тихона и печальная столетняя годовщина начала гонений на Церковь стали поводом для множества памятных богослужений, конференций и круглых столов, во время которых мы не только обращали свой взор в прошлое, но пытались осмыслить, как в сознании современного общества преломляются последствия упомянутых событий.

Отдельно упомяну Литургию Преждеосвященных Даров, которую я совершил 15 марта, в день 100-летия обретения иконы Божией Матери «Державная», а также освящение храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в московском ставропигиальном мужском Сретенском монастыре и Божественную литургию в этом соборе в праздник Вознесения.

В марте Священный Синод определил организовывать мероприятия, посвященные памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, «не только в 2017 году, но и в последующие годы»5. Такая задача стоит, в том числе, перед Московской епархией, и, в частности, перед созданной в прошлом году Комиссией по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей города Москвы.

16 июня в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под моим председательством состоялась церковно-научная конференция «100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь». Она собрала архипастырей, священнослужителей, преподавателей, а также студентов Московских и Санкт-Петербургских духовных школ.

27 ноября в Сретенском монастыре, также под моим председательством, прошла конференция «Дело об убийстве царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия». Свободно обсуждались различные мнения, были поставлены самые разные вопросы — антропологического, исторического, медицинского, юридического и даже бытового характера. Присутствовавшие на конференции представители Следственного комитета и привлеченные следствием эксперты либо тотчас давали ответы на эти вопросы, либо, в тех случаях, когда по поднятой теме следствие еще не располагало официальным заключением, сообщали, что такое заключение будет дано впоследствии. Это соответствует пожеланию, выраженному Архиерейским Собором 2016 года, а именно: «Сроки завершения экспертизы не должны зависеть от каких-либо внешних обстоятельств, но определяться временем, требуемым для научных исследований» (пункт 10 Постановлений Собора). Напоминаю, что согласно решению прошлогоднего Собора «Решение о признании или непризнании “екатеринбургских останков” святыми мощами Царственных страстотерпцев может быть принято Архиерейским Собором по представлению Священного Синода, исходя из оценок итоговых материалов комплексной экспертизы, которые должны быть предварительно опубликованы для общественной дискуссии» (там же). Это решение было подтверждено Архиерейским Собором, завершившемся 2 декабря.

В этом году Священный Синод установил особую память прославленных во святых членов Поместного Собора, определив днем их чествования 5 (18) ноября — день избрания святителя Тихона на Московский Патриарший престол6. Эту память надлежит совершать с особенным благоговением в Москве, где проходили заседания Собора.

28 августа 2017 года — в день столетия открытия Поместного Собора 1917-18 годов — во всех храмах Русской Православной Церкви после литургии было совершено молебное пение Отцам Поместного Собора и заупокойное молитвенное поминовение других членов Священного Собора. В Успенском соборе Московского Кремля с множеством архипастырей я также совершил Божественную литургию. За богослужением пел созданный в этом году сводный московский хор из 350 певчих нашей епархии.

Особым торжеством было отмечено столетие Патриаршей интронизации святителя Тихона. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Храме Христа Спасителя великим сонмом Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, а также архипастырей Русской Православной Церкви, принимавших участие в Архиерейском Соборе, была при пении того же величественного сводного хора совершена Божественная литургия. Этим богослужением завершились торжества столетия Собора 1917-1918 года и восстановления Патриаршества. Внимание гостям из других Поместных Церквей было оказано Главой Российского государства Владимиром Владимировичем Путиным, который в тот же день встретился с делегациями и обсудил важные для них вопросы мировой повестки дня.

В 2017 году под моим председательством прошло 5 заседаний Священного Синода7 и 7 заседаний Высшего Церковного Совета8, еще по одному заседанию каждого из этих органов церковного управления пройдет до конца декабря. Священный Синод учредил 5 епархий9 и одну новую митрополию10, избрал 10 архиереев11. Всего мною совершено в 2017 году 14 архиерейских хиротоний. Синод Украинской Православной Церкви избрал 5 архиереев. Сегодня в Русской Православной Церкви 303 епархии и 377 архиереев. Более подробная статистика приведена в моем докладе на Архиерейском Соборе.

В текущем году произошла реорганизация Межсоборного Присутствия. Из тринадцати комиссий было образовано семь. Президиум этого совещательного органа собирался дважды и сформулировал новую повестку дня комиссий. Плоды деятельности Межсоборного Присутствия обсуждались, в том числе на Архиерейском Соборе, который утвердил Положение о монастырях и монашествующих и документ «О канонических аспектах церковного брака». Оба текста обсуждались в течение многих лет, в том числе посредством открытой дискуссии, и при их подготовке были учтены предложения и поправки многих архиереев, клириков и мирян. Поручаю архиепископу Феогносту обеспечить реализацию Положения о монастырях и монашестве в ставропигиях, а епархиальному совету — до 1 марта подготовить и представить мне на утверждение все необходимые меры для реализации в Москве норм документа, касающегося брака.

Обращаю внимание Преосвященных викариев, благочинных и настоятелей Москвы на важность участия в обсуждении тем и проектов документов Межсоборного Присутствия. Эти дискуссии проводятся для того, чтобы каждый мог заблаговременно ознакомиться с предложениями, выработанными в Межсоборном Присутствии, и внести предложения. Ни один должным образом аргументированный отзыв не остается без внимания.

2017 год ознаменован принесением в пределы Русской Православной Церкви ковчега с мощами святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, из города Бари. Договоренность об этом была достигнута в ходе моей встречи с Папой Римским Франциском в Гаване в феврале 2016 года.

Ковчег со святыми мощами находился в Храме Христа Спасителя в Москве с 21 мая до 12 июля, после чего был перенесен в Санкт-Петербург. За время пребывания святыни в Первопрестольном граде мощам поклонились 1 852 200 человек, в штабе по принесению мощей было задействовано 14 тысяч добровольцев, работала телефонная горячая линия. Власти города Москвы организовали постоянные дежурства бригад скорой помощи, социального патруля, сотрудников полиции, за что предлагаю выразить столичной мэрии признательность от имени нашего собрания.

Будем надеяться, что множество молитв, обращенных к святителю в дни принесения его мощей в Москву и Санкт-Петербург, и своего рода личный подвиг людей, выстоявших нередко многочасовые очереди, чтобы поклониться чудотворцу, послужат укреплению наших соотечественников в вере Христовой.

В 2017 году под моим председательством состоялись два заседания Президиума Межрелигиозного совета России12. Вместе с другими традиционными религиями России Русская Православная Церковь обращала внимание власти и общества на важность сохранения нравственных принципов, укорененных в религиозной культуре народов России. От уважения к этим устоям во многом зависит социальный климат в нашей стране. В заявлении Межрелигиозного совета особый акцент был поставлен также на необходимости укрепления свидетельства «о непреходящем значении нравственных ценностей, как для отдельных личностей, так и для всего общества»13.

С болью в сердце мы наблюдаем за геноцидом христианского населения на Ближнем Востоке и в ряде стран Африки. В 2017 году Россию вновь посетил Святейший Патриарх Коптский Тавадрос II. Верующие Коптской Церкви в Египте подвергаются насилию, они становятся жертвами терактов. Поддержку коптам Египта в ходе беседы с Патриархом Тавадросом выразил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин14. В этом году состоялась моя встреча с министром вакуфов Сирийской Арабской Республики Мухаммадом Абд ас-Саттаром Саидом, в ходе которой я поблагодарил его за защиту христианского меньшинства в Сирии. Вопросы защиты христианского населения Ближнего Востока обсуждались также на моих встречах с Архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби15 (по ее итогам было подписано совместное заявление о гонениях на христиан в странах Ближнего Востока и Африки), с Блаженнейшими Патриархами Александрийским Феодором II, Антиохийским Иоанном Х, Иерусалимским Феофилом III16 и другими Предстоятелями Поместных Православных Церквей, а также на встрече В.В. Путина с Главами Церквей и делегаций, прибывшими на празднование столетия восстановленного Патриаршества17, как и на отдельной встрече Президента России с Антиохийским Патриархом18. Этой же теме в значительной части были посвящены и мои беседы с главами иностранных государств и правительств, с послами зарубежных стран.

К большому сожалению, по-прежнему нуждаются в поддержке и защите и наши православные братья на соседней и столь близкой нам Украине. Каноническая Православная Церковь там претерпевает нелегкие времена. Этой теме тоже были посвящены многие мои встречи в 2017 году. Прошу вас, дорогие владыки и отцы, с усердием возносить на каждой Божественной литургии молитву о мире на Украине и призывать к прошению о том же и в домашнем молитвенном правиле ваших прихожан.

Миротворческая миссия Русской Православной Церкви в уходящем году была связана, в том числе с продолжающимися попытками урегулировать конфликты, порожденные противостоянием в Нагорном Карабахе. 8 сентября в Даниловом монастыре состоялась моя встреча с председателем Управления мусульман Кавказа шейх-уль-исламом Аллахшукюром Пашазаде и Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II. Мы обсудили тему возможного влияния религиозных лидеров на мирное разрешение конфликта и обратились к враждующим с особым посланием. В ответ на поступающую информацию об осквернении святынь с той или другой стороны конфликта мы также призвали обеспечивать неприкосновенность религиозных памятников и уважительное отношение к ним.

В уходящем году я посетил 20 епархий. Общее количество моих визитов в епархии в 2017 году, с учетом повторных посещений Санкт-Петербурга — 2319. В частности, пребывая в Курганской области, я посетил малую родину архимандрита Антонина (Капустина), 200-летие рождения которого отмечается в нынешнем году. Усилиями архимандрита Антонина были приобретены земельные участки в Палестине, имеющие важное духовно-историческое значение. Благодаря ему стали возможны научные раскопки в Иерусалиме, он нашел порог Судных врат, который теперь находится внутри подворья Русской Православной Церкви. Труды архимандрита Антонина бесценны, именно он через свою пастырскую, научную, дипломатическую деятельность утвердил русское присутствие на Святой Земле и в Палестине. Пусть образ архимандрита Антонина, сумевшего соединить духовное делание с научной и общественной работой, воодушевляет всех нас. Призываю тех из вас, кто совершает паломничества во Святую Землю, всегда молитвенно воспоминать этого достойного служителя Церкви и верного сына своего Отечества.

Памятными стали визиты в этом году в Киргизию и Узбекистан, где православная паства находится в меньшинстве, что накладывает на нее особую ответственность. Я благодарен государственному руководству этих стран за внимание и доброе отношение к нуждам православных Бишкекской и Ташкентской епархий.

С 26 по 28 октября 2017 года по приглашению Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила я посетил пределы Румынской Православной Церкви для участия в мероприятиях, проводившихся в связи с Годом памяти защитников Православия при богоборческом строе, а также десятилетием интронизации Патриарха Даниила. По просьбе Его Блаженства нашей делегацией в Румынию был доставлен ковчег с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, переданный в дар Румынской Православной Церкви.

В течение 2017 года состоялись мои встречи с главами некоторых государств, расположенных на территории канонической ответственности Московского Патриархата: Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным, Президентом Республики Молдовы Игорем Николаевичем Додоном, Президентами Приднестровской Молдавской Республики Евгением Васильевичем Шевчуком и Вадимом Николаевичем Красносельским, Президентом Киргизской Республики Алмазбеком Шаршеновичем Атамбаевым, Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Миромоновичем Мирзиёевым. Также состоялись мои встречи с главами других государств20. Кроме того, мною было проведено множество встреч с различными государственными, политическими и общественными деятелями.

Будучи правящим архиереем Москвы, я регулярно общаюсь с мэром российской столицы Сергеем Семеновичем Собяниным. Власти Москвы оказывают существенную поддержку епархиальным и приходским инициативам и содействуют строительству новых храмов. За семь лет реализации проекта по строительству православных храмов в Москве, возведен и уже действует 41 храм. Это на 9 больше, чем в прошлом году. В 5 храмах завершены общестроительные работы. Строятся 40 храмов. В 2017 году будут освящены 6 новых храмовых комплексов, включая одно предстоящее освящение.

О главнейших обязанностях пастырского служения

В ходе заседаний Поместного Собора 1917-1918 годов обсуждалось, в частности, чтó есть «главнейшая обязанность пастырского служения». Будущий митрополит — архимандрит Вениамин (Федченков), выступая по этому поводу в пленарном заседании Собора, отметил, что «пастырь является, прежде всего, тайносовершителем», затем «молитвенником», а «на третьем месте» — проповедником21. Начну с последней перечисленной обязанности.

Церковной проповеди в условиях мегаполиса была посвящена значительная часть моего выступления на прошлогоднем епархиальном собрании. Благодарю вас, дорогие Владыки и отцы, за ваш каждодневный труд по сеянию слова Божия в человеческие сердца. Будьте и впредь «тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58).

Вновь подчеркну, что при всем многообразии предметов проповеди, при всей широте затрагиваемых в ней исторических, богословских и нравственных тем неизменным должно оставаться возвещение людям Евангелия, Благой вести о Христе, Распятом и Воскресшем. Современный человек вынужден жить среди многоголосицы мнений, идей, образов, новостей и слухов. Он бесконечно утомлен этим оглушающим и одурманивающим хаосом шумов. Проповедник Евангелия не сможет, да и не должен перекричать этот шум, соперничать с ним. Слово о Христе — не столько в убедительных словах человеческой мудрости, сколько в явлении духа и силы (ср. 1 Кор. 2:4). Это слово должно открывать людям другое измерение жизни — измерение, свободное от лжи, клеветы, корысти, зависти и гордыни, то есть от всего, что церковная аскетическая традиция называет миром.

По этой причине служение проповедника немыслимо без личного духовного, молитвенного подвига. Человек становится способным говорить о Христе, преподавать слушающим убеждающее свидетельство о Нем тогда, когда сам живет с именем Иисусовым в сердце.

Молитва — это не психологическое упражнение, не тренинг или медитация. Молитва — это обращение к высшей реальности, это то, что неизменно слышится Богом. Даже неудачи нашего молитвенного опыта помогают понять, что Бог всегда рядом с нами, и наша беда — в том, что мы не всегда рядом с Ним.

Помимо потаенного молитвенного делания, совершаемого уединенно во внутренней келии сердца, необходимо учиться самому и учить прихожан общей молитве. Богослужение, то есть молитва, приносимая едиными устами и единым сердцем в церковном собрании, где личное и общинное тесно переплетаются, может стать и для нас самих, и для множества взыскующих христианского совершенства мирян подлинной школой предстояния перед Богом. Это предполагает осмысленное участие человека в богослужении. Непременным условием такого участия является, помимо прочего, сосредоточенное внимание к произносимым словам. Богослужение Православной Церкви изобильно настолько, что стремящийся внимать ему человек всегда, день за днем, год за годом будет находить в его словах пищу для ума, а в его поэзии и мелодичности — сердечную радость.

Поэтому забота о том, чтобы чтение и пение за богослужением соответствовали высокому предназначению храма как дома молитвы (ср. Мф. 21:13), — это наша священная обязанность. Мы должны делать все необходимое для того, чтобы служба Божия была понятна народу, чтобы люди в ней участвовали с разумением. Можно приветствовать предпринимаемые на приходах Первопрестольного града усилия по обеспечению прихожан богослужебными текстами, иногда с параллельным переводом или пояснениями, установке средств звукоусиления в храме и при необходимости трансляции за его стены для облегчения понимания богослужения людьми. Все это уже делается на многих приходах, и было бы правильно, чтобы удачный опыт одних церковных общин заимствовался другими.

Когда это возможно, например, при совершении таинства Крещения, при венчании или при помазании елеем недугующих, а также при отправлении различных треб следует в кратких словах разъяснять людям, особенно новоначальным, смысл и значение совершаемых священнодействий. Это помогает участникам воспринимать совершающийся чин как подлинное таинство Церкви, имеющее непосредственное отношение к их жизни, как молитву Церкви о них. Человеческое сердце всегда отзовется на такие слова благодарностью Богу.

С необходимостью стремиться к более внимательному участию людей в богослужении и церковной молитве связан вопрос практического применения уставных норм в приходских храмах. В богослужебном Уставе нашли отражение обширные литургические познания его составителей и редакторов, опыт молитвенной жизни многих поколений христиан, глубокое знание человеческой природы с ее силой и немощами, мудрость и рассудительность, не говоря уже об удивительном проникновении в дух и букву Священного Писания. Как, ничего не упустив и не оставив в пренебрежении, отличить в уставных указаниях актуальное от преходящего и сочетать все это богатство с современной организацией жизни людей в быстро меняющемся обществе? Готового ответа на эти вопросы у нас нет. Поиски ответа потребуют времени и должны исключать поспешность, ведь следование традиции — это не хобби, с легкостью принимаемое и с той же легкостью оставляемое. Традиция, в том числе церковная практика, нуждается не в консервации и не в реформировании, а в понимании и истолковании ее смысла, как в исторических исследованиях, так и в проповедях, и в контексте религиозного образования. В этом случае традиция может войти в человеческую жизнь, питать и обогащать ее.

Прошлогоднее епархиальное собрание дало поручение богослужебной комиссии при епархиальном совете исследовать практику совершения богослужений на приходах столицы. Это делается не для так называемой «реформы» богослужения, равно как и не для порицания тех, чья практика выделяется из других, а для того, чтобы на основе обширного фактического материала понять, как уставные требования практически согласуются со сложностью жизни мегаполиса. Работа ведется под руководством протоиерея Александра Дасаева, который, вы все это знаете, с трепетной бережностью и любовью относится к богослужению. Прошу его сегодня кратко нам рассказать о том, что уже сделано и о дальнейших планах.

Определенная гибкость в подходах к отправлению уставного богослужения для более удобного его сопряжения с ритмом жизни современного человека может быть предметом дискуссии (в конце концов, не так давно новшеством был и электрический свет в храме), но одно при этом никогда, ни при каких условиях не должно упраздняться — благоговение к совершению богослужения и к участию в общей храмовой молитве.

И теперь о главном в служении священника, о его первейшей обязанности — быть совершителем Таинств Церкви.

Возведение в пресвитерский сан совершается исключительно за Божественной литургией при молитве всей церковной общины. В этой особенности поставления христианина на святый и превеличайший степень священства22 отразилось осознание Церковью особого характера призвания священнослужителя. Именно тайносовершение является уникальным аспектом служения священника. Там же, где потеряно представление о сакраментальном характере священства, — например, во многих протестантских сообществах, — мы видим эрозию, постепенное высыхание полноценной христианской жизни вплоть до утраты веры и отказа от библейских нравственных норм.

Труд молитвы является общим делом христиан, а миссию христианской проповеди могут нести и миряне. Катехизаторы, социальные и молодежные работники появляются в штате наших приходов не только для того, чтобы лучше организовать работу по этим важным направлениям церковной деятельности, но и для того, чтобы высвободить силы и время священнослужителя для главного — для совершения богослужений, для совершения Таинств — для того дела, в осуществлении которого никто и никогда священника заменить не может.

Это исключительное призвание требует от служителей Святых Христовых Таин особой ревности. Таинственное воспоминание Животворящей и спасительной смерти Христовой и Его Воскресения в Божественной Евхаристии упраздняет боязнь, изгоняет безверие, воспламеняет веру, потому что за Трапезой бессмертия нам даровано переживание реального присутствия Господа Иисуса Христа. Обладая таким богатством, мы, служители алтаря, призваны делиться им, преподавать его людям, подобно тому как чудесным образом умножаемые хлебы, преподаваемые руками апостолов, не оскудевали и насыщали тысячи и тысячи и как Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и николиже иждиваемый, освящает причащающихся за Божественной Евхаристией. Как наша проповедь должна обращать людские умы к Евангелию, так и наше служение должно возгревать в людях стремление к участию в Таинстве Царства, желание со страхом Божиим и верою приступить к Чаше жизни.

Иногда приходится слышать вопросы: как часто должен священник служить Божественную литургию? Не будет ли привыкания к святыне? Ответ на эти вопросы прост: нет ничего плохого в обретении доброго навыка. Глубоко убежден, что слова молитв Евхаристии должны со временем стать образом мысли священника, дыханием его сердца даже тогда, когда он не находится в алтаре. Это требует от литургисающего труда, усердия и неизменного сосредоточенного внимания к каждому слову и действию, но как можно проникнуться этими словами, не служа часто? Особенно важно это при начале священнического служения. Если всякий раз при совершении Евхаристии священник содержит в уме и в сердце нужды и просьбы тех, кто стоит за его спиною и от лица кого он возносит к Богу благодарения и мольбы, если он сам уповает при этом не на свои способности, а исключительно на Божие милосердие и всемогущество, то служба Божия никогда не утратит в его сознании своей освящающей силы.

Скажу в связи с этим несколько слов о так называемом пастырском выгорании.

Несомненно, всякий человек, чьим долгом и повседневной заботой является общение с людьми, может устать, пережить охлаждение, порой сменяющееся раздражением и неприязнью к ближним, безразличием, апатией и унынием. Все это очень часто называют общим именем выгорания. Я считаю применение этого термина к священнослужителям не совсем оправданным, поскольку глубоко убежден: свет Христов, просвещающий всех, не может «выжечь» благоговейного служителя, и правильнее было бы говорить об утомлении, о печали и унынии, а подчас — и об искушении безверия — то есть о тех человеческих страстях, которые давно известны и исследованы Отцами Церкви.

Как бы там ни было, речь идет о действительно горестном состоянии. Претерпевающий его священник нуждается в сострадании, и первые, кто могут оказать поддержку — это епископ и собратья пастыри. Следует поддержать унывающего и обессилевшего собрата, приободрить его, искренне и сердечно помолиться о нем, быть может, оказать помощь в обычных житейских вопросах, в конце концов, дать возможность отдохнуть — иными словами, возлить масло и вино (ср. Лк. 10:34) на его душевные раны.

Впрочем, бывает и так, что появление упомянутых симптомов в жизни священника является признаком ошибочного восприятия им своего служения. Не оттого ли порой наступает пресловутое «выгорание», что священник пребывает в самонадеянности, в ложной и близорукой очарованности своими дарованиями, полагаясь на свои силы или, что еще печальнее приписывая внимание прихожан исключительно собственным заслугам, а не сану? Не бывает ли «выгорание» следствием забвения священником сути своего сакрального служения, когда ревность о предстоянии Божию престолу, то есть о том, что не может «выжечь», постепенно сменяется стремлением к власти, административной или общественной деятельности, к популярности, к цитированию в СМИ, к стяжанию материальных благ?

На эти вопросы каждый служитель алтаря Господня должен ответить в глубине своей совести сам. Тогда он поймет, что трезвое отношение к себе, всегдашнее памятование как о своих несовершенствах и о своей ограниченности, так и о Божием милосердии и всемогуществе позволит сохранить ревностность в служении, несмотря на неизбежную усталость и многозаботливость.

***

Принося благодарность Богу за неоскудевающие призвания, за то, что Он, Господин жатвы, не престает посылать делателей на жатву Свою (ср. Мф. 9:38), еще раз благодарю и вас, дорогие владыки, отцы и братия, за ваше ревностное служение. Пусть в каждом из нас не оскудевает любовь к Господу Иисусу, Как того требует Евангелие — будем любить Спасителя всем сердцем, и всею душею, и всею крепостию и всем разумением (ср. Лк. 10:27), и пусть к Нему, Солнцу правды, всегда будет обращен наш мысленный взор — и в молитве, и в проповеди, и в душепопечении, и в главном деле нашего служения — в совершении Таинств.

***

Приложение к докладу I

Приложение к докладу II


[1] — Смотреть приложение I.1.

[2] — Список освященных храмов смотреть в приложении I.6.

[3] — Список пресвитерских хиротоний смотреть в приложении I.4.

[4] — Список диаконских хиротоний смотреть в приложении I.5.

[5] — Журнал Священного Синода № 4 от 9 марта 2017 года.

[6] — Журнал Священного Синода № 26 от 4 мая 2017 года.

[7] — 1 февраля — в Храме Христа Спасителя в Москве, 9 марта, 4 мая, 6 октября, 28 ноября — Патриаршей и Синодальной резиденции Данилова монастыря в Москве, 29 июля — в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге. Запланировано еще одно заседание 28 декабря.

[8] — 17 февраля, 4 апреля, 11 мая, 13 июня, 25 июля, 30 августа, 12 октября, 23 ноября — в зале Высшего Церковного Совета Храма Христа Спасителя в Москве. Запланировано еще одно заседание 27 декабря.

[9] — Бирская, Волжская, Плесецкая, Рославльская, Сызранская.

[10] — Марийская.

[11] — Список архиерейских хиротоний смотреть в приложении I.3.

[12] — 21 февраля в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре и 24 октября в Еврейском музее и центре толерантности в Москве.

[13] — Заявление Межрелигиозного совета России о культуре, свободе творчества и нравственной ответственности (принято по итогам заседания 24 октября 2017 года).

[14] — Встреча состоялась 24 мая 2017 года в Москве.

[15] — Встреча состоялась 21 ноября 2017 года в Москве.

[16] — Состоялись в Москве 2 и 5 декабря 2017 года.

[17] — Встреча состоялась в Ново-Огареве 4 декабря 2017 года.

[18] — Состоялась в тот же день там же.

[19] — Список посещенных епархий смотреть в приложении I.2.

[20] — См. перечень в приложении к Патриаршему докладу на Архиерейском Соборе.

[21] — См.: Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т. 3, М., 1994. С. 137.

[22] — Из чинопоследования Елеосвящения.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси