Человек здесь не живет, а готовится к жизни; для него здесь школа благочестия,
Церковь для него – мать родная, которая породила его для жизни вечной.
Здесь мы принимаем Таинства Христовы, здесь мы показываем перед Богом свое сыновство…
Будем искать святости – и тогда Господь пошлет нам усыновление, покров Свой,
и тогда не страшно ничего будет. И по всеобщему Воскресению поставит нас Господь по правую сторону.
Изменится наша природа, и будем там, подобно ангелам, вечно блаженны и радостны. Аминь.
Архимандрит Наум (Байбородин). Из проповеди 1998 г.
21 ноября 2017 года, в день празднования Собору Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, в Троице-Сергиевой Лавре молитвенно почтили память приснопоминаемого архимандрита Наума (Байбородина), одного из старейших насельников обители, на 40-й день по его преставлении.
В сам день праздника были совершены четыре Божественные литургии, на которых возглашались заупокойные прошения по новопреставленному архимандриту Науму.
По окончании богослужения архиепископ Сергий отслужил панихиду по новопреставленному архимандриту Науму у могилы усопшего за алтарем Духовского храма Лавры.
Архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) родился 19 декабря 1927 года, в праздник святителя Николая Чудотворца, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина Александра Ефимовича и Пелагеи Максимовны Байбородиных. В воскресенье, 25 декабря того же года, был крещен в Сергиевском храме родного села. Вскоре родители переехали в г. Советская Гавань Приморского края, где мальчик посещал школу. Но в связи с начавшимися военными действиями в стране Николай, закончив 9-й класс, вынужден был прервать учебу.
В октябре 1944 года Николай Байбородин был призван в ряды Советской Армии и проходил срочную службу в авиатехнических частях: сначала в авиационной радиотехнической школе г. Фрунзе, затем переведен в г. Ригу (Латвия), служил в воинских частях № 49722 (г. Калининград) и № 53972 (г. Шяуляй), обеспечивал техобслуживание аэродромов. Участвовал в войне с фашистской Германией и Японией. Впоследствии был награжден медалью «За победу над Германией» и медалью «30 лет Советской Армии». В ноябре 1952 года демобилизовался в звании старшего сержанта. По окончании службы перед демобилизацией Николай Байбородин был награжден памятной фотографией у знамени части, что являлось высоким поощрением военнослужащего. Вернувшись домой, Николай закончил прерванное обучение, обучаясь в 1952–1953 годах в вечерней средней школе № 26 ст. Пишпек (г. Фрунзе) Туркестано-Сибирской железной дороги Киргизской ССР, и в том же году поступил на физико-математический факультет Киргизского государственного университета (сейчас – КГТУ им. И. Раззакова).
В 1957 году он поступил в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Николай Александрович был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 14 августа 1958 года в Троицком соборе Лавры наместник обители архимандрит Пимен (Хмелевский) совершил постриг послушника Николая в монашество с именем Наум в честь преподобного Наума Троицкого, ученика преподобного Сергия (память – 19 июля). Спустя два месяца, 8 октября того же года, на праздник преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, в Сергиевской церкви Троице-Сергиевой Лавры (Трапезном храме) митрополитом Новосибирским и Барнаульским Нестором (Анисимовым) монах Наум (Байбородин) был хиротонисан во иеродиакона. Ровно через год, день в день, 8 октября 1959 года, в Успенском соборе Лавры митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иеродиакона Наума в сан иеромонаха. В 1960 году отец Наум успешно окончил семинарию по первому разряду. 25 апреля 1970 года ректором Московской духовной академии и семинарии архиепископом Дмитровским Филаретом иеромонах Наум возведен во игумены.
В 1979 году ко дню Святой Пасхи игумен Наум был возведен в сан архимандрита.
Архимандрит Наум был преданным и самоотверженным служителем Церкви, все свои силы отдававшим трудам во славу Божию. В течение многих десятилетий он ежедневно после братского молебна принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления. Поток народа к батюшке не иссякал: люди приезжали к нему со всех краев России и других стран, и отец Наум, не щадя себя, принимал их, преодолевая недуги и болезни. По самым сложным вопросам батюшка находил слово назидания и утешения в святоотеческом духе. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии.
Насельники и клирики обители Преподобного Сергия делятся с читателями нашего сайта своими воспоминаниями об усопшем отце Науме.
Из воспоминаний выпускника Московской духовной академии (ныне насельник Лавры):
Как-то раз я стоял в очереди к о. Науму за благословением на поездку в Мстеру, в монастырь Иоанна Милостивого (в конечном счете, благословения он мне не дал, сказав, что искушений в дороге много будет). И вот время уже подходило к 12-ти, братии пора было на обед, и у него в “приемной” (так называли чада отца Наума келию, где батюшка принимал) все стали прижиматься к стеночке, для того чтобы выпустить батюшку и взять благословение.
«Передо мной стояла одна женщина, лет 60-ти; видно, ждала она долго и хотела попасть к Причастию на позднюю Литургию, но проходили без очереди священники, и еще вдобавок одна бабушка долго задерживала батюшку своими вопросами. В итоге эта женщина, которая хотела исповедоваться у батюшки, так к нему и не попала. Выходя из комнаты, о. Наум начал благословлять всех, но, подойдя к этой женщине, батюшка остановился и спросил ее: “Ты знаешь, что значит английское слово “биг”?” Она в недоразумении его переспросила, батюшка повторил тот же самый вопрос. И когда последовал ответ «не знаю», отец Наум сказал: “Большой”. У тебя такая вера пусть будет – “биг”, а не “литл”.
Женщина смиренно опустила голову и ничего не сказала…»
Иерей Владимир Гаврилов, настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского подворья Троице-Сергиевой Лавры на водопаде Гремячем:
«Отец Наум очень заботился об источнике Преподобного Сергия. Когда построили причтовый дом, я поехал к отцу Науму рассказать об этом радостном событии. А батюшка отвечает: “Печь постройте, чтобы можно было разжечь кадило, а то газа может не быть и свет могут отключить”. И, действительно, однажды батюшкины предупреждения оправдались: как-то перед ночной службой отключили свет в храме – пришлось пономарям бежать в дом греть теплоту на газу. Но, потом, слава Богу, свет дали…»
Насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Никодим (Деев):
«С отцом Наумом мы вместе поступали в семинарию в 1957 г. – это было наше первое знакомство – и учились в одном классе. После второго класса я на каникулы уехал домой; приезжаю – а он уже в подряснике и в монастыре.
Мы жили в монастыре, как и все. У нас было такое правило: не начинай разговаривать, не будучи спрошенным. Так, что-то спросишь – ответит, или начнет спрашивать – ответишь (проповедь и т.д.).
Но что мне запомнилось на всю жизнь: послушания у меня были разные – редко стал ходить на братский молебен, пропускать стал иногда. Отец Наум говорит мне: “Отец Никодим, нужно обязательно ходить на братский молебен – обязательно, потому что любовь к преподобному Сергию как раз проявляется и через братский молебен тоже”.
Этот его совет я исполняю и по сей день».