Весной этого года после 15 лет брака распалась семья минчанина Михаила: “Жену я потерял, когда она стала членом организации “Свидетели Иеговы”, теперь борюсь за свою дочь, которую она тоже туда затянула”. Отчаявшись убедить уже бывшую супругу не брать с собой на собрания организации ребенка, мужчина третий год обивает пороги гос.органов с просьбой повлиять на ситуацию. Безрезультатно. “Почему государство закрывает на происходящее глаза? Почему позволяет религиозной организации разбивать семьи?” – вопросы Михаила зависают без ответов.
“В организацию ее привела… трагедия”
О том, что супруга стала иеговисткой, минский таксист Михаил узнал в 2009 году: Виктория сама призналась ему, что уже год посещает собрания.
– Я сразу понял: если она продолжит туда ходить, семья распадется, кое-что про эту организацию на тот момент я уже знал, – говорит он. – Так и вышло…
Интерес к учению “Свидетелей Иеговы” Виктория проявляла с юных лет: когда в 15 лет она была в гостях, в соседней комнате повесился отец ее подруги. Трагедия стала для подростков тяжелой психологической травмой.
– В этот период женщина из соседнего дома начала подкидывать им литературу “Свидетелей Иеговы”. Сами понимаете, в такой ситуации любой человек, а тем более подросток будет очень уязвим и подвержен влиянию, – анализирует Михаил.
В 18 лет Виктория познакомилась с будущим супругом.
– Она была такая веселая, разносторонняя, общительная, – вспоминает он. – Однажды позвала меня на квартирник, где собирались иеговисты. Тогда я ей смог разъяснить, что все это чушь. На том и порешили.
Вскоре пара поженилась, родился ребенок.
Как распадалась семья: “Она залезла на подоконник и сказала, что спрыгнет, если я ее не пущу”
Когда Виктория призналась, что посещает собрания “Свидетелей Иеговы”, жизнь семьи начала кардинально меняться.
– Она считает этих людей святыми! – возмущен Михаил. – Однажды пообещала мне, что покинет организацию, если я ей докажу, что хоть один из ее членов нарушает закон. Когда я достал такие доказательства, она закатила истерику, мол, я не имел права об этих святых людях что-то узнавать.
Вопрос: “Вы не пытались с ней поговорить по душам?” – Михаил с грустной улыбкой прерывает:
– Поймите, я перепробовал все, что мог. Было такое, что мы садились за стол, она брала свою Библию, а я – Русской Православной Церкви, и мы начинали вместе читать, обращая внимание на расхождения, но все это приводило к скандалам.
Запреты мужа ходить на собрания лишь разжигали в семье конфликты.
– Доходило до того, что мне приходилось закрывать двери, чтобы она не уходила. А как-то летом во время очередной ссоры она залезла на подоконник и сказала, что спрыгнет, если я ее не пущу. Я смог ее успокоить, после чего закрыл все замки.
“Не вздумай вовлекать ребенка!”
В 2010 году женщина решила подать на развод, но муж сумел ее отговорить.
– Сошлись на том, что я сказал: делай, что хочешь, но не вздумай вовлекать в эту организацию ребенка, – говорит он. – Но вскоре она начала просто забивать на свои домашние обязанности: на готовку, на стирку, на уборку. Могла убежать на собрание, оставив ребенка голодным!
По словам Михаила, чтобы повлиять на жену, он даже обращался в Ленинский исполком с заявлением лишить ее родительских прав, т.к. “она не ухаживает за ребенком”. Изменения в поведении Виктории, по его наблюдениям, наступали, но не надолго.
Потеряв к супруге доверие, драгоценности и деньги мужчина начал хранить в машине.
– Несмотря на это, 5 млн у меня все же исчезли, при этом ничего нового в доме не появилось, но я знаю, что это она их взяла, – убежден он. – Согласно их учению, жить нам осталось совсем немного, поэтому вот вам вера, а деньги, мол, приносите на пожертвования.
“Супругу я потерял, но дочь я им не отдам!”
Отношения в семье продолжали ухудшаться, и в 2011 году Виктория подала на развод. Процесс длился год, и минувшей весной супруги развелись. Суд оставил ребенка с матерью, которая сегодня активно продолжает посещать собрания с 10-летней дочерью.
– Супругу я потерял, я это уже давно понял, но дочь я им не отдам, – решительно настроен Михаил. – До последнего вздоха я буду за нее бороться.
Чтобы не позволить ребенку присутствовать на собраниях организации, мужчина неоднократно вызывал милицию, на место даже выезжали инспекторы по делам несовершеннолетних.
– Иногда они выводили ее из зала, но не всегда. Я дочери сказал, что запрещаю ей посещать собрания, объяснил, что если она будет туда ходить, то мы перестанем с ней общаться.
Дочь: “Свидетели Иеговы” дороже мне, чем мой папа”
После развода с весны этого года отец с дочерью не виделись около трех месяцев. Когда встретились, Михаил понял, что ребенок уже сам начинает проявлять к организации интерес.
– Я знаю, что раньше мать принудительно таскала ее с собой, но сейчас она хоть и боится ей отказать, но уже сама втягивается. Поэтому я предложил ей выбрать: либо организацию, либо отца…
В ответ 10-летняя девочка на листике написала, что “Свидетели Иеговы” ей дороже папы.
“Я… Елизавета… не желаю общаться со своим папой… потому что хочу посещать собрание “Свидетелей Иеговы”, так как “Свидетели Иеговы” дороже мне, чем мой папа. 15.10.2012″
Но Михаил не намерен сдаваться. Однако пока в своей борьбе он одинок. Призывы к родственникам жены и крестной ребенка помочь ему повлиять на супругу не находят отклика.
– Крестной все некогда, а контакты с родней бывшей жены уже потеряны. Сначала они прислушивались ко мне, теперь перестали. Дядя и тетя Виктории считают, что переубедить ее невозможно, и просто заняли нейтральную позицию, – переживает он.
К слову, семья была православной, Виктория уже перекрестилась, но ребенок остается крещеным в православии. По нашему законодательству, до 15 лет за религиозное воспитание детей отвечают их родители.
– Но если я буду бездействовать, очевидно, какой выбор сделает мой ребенок в 15 лет, – переживает отец девочки.
“Эти люди пристают к прохожим, стучатся в квартиры!”
Михаила глубоко возмущает, что дочь должна проповедовать учение организации.
– Дети наравне со взрослыми ходят по подъездам, призывая вступить в ряды организации! Почему государство закрывает на это глаза? Эти люди пристают к прохожим на улице, назойливо предлагают им свою литературу, заносят ее даже в школу! Они везде: работают в банках, в операторахсвязи, занимаются сбором информации о других, чтобы потом рассылать им свои листовки, они, как экстремисты, агрессивны в отношении всех, кто не заодно с ними.
В своем почтовом ящике Михаил неоднократно находил завлекающие письма от членов организации. В знак протеста мужчина наклеил на заднее стекло своего рабочего автомобиля наклейку с надписью “Я против секты “Свидетелей Иеговы”. Пассажиры, видя ее, проявляют интерес.
– Поверьте, с этой организацией столкнулись очень многие, благополучные семьи на глазах распадаются, но люди об этом умалчивают, – вздыхает он. – Но я по работе много общаюсь, пассажиры рассказывают мне свои грустные истории. Ни одна религия не позволит, чтобы распалась семья! Почему государство ничего не предпринимает?
Наш корреспондент посетил собрание “Свидетелей Иеговы”
Наш корреспондент посетила одно из собраний “Свидетелей Иеговы”. Адрес сообщил Михаил. Любопытно, что найти место проведения из открытых источников, в интернете не удалось. Встреча проходила в старом здании стадиона одного из минских заводов.
Все сидячие места в небольшой аудитории были заняты, в основном женщинами от 30 до 60, также было несколько детей (в том числе и дочь Михаила), молодежь, пару мужчин и старушек. Головы опущены, в руках – раскрытые “Библии”. Мужчина у кафедры зачитывал вслух ее отдельные главы и задавал вопросы присутствующим, к каждому из которых обращался по имени и фамилии (как он всех помнит? – ловлю себя на мысли). К отвечающим быстро подбегали молодые ребята в костюмах и галстуках, протягивая микрофон…
В какой-то момент в аудиторию зашел Михаил – к нему сразу подошли представители организации. Немедля он обратился в зал: “Виктория, выведи отсюда нашего ребенка”. Тут же в принудительном порядке в коридор вывели его (большинство даже не обернулось). В ходе выяснения отношений Михаил проговорился, что в зале сидит “свой человек”.
Через минуту уже рядом со мной появилась излишне любезная особа, настойчиво предлагавшая воспользоваться ее “Библией”, открытой на нужной странице. Вежливая просьба не отрывать меня от происходящего лишь разожгла ее желание во что бы то ни стало меня разоблачить. “Вы не с теми побуждениями сюда пришли, мы знаем, кто вас привез, у вас в сумке записывающее устройство”. Не отрицая, что знаю Михаила, попыталась пояснить, что организация мне интересна в любом случае. Однако почти до конца собрания дама навязчиво сидела рядом, то и дело заглядывая в глаза и настойчиво протягивая свою книгу, повторяя: “Вы же пришли понять “Библию”, что же вы не следите за главами?”.
…Из увиденного запомнились жизненные сценки в форме “вопрос – ответ”, которые прихожане подготовили дома и разыгрывали перед остальными. Так, сюжетом одной из них был разговор члена организации с жильцом квартиры, который открыл ему дверь: выслушав иеговиста и задав ему вопросы, жилец все же отказался взять литературу. “И такое бывает,” – обратил внимание мужчина у кафедры.
Госорганы? “Реакции – ноль”
Тем временем Михаил уже находился в милицейском участке, где разъяснял, почему потребовал вывести дочь из зала, и писал на организацию очередную жалобу.
– Каждый раз, когда я вижу, что они пристают к людям с проповедью или литературой на улице, я пишу заявления с указанием нарушений в милицию и Аппарат уполномоченного по делам религии и национальностей. Обращался я и в отдел религий Мингорисполкома, в ИДН, МВД, в отделы образования и даже школу ребенка – реакции ноль. Они все знают, все видят, но, мол, сделать ничего не могут, пишут отписки или перенаправляют в иную инстанцию! – возмущен он.
Виктория: “Без комментариев”
К сожалению, пообщаться с Викторией и узнать ее версию происходящего TUT.BY не удалось: женщина отказалась комментировать ситуацию.
– Я не буду вам ничего объяснять, слишком много пояснений я уже давала разным телеканалам. Никаких комментариев я давать не буду. Поэтому спасибо вам большое, до свидания, – вежливо попрощалась она.
“Это самая проблемная религиозная организация”
В Отделе по религиям Мингорисполкома TUT.BY сообщили, что религиозная организация “Свидетели Иеговы” зарегистрирована и “собираются они в соответствии с действующим законодательством”.
Подтверждают это и в аппарате Уполномоченного по делам религии и национальностей, однако там же уточняют, что на организацию от граждан регулярно поступают жалобы.
– Это самая проблемная из всех религиозных организаций, которые у нас действуют. Регулярно нам звонят люди, кто-то приходит на прием с жалобами на них, что пристают на улице, что семьи распадаются, – говорят в учреждении. – На каждую жалобу мы реагируем, проводим разъяснительную работу с председателем этой организации, ведем с ним упорный диалог, вроде как они внемлют, но жалобы продолжают поступать. Мы хотим, чтобы все было цивилизованно, и неоднократно предупреждали, что если так будет продолжаться, будет поднят вопрос о снятии их с регистрации.
В учреждении обращают внимание, что религиозные организации нарушают действующее законодательство, когда назойливо призывают граждан вступать в их ряды, останавливают на улицах прохожих, ходят с книгами по квартирам. Согласно ст. 26 Закона “О свободе совести и религиозных организациях”, распространять религиозную литературу, аудио-, видео- и другие материалы религиозного содержания религиозные организации могут лишь “в принадлежащих им на праве собственности или иных законных основаниях помещениях, а также местах, в установленном порядке выделяемых для этих целей местными исполнительными и распорядительными органами”.
Однако доказать, что к вам пристают, не так-то просто.
– Мы просим предоставлять нам материалы суда, где граждане выиграли дело против организации, нам нужна конкретика. Если будет набрано много таких примеров, можно будет говорить о снятии организации с регистрации, – говорят в учреждении.
При этом собеседник отмечает, что проповедь является важной частью учения “Свидетелей Иеговы”. Но если так, как члены организации могут прислушаться к рекомендациям не ходить по квартирам и не останавливать прохожих?
“Регистрацию “Свидетели Иеговы” получили на волне демократии в 90-х”
По словам специалиста аппарата Уполномоченного по делам религии и национальностей, организация “Свидетели Иеговы” была зарегистрирована в Беларуси на волне демократии в 90-е годы, “тогда у нас много кого появилось”. На 1 января 2012 года в стране насчитывалось 27 ее общин: 3 в Брестской области, 5 в Витебской, 7 в Гомельской, 5 в Гродненской, 3 в Могилевской, 3 в Минской и 1 в Минске. Возглавляет организацию Павел Ядловский.
Родитель решает, куда водить ребенка, но…
В учреждении отмечают, что если ребенок остался с матерью по решению суда, то она может водить его, куда считает нужным, если это не противоречит его интересам. Другое дело, если несовершеннолетнего в религиозную организацию привлекает третье лицо против желания обоих родителей…
– Тогда можно сразу в суд обращаться.
Конституция предусматривает право каждого на свободный выбор религии, однако как быть с ребенком, если супруги придерживаются разных религиозных взглядов? Согласно ст. 75 Кодекса о браке и семье, “все вопросы о формах и методах воспитания детей, получении ими образования, об отношении к религии, организации свободного времени и иные вопросы воспитания детей решаются обоими родителями по взаимному согласию. Разногласия между родителями по вопросам воспитания детей разрешаются в судебном порядке”.
– Если поведение одного из родителей противоречит интересам ребенка, то второй родитель должен обратиться в районный отдел образования с просьбой провести по данному вопросу проверку. Если специалисты, пообщавшись с ребенком и уточнив все нюансы, подтвердят его опасения, то он вправе ставить вопрос о передаче ребенка ему на воспитание, – поясняют в ОО “Защита прав отцов и детей”.
Несмотря на то, что у нас в стране ребенка в спорных ситуациях, как правило, оставляют с матерью, в ОО “Защита прав отцов и детей” вспоминают:
– В нашей практике был случай, когда отец забрал двоих маленьких детей у матери, посещавшей “Свидетелей Иеговы”. Он смог собрать доказательства, что она уходила из дома на несколько дней, оказывала на детей психологическое давление и прочее.
Православная и католическая церковь остерегают
Родиной “Свидетелей Иеговы” является Америка, где история организации началась с кружка “Исследователей Библии”, основанного в 1870 году Чарльзом Тейзом Расселлом в США. Главный религиозно-административный центр сегодня находится в Бруклине (Нью-Йорк). Для “Свидетелей Иеговы” характерно отрицание учения о Троице. Богом считается только одна личность во Вселенной — Иегова. Помимо прочего, многие критикуют “Свидетелей Иеговы” за отказ ее членов от переливания крови, сообщает Википедия.
Чтобы понять, в какую организацию вступила супруга, Михаил обратился в православную и католическую церковь.
Из Минской епархии Белорусского экзархата Русской Православной Церкви пришел ответ, в котором сказано, что “Организация “Свидетели Иеговы” причисляется Православной Церковью к числу псевдохристианских сект”, учение которой “грубо искажает не только вероучение Православной Церкви, но и христианства в целом”.
“В Белорусскую Православную Церковь регулярно обращаются за помощью люди, пострадавшие от “Свидетелей Иеговы”. Официальная регистрация данной организации в Республике Беларусь является серьезным упущением”.
Не признает в “Свидетелях Иеговы” христиан и Католическая церковь. “Згодна з вучэннем Каталіцкага Касцёла, удзельнікі гэтага руху не з’яўляюцца хрысціянамі. Існуе некаторая колькасць сведчанняў пра дэструктыўны і немаральны ўплыў на развіццё чалавечай асобы тых, хто належыў або надалей належыць да гэтага руху”, – говорится в ответе курии Минско-Могилевской архиепархии.
“Свидетели Иеговы”: Жалоб на разрушенные семьи не поступало
За прояснением ситуации мы обратились и к председателю руководящего комитета организации “Свидетелей Иеговы” в Беларуси Павлу Ядловскому. По его словам, официальных жалоб от людей на то, что “Свидетели Иеговы” разрушали бы их семьи, в Объединение Свидетелей Иеговы в Республике Беларусь не поступало.
На вопросы TUT.BY Павел Ядловский ответил цитатами из учения организации.
TUT.BY: Поясните, пожалуйста, почему члены организации ходят по квартирам, проповедуя учение, и распространяют религиозную литературу на улице?
– Подобно Иисусу Христу и христианам первого века, Свидетели Иеговы возвещают благую весть “всенародно и по домам” (Библия. Деяния апостолов 20:20). Признательность и любовь к ближнему побуждает их начинать беседы с другими. Конституция Республики Беларусь (статья 31) и Закон “О свободе совести и религиозных организациях” (статья 5) гарантирует право каждого человека выражать и распространять свои религиозные убеждения. Пользуясь этим правом, Свидетели Иеговы в Беларуси делятся с другими людьми своими убеждениями и уважают права тех, кто не хочет разговаривать с ними на религиозные темы, – рассказывает П. Ядловский. – Свидетели Иеговы в нашей стране используют религиозную литературу, которая проходит государственную религиоведческую экспертизу. Каждый Свидетель Иеговы сам решает, как он использует свою литературу, которую он заказывает в Религиозном объединении.
TUT.BY: Относите ли вы себя (организацию “Свидетели Иеговы”) к одной из трех религий?
– Свидетели Иеговы по праву причисляют себя к одной из них — христианству, поскольку в своей жизни они стараются подражать Христу и жить по его учениям, – отвечает П. Ядловский.
“Люди, учитесь критично мыслить!”
Ежегодно в Беларуси появляются новые религиозные учения, в том числе и деструктивные, в которые попадают как зрелые грамотные люди, так и образованная молодежь, обращает внимание кандидат психологических наук Екатерина Агеенкова. Специалист призывает людей мыслить критично.
– Важно понимать, что вас куда-то вовлекают для каких-то целей, не важно, хотят вам вручить товар или новое религиозное учение, или уговорить деньги куда-то вложить, заставить работать на кого-то задарма – всегда нужно понимать, что за этим стоит, что вы должны вложить и что получите взамен, – отмечает она.
Можно ли помочь человеку, который увлекся деструктивным религиозным учением, есть ли у нас программы по реабилитации таких людей? По словам специалиста, подобные программы противозаконны и являются нарушением прав личности на свободу выбора.
Собеседница уточняет, что фанатизм опасен в любой религиозной организации: люди теряют не только семьи и деньги, но и главное – часть своей жизни, время, которое уже не вернуть.
Источник: http://ansobor.ru