23 ноября в большом зале правительства Новосибирской области открылась научно-практическая конференция «Октябрьская революция 1917 года в России и ее роль в мировой истории». Для участия в Конференции собрались почти 300 ученых из разных регионов России и зарубежных стран. Конференция продлилась до 24 ноября и прошла при поддержке правительства области, Института управления (филиал РАНХиГС), института СО РАН и НГУ. В Пленарном заседании, по приглашению организаторов конференции принял участие Благочинный церквей г. Новосибирска, Новосибирской епархии, настоятель собора во имя св. Александра Невского, протоиерей Александр Новопашин. В своем выступлении о. Александр дал оценку революционных и послереволюционных событий. Предлагаем вашему вниманию полную версию доклада.
Наверное, я не сообщу ничего нового, если скажу, что российское общество разобщено во взглядах и оценках значения “Великой октябрьской социалистической революции”. Пропасть между «белыми» и «красными» была настолько глубока, что закопать её не удалось робкими попытками, предпринимаемыми на протяжении нескольких последних лет. И в российском обществе отношение к Октябрьской революции по-прежнему неоднозначно. Кто-то считает это величайшим достижением человеческой истории, кто-то – величайшей трагедией, приведшей к красному террору и на долгие десятилетия отбросившей страну с ее исторического пути. Но очевидно одно: большинство революций в мировой истории происходило, когда власть слабела и не слышала общество, и сразу активизировались внешние силы, заинтересованные в госперевороте и смене власти.
Трудно спорить с утверждением, что это событие оказалось переломным не только для российской, но и для всемирной истории.
Нельзя отвергать, что в годы советской власти не было такого очевидного и гигантского разрыва в благосостоянии людей разного класса, как это очевидно в наши дни. Безусловно, был и экономический подъем, и технический прогресс, бесплатное образование, и бесплатная медицина, прочие достижения. Но, все это уже в прошлом.
Итак, сто лет назад в нашей стране произошло трагическое событие – Октябрьский переворот. Кстати следует отметить, что первые лет 10 сами “герои” этих событий зачастую называли революцию «Октябрьским переворотом».
Вообще-то, по словам нашего Президента, существует эволюционный путь развития государства. Но это не тот путь, по которому идут революционеры. Революции с эволюцией не по пути. Но общество должно уметь делать выводы из своей истории. Это единственный залог поступательного эволюционного развития.
Недавно глава коммунистов Геннадий Андреевич Зюганов где-то сказал, что «…одряхлевшая Романовская династия рухнула, а через несколько месяцев родилась Великая Советская держава. Родилась мирно – на съезде».
Не могу с этим согласиться. А как же быть в таком случае с Решением II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, назначенного на 25 октября 1917 года, о захвате власти в стране партией РСДРП. Неужели глава КПРФ не знаком с этим фактом? Сомневаюсь.
К этому же событию приурочена и знаменитая ленинская фраза:«Сегодня — рано, завтра — поздно». Вспомним, что предложение Троцкого, устроить восстание 26 ноября, Ленин тогда назвал «полным идиотизмом»:«26 октября будет слишком поздно действовать: к этому времени Съезд организуется. Мы должны действовать 25 октября — в день открытия съезда, так, чтобы сказать ему: вот власть…»
Здесь можно обратиться и к воспоминаниям Льва Троцкого и трудам доктора исторических наук, специалиста по истории Октябрьской революции и Гражданской войны, одного из самых известных исследователей биографии Владимира Ленина (Ульянова), Владлена Терентьевича Логинова. «Во время заседания до делегатов доносился грохот артиллерии; по свидетельству очевидцев, меньшевик Мартов вздрогнул, и объявил: «Гражданская война началась, товарищи! Первым нашим вопросом должно быть мирное разрешение кризиса… вопрос о власти решается путём военного заговора, организованного одной из революционных партий…». После избрания президиума съезда из большевиков и левых эсеров ряд умеренных социалистических партий (меньшевики, правые эсеры, делегаты Бунда) в знак протеста против произошедшего восстания большевиков покинули Съезд и бойкотировали его работу. Они перешли в Городскую думу Петрограда и образовали «Комитет спасения родины и революции» (действовал до 29 октября).
В свою очередь, Троцкий на первом заседании II съезда заявил, что «восстание народных масс не нуждается в оправдании; то, что произошло, это не заговор, а восстание. «Мы закаляли революционную энергию петроградских рабочих и солдат, мы открыто ковали волю масс на восстание, а не на заговор», и назвал уход со съезда меньшевиков и эсеров «преступной попыткой сорвать полномочное всероссийское представительство рабочих и солдатских масс в тот момент, когда авангард этих масс с оружием в руках защищает Съезд и революцию от натиска контрреволюции».
В 3:10 ночи, на съезде, Каменев объявляет о падении Зимнего дворца и аресте министров Временного правительства. После этого съезд принимает обращение «К рабочим, солдатам и крестьянам», в котором сообщалось, что «Временное правительство низложено»; «…Съезд берет власть в свои руки»; «Съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов…»
Вот так. Но оставим слова о мирном рождении советской державы на совести Геннадия Андреевича, важно, что очень быстро эта самая «великая советская держава» перевоплотилась в огромную мясорубку, в которую оказался погружен народ. За время гражданской войны 1917-1922 годов Россия потеряла, по разным оценкам, от 15 до 25 миллионов человек. Многие эксперты отмечают, что в эту ужасную статистику не вошли жертвы страшного голода 1921-1922 годов, разразившегося на подконтрольной большевикам территории страны. Голод унес как минимум 5 миллионов человеческих жизней.
После установления советской власти в Крыму в 1920-21 годах, большевики начали наводить свой порядок – то есть начали расстреливать. Официальная статистика скромна, она говорит о «каких-то» 60 тысячах расстрелянных, хотя из других источников известно, что убитых было в два раза больше. 120 тысяч людей уничтожила в Крыму «великая советская держава», родившаяся по словам Зюганова, «мирно – на съезде».
Спасая свои жизни, россияне хлынули за границу. В первую очередь это касалось интеллигенции, которую большевики, мягко говоря, недолюбливали. Тех, кто не захотел уезжать и предпочел остаться, подвергали гонениям, многих просто убивали. Других насильно высылали из страны. Вспомним философские пароходы! Хотя здесь большевики не продумали до конца, недоработали: ведь благодаря философским пароходам, лютой смерти избежали выдающиеся умы России.
Революционеры породили вождя Троцкого, вождя Ленина, революционные идеи которого, по словам Президента Путина, привели к разрушению исторической России, а в перспективе и к разрушению самого Советского Союза.
Но советская мясорубка продолжала работать и после этих деятелей. Сталинские репрессии с конца 20-х до начала 50-х годов уничтожили миллионы наших граждан. Сколько именно миллионов? Данные разнятся. Самая скоромная цифра – 12,5 миллионов. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев свидетельствует: «Помню, какое мрачное впечатление на всех произвел приказ снять в подворотнях списки жильцов (раньше в каждом доме были списки с указанием, кто в какой квартире живет). Было столько арестов, что приходилось эти списки менять чуть ли не ежедневно: по ним легко узнавали, кого «взяли» за ночь. Однажды было даже запрещено обращаться со словом «товарищ» к пассажирам в трамвае, к посетителям в учреждениях, к покупателям в магазинах, к прохожим (для милиционеров). Ко всем надо было обращаться «гражданин»: все оказывались под подозрением — а вдруг назовешь «товарищем» «врага народа»? Кто сейчас помнит об этом приказе».
В Томском в музее “Следственная тюрьма НКВД” хранятся документы, который поражают до глубины души: секретарь обкома ВКПБ, отчитываясь перед Москвой, сообщает о том, что за такой-то период репрессировано 9 600 человек и просит увеличения лимита еще на 5 000. Это только в одной области! Иными словами человеческая жизнь при советской власти не стоила и копейки, и относились большевики к людям как к скотине на бойне.
О Церкви – особый разговор. Она для советской власти – враг номер один. Церкви и монастыри разрушали, православных христиан ссылали, убивали, часто очень жестоко: сбрасывали с колоколен, забивали прикладами, рубили шашками или просто лопатами, топили в водоемах, живьем сжигали, закапывали в землю. Люто ненавидели православных. Святейший Патриарх Кирилл говорит: “События ХХ века для многих людей – это все еще кровоточащая рана. Царственные страстотерпцы, сонм новомучеников и исповедников за веру, сотни тысяч жертв, уничтоженное духовное наследие, изгнание интеллектуального цвета нации за ее пределы…»
«Весь мир насилия мы разрушим до основания!» А что это за «мир насилия»? Это те люди, которые были не согласны с политикой «великой советской державы». Все просто: есть человек – есть проблема, нет человека – нет проблемы.
«Революция, – говорит Святейший Патриарх Кирилл, – была великим преступлением, и те, кто обманывал народ, кто вводил его в заблуждение, кто провоцировал его на конфликты, преследовали совсем не те цели, которые они открыто декларировали. Была совсем другая повестка дня, о которой люди даже не помышляли».
«Именно ложь лежала в основе пропаганды, ввергшей наш народ в революционный хаос, а затем и в пучину страданий», – подчеркивает Патриарх. Это как раз относится к словам Зюганова по поводу, как он сказал, «одряхлевшей Романовской династии». Сколько помоев лжи было вылито на царскую семью и ее ближайшее окружение! Сколько помоев лжи было вылито на все лучшее, что было в дореволюционной России. Если верить большевикам, то хуже, беднее, безграмотнее страны не было. Хотя документы подтверждают обратное! Но суть большевистской пропаганды – ложь, ложь, ложь. И пусть она невероятна, пусть немыслима, главное ее насаждать – день ото дня, год от года и люди, в конце концов, поверят, никуда не денутся. А тех, кто будет сомневаться, – запугать, посадить, уничтожить!
Так можно ли на лжи построить правду? Нет, конечно! Это будет не правда, это будет дом, построенный на песке, дом, который может рухнуть в любую минуту. Так и произошло с «великой советской державой». Она рухнула и рассыпалась в пыль… Кто-то может сказать – 70 лет стояла. А что такое 70 лет в масштабах всей нашей истории. Ничто! Зато людей погибло столько, что впору говорить о демографической катастрофе.
«Мы хорошо знаем, – сказал Президент, – какие последствия несут, так называемые, великие потрясения. К сожалению, в нашей стране в минувшем веке их было много. Наступающий 2017 год – год столетия Февральской и Октябрьской революций. Это весомый повод еще раз обратиться к причинам и самой природе революции в России».
Да, еще и «еще раз обратиться к причинам», одного разбирательства недостаточно. Это страшное событие нужно исследовать и исследовать, чтобы извлечь и как следует выучить все уроки истории. Чтобы, как говорит Святейший Патриарх, в будущем «не наступить на те же самые грабли”. Несмотря на многие политические завихрения, экономические нестроения, знание трагических страниц своей истории способствует гражданскому согласию, народному единению. Общая беда, постигшая наш народ – сплачивает.
Когда к человеку приходит беда, он вспоминает о Боге. Во время Великой Отечественной войны неверующих не было, даже коммунисты перед боем накладывали на себя крестное знамение и начинали молиться, как умели. После закономерного развала СССР и краха коммунистической идеологии народ как будто оказался духовным сиротой, но как каждая маленькая сирота мечтает иметь родителей и тянется ко взрослым в надежде обрести родителей, так и бывшие советские люди вспомнили о своем Творце и потянулись в Лоно Матери-Церкви.
Сегодня заговорили о примирении и согласии. Кого с кем? Неужели мы должны смириться с тем кошмаром, который устроили большевики? Который принес нашей стране, нашему народу, столько боли и страдания? Нельзя ни в коем случае ни отрицать и не обелять очевидное зло, – но признавать факты, анализировать их во избежание повторения революционных ужасов. Примирение и согласие возможно лишь только на основе ПРАВДЫ!
Наш путь, путь нашего народа – это Православие. И те страшные 70 лет советской власти, насаждавшей “социализм”, конечно же, должны стать для нас горьким уроком. А урок, по слову Патриарха, заключается в следующем: сами по себе золотые купола и величественные храмы не являются гарантией спасения. Они не предотвращают народ от падения… «Только тогда, когда мы соединим веру с действием, мы совершим то, к чему призваны. И никакая диавольская вражья сила не способна будет поколебать ни Церковь нашу, ни Русь», – говорит Патриарх. Мы призваны молиться и о гражданском единстве, о единении народа, памятуя о страшных разрушениях, о раздорах и противостояниях сотрясших Россию в XX веке.
И мы молим Милостивого Бога, чтобы он укрепил нашу Веру, о которую сокрушится вся эта вражья сила, чтобы больше не повторялась этих жутких трагедий – таких, как сто лет назад.