27 июля по старому стилю (9 июля н. ст.) Православная Церковь празднует день памяти великого угодника Божия – святого великомученика и целителя Пантелеимона, который, несмотря на свою короткую жизнь (его казнили в двадцать лет), оставил по себе глубокий след в жизни Церкви и широко почитаем среди многих православных народов.
Чем же этот никомидийский юноша сумел воспламенить сердца тысяч людей разных времен – от глубокой древности до современности – любовью к нему?
Ответ один: милосердием.
Он родился в 275 году в городе Никомедия (Никомидия), ныне город Измит в Турции, в семье богатого язычника Евсторгия. Его мать Еввула была христианкой. Она пыталась воспитать сына христианином, но очень рано умерла. Отец назвал мальчика Пантолеоном, что значит «лев во всем». Пантолеон был отдан в языческую школу на воспитание, после ее окончания занялся изучением врачебного искусства.
Но зерно, посеянное матерью, проросло с Божьей помощью. И в самый разгар последнего в Римской империи страшного гонения на христианство во время правления императоров Максимиана и Диоклетиана, когда только в одном Никомедийском храме было сожжено в 303 году 20000 православных, «лев во всем» становится по своей доброй воле кротким ягненком-христианином.
В то время в Никомедии скрывались от преследований три христианских священника, уцелевшие от гонений. Пантолеон ежедневно по своим занятиям проходил мимо их убежища. Он подружился со служителями Божиими и был наставлен одним из них – святым Ермолаем – основам православной веры.
У Пантолеона было свое испытание веры. Однажды он увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ядовитой змеей-ехидной. Живая змея ползала рядом. Пантолеон наклонился над ребенком и стал шептать слова молитвы с призыванием имени Господа нашего Иисуса Христа. Он поклялся, что в случае воскрешения к жизни ребенка примет Святое Крещение. По его пламенной и чистосердечной молитве Бог возвращает дитя к жизни, а ехидна, наоборот, умирает, разлетаясь на куски.
«Лев во всем» принимает от рук святого Ермолая крещение с именем «Пантелеимон», что переводится с греческого языка как «всемилостивый». Перед нами преображение человека из язычника в христианина. Мы видим крах языческой системы ценностей, воспевающей мощь, силу, героизм, властолюбие, и возрождение в душе никомедийского юноши совсем иной – христианской системы ценностей, когда на первое место выходят милость, кротость, милосердие, любовь к Богу и людям.
И Пантелеимон подтверждает свое христианское имя делами. За короткую жизнь он своим врачебным искусством, открытым любящим сердцем, бесплатно и бескорыстно жертвуя своим временем, лечит людей. Вскоре весть о милосердном высокопрофессиональном и безмездном враче пронеслась по всему городу. К нему шли толпы больных от других врачей. В сердцах последних проснулся один из самых древних грехов – зависть, и они донесли императору Максимиану, что Пантелеимон – христианин. Святого врача-чудотворца арестовывают, предают пыткам. И, наконец, убивают через усечение главы. Но о чудо! Из раны потекло молоко. Так Господь показал, что к сонму святых на небе присоединился еще один угодник Божий, всю свою жизнь отдававший помощи другим людям.
Часто в наших сердцах просыпаются языческие страсти. Мы жаждем денег, власти, карьерных взлетов, материального благополучия. И в этой погоне за перечисленным забываем о ближних своих, иссушая сердца страстями.
Но святой великомученик и целитель Пантелеимон показывает совсем иное: что то – мертвое, что там – смерть. А жизнь – это милосердие и сострадание.
Может, чуточку меньше нам надо заботиться о хлебе насущном. Возможно, чуточку больше нам нужно думать о хлебе небесном, который состоит и из Святой Евхаристии, и из наших молитв, и из наших добрых дел, совершаемых ради других. Ведь по большому счету все мы, люди, – семья. У нас одни общие прародители – святые праотцы Адам и Ева. И не зря мы друг друга именуем братьями и сестрами, это не только норма учтивости. Мы действительно духовно и физически являемся родственниками.
И от всего сердца хочется, дорогие братья и сестры, пожелать, чтобы мы почаще это вспоминали и дарили друг другу свои любовь и внимание. Ведь любовь начинается там, где заканчивается разделение «я» и «они». Ее истоки там, где есть одно большое «мы». Ибо «он», ближний мой, – это «я», а значит уже «мы».
И хотелось бы обратить ваше внимание, уважаемые читатели, на замечательную молитву святому великомученику и целителю Пантелеимону, написанную преосвященным епископом Иеремией (Отшельником).
В ней есть следующие стихи:
«Святый великомучениче и целебниче Пантелеимоне! Моли Бога о нас и не допусти долее оставатися в нас тем болезням, коими болим душею и телом!
Исцели те язвы и струпы, кои причинены нам страстьми нашими.
Болим мы леностию и расслаблением – исцели ны. Болим влечением и пристрастием к земным предметам – исцели ны. Болим, о святый Пантелеимоне! Болим забывчивостию: о деле спасения, о наших грехах и немощах, о наших обязанностях – исцели ны…»
И много других чудесных душеспасительных строк. Святитель Николай Сербский написал проповедь на евангельское зачало прошлого воскресенья (Мф., 33 зач., IX, 27–35), где говорится о слепцах и об исцелении глухонемого бесноватого. Святитель рассуждает о том, что какой прок было исцелять глухонемого и отверзать ему уста, если бы демон, сидевший в нем, заставлял бы его говорить богохульства и непотребства. Нужно было сначала изгнать беса, исцелить духовную болезнь, а потом уже телесную.
Точно так же и с нами. Мы должны понимать, что часто наши болезни – результаты наших грехов. И потому нам следует просить у Бога и его святых угодников (например, у святого великомученика Пантелеимона) исцеления духовного от страстей и грехов, а потом уже (если это будет нам полезно) мы исцелимся и телесно.
Ведь что такое телесное здоровье? Это наш ресурс земной жизни, с помощью которого мы должны творить добро и совершенствовать свою душу. Вот какую проекцию мы должны видеть и иметь перед собою, прося телесного здравия. Если мы вымолим у Бога здоровье, то для чего? Для того, чтобы грешить дальше, или для того, чтобы исправить свою жизнь и стать на путь приближения к Господу?
Нужно, мне кажется, понять, что здоровье не самоцель. Здоровье – это средство для совершенствования собственной души и творения добра ради Бога и для людей. В чем да поможет нам святой великомученик и целитель Пантелеимон.
Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, моли Бога о нас!
Иерей Андрей Чиженко,
(интернет-портал “Православная жизнь”)