Прот. Артемий Владимиров, прот. Александр Ильяшенко и Юлия Сысоева о выборе супруга и создании семьи
8 июля Русская Православная Церковь чтит память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, прошедших многие испытания, чтобы создать образец христианской семьи.
Первое из них пришлось выдержать молодому князю, чтобы вопреки условностям света исполнить волю Божию и жениться на дочери древолаза. К сожалению, и сегодня многие ищут себе человека «по параметрам», забывая о том, что на самом деле нужно человеческой душе. Корреспондент портала Православие.Ru попросил протоиерея Артемия Владимирова, протоиерея Александра Ильяшенко и матушку Юлию Сысоеву поделиться своими мыслями о том, для кого мы ищем спутника жизни, как не поддаться давлению общества в выборе супруга и не упустить человека, с которым можно прожить всю жизнь.
«Жертвенность является главным проявлением любви»
Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского женского монастыря, член Союза писателей России:
— Пётр, будучи князем, конечно, искал себе пару, ровню, потому что этого требовала условность. Он был человеком знатным и, находясь в окружении родовой боярской знати, понимал, что его выбор соотносится с судьбами самого княжества. Уже тогда в древнерусском обществе действовали сословные ограничения. Заболев и весь покрывшись лишаями, он отчаялся получить помощь, но мудрая Феврония из села Ласки (до сих пор сохранилось это село под Рязанью) его исцелила. Князь обещал на ней жениться, но позже забыл о данном им обещании. И вновь у него пошли лишаи, и опять Феврония уврачевала его. Тогда он понял, что это судьба и наспех обронённое слово нужно держать.
Святая Феврония была необычайно умна. У нас нет основания думать, что она была нехороша собой. Скорее всего, в ней было гармоничное сочетание внешнего и внутреннего. Если бы она была дурнушка, то на неё не заглядывался бы вельможа, когда она уже в княжеских одеждах, в собольей опушке, путешествовала по реке и стала предметом вожделенного внимания. Она поставила на место этого дерзкого человека, пристыдила его весьма убедительным образом, прозрев его нечистые намерения.
Св. Феврония не устраивала мужу скандалов, не помыкала им, не пыталась подчинить его себе
Ну а святой Пётр уже через малое время понял, какое он обрёл сокровище в лице Февронии, которая отличалась спокойствием, в ней не было строптивости, никакой истерии, взбалмошности. Она не устраивала мужу скандалов, не помыкала им, не пыталась подчинить его себе, заткнуть за пояс. Но в ней, судя по тексту жития, видится особое достоинство, такое смиренное величие, которое свойственно людям благодатным. К её естественному уму присоединилось ещё и благодатное просвещение, через неё Бог явственно действовал, судя по житию и влиянию на нравственный мир окружающих её людей.
Таким образом, молодой князь Пётр не был свободен от определённых стереотипов, свойственных его сословию, но и не был рабом этих представлений. Между прочим, нельзя назвать их неправильными. Ещё в XIX веке люди стремились к браку в пределах своего сословия, чтобы иметь больше точек пересечения, обнаруживая родство не только во взаимном тяготении друг ко другу, как разнополые существа, но и как люди единого уклада, единого понимания цели жизни, стиля жизни.
Супругой Петра восхищались, но не сразу пришло это признание. Как видно из жития святых Петра и Февронии, жёны родовитых бояр были далеко не так умны и мудры на слово. Они-то и подбили своих подкаблучников на бунт и крамолу. И святая Феврония смиренно увела мужа из Мурома. Пётр, научившийся верить в харизму своей супруги, чувствуя, что Бог ей покровительствует и она ничего так просто не делает, доверился её суждению.
Но вышло так, что вскоре расслоение общества, раздоры, смута и хаос побудили народ искать кроткого князя и его супругу. Вернувшись победителями, они долго и счастливо жили и умерли в один день. Может быть, отсюда и родилось это выражение. И святая Феврония была предметом восхищения, все желали её видеть и с ней общаться.
Нужно не обольщаться изящными чертами лица и стройностью фигуры, не ходить на поводу у похоти очей
Для того, чтобы не поддаться стереотипам и не упустить того единственного человека, нужно не обольщаться, как учит нас царь Соломон, внешней миловидностью, изящными чертами лица и стройностью фигуры, не ходить на поводу у похоти очей. Этим нехитрым искусством отличаются и козлы, и ослы, и бараны. Разглядеть самую личность, свойства и качества души – редкий навык в среде молодёжи, которой свойственно обольщаться ещё в большей степени, чем людям умудрённым.
Как не поддаться стереотипам? Молиться Богу: «Господи, вразуми, Господи, настави, Господи, управи. Яви святую, благую Твою волю». Ну конечно, в сердечных делах, говорят, спешить не нужно. Не принимать внезапных решений. «Ах, я поражён стрелою купидона! Ах, без вас мне жизни нет!» А она, может быть, только и думает, как бы прибрать к рукам дачу его папы-академика. И многие попадались, пожилые, общепризнанные талантливые старики.
Искусство состоит в том, чтобы разглядеть душевное богатство, веру, верность, терпение, жертвенность своей будущей половины
Искусство состоит в том, чтобы разглядеть душевное богатство, веру, верность, домовитость, творческие способности, терпение, жертвенность своей будущей половины. Жертвенность, думается, является главным проявлением любви и заквашивает, освящает собою все прочие стороны личности. Умолчим о таких высоких качествах, как преданность, нежность, любовь к порядку, красоте, умение созидать красоту вокруг себя, отщипывать от себя, любимого, по кусочку, с тем, чтобы оставлять место, простор для действия родного человека. Работоспособность, умение и шить, и готовить, и цветы разводить, и попугая накормить.
Путь длиною в жизни пройти – не поле перейти. Нужно как-то испытать человека, познать, каков он в трудах, каков он в бою, как ведёт себя с дамами, в театре или у мамы на чаепитии. Присматриваться надо, чтобы определить, нет ли какой-то замаскированной страсти, которой он служит. А то иная принимает ухаживания и не распознаёт в избраннике алкоголической зависимости, а потом вдруг это всплывает – очень неприятно.
Итак, мы выяснили, что муромский князь Пётр совсем не прогадал. Отрешившись от поверхностных суждений, усвоенных им в юности, он нашёл в лице дочери древолазца Февронии подлинное бесценное сокровище. По апостолу Павлу, отличительное достоинство его супруги – «неистленная красота кроткого и молчаливого духа» и «потаённый сердца человек». Тот, кто в состоянии размышлять о таких тонких вещах, тот, кто может прозревать подлинную красоту человеческой личности, никогда не будет уловлен внешней гламурной маской, под которой может быть всё пусто и мертво.
Не хочешь упустить человека, с которым можешь пройти путь длиною в жизнь, внимательно приглядывайся к нему, сохраняя ту спасительную дистанцию в общении, которая именуется бережным, целомудренным отношением к собеседнику. Если ты почувствуешь, что душа ближнего согрета теплотой жалости и сострадания, если ей доставляет искреннее удовольствие послужить ближнему словом и делом, если она умеет благодарить и Бога, и людей, если она умеет спокойно и последовательно преодолевать многочисленные препятствия, которые неизбежно встают на пути добрых делателей – то вы обрели искомое, нашли свою половину, вступили на тропу бескорыстной любви.
***
«Брак не для себя и тем более не для людей — он для Господа»
Юлия Сысоева, вдова убиенного священника Даниила (+2009), воспитывает 3 дочерей:
— Совсем недавно я прочитала книгу П.И. Мельникова «В лесах». Действие книги происходит в середине XIX века, немного не в то время, когда княжили князья на Руси, более того, в книге описывается старообрядческое общество, и тем не менее, книга наиболее полно отражает нравы и стереотипы общественной жизни. Человек в самые разные времена был подавлен грузом сложившихся народных традиций. Одной из них была строгая сословность браков и брачных ритуалов, за рамки которых недозволительно было выходить. Дерзнувшему же выйти за эти рамки общество жестоко мстило. Эта месть оборачивалась тяжелыми личными драмами и трагедиями. Кто-то скажет: это было давно — в те далекие, почти сказочные для современного сознания времена. Сейчас, в век информационных технологий, в век нравственной свободы и вседозволенности такого нет. Мы якобы сейчас не зависим ни от людей, ни от сословных предрассудков: человек сам по себе. Даже родителей можно не спрашивать, вступать в брак или не вступать (если хочется просто «сожительства»). Как бы ни так. Людская молва, мнение окружающих продолжают довлеть над индивидуальной свободой выбора, а уж браки по расчету из корыстных побуждений были и будут во все времена.
Чтобы понять историю святых Петра и Февронии, надо немного пофантазировать и перенести ее в современное время
Для того, чтобы понять историю святых Петра и Февронии, надо немного пофантазировать и перенести ее в современное время. Представим, что «современный князь» — сын богатых высокопоставленных родителей, подающий огромные надежды на своем поприще молодой человек, пожелает жениться на простой деревенской девушке, дочери простого лесоруба. Пожалуй, даже сейчас, в наше так называемое раскрепощенное от предрассудков время — это будет нонсенс. Современный князь, конечно, и сам задумается, как он введет молодую жену в свой круг общения, как она там будет выглядеть и, конечно, как примут его родители такой брак. А не стыдно ли ему с ней будет показаться в высшем обществе и так далее и тому подобное. Представляя себе такую ситуацию, начинаешь понимать мотивацию Петра, его сомнения и переживания. Тем более — в то время, о нравах которого было сказано выше. Да, действительно, Петр не сразу женился на своей суженой, не сразу распознал замысел Божий о себе. Но и тогда, когда они уже стали супругами, а крестьянская девушка Феврония стала княгиней, общество им этого не простило. Ради своей любви им пришлось потерпеть много скорбей и даже изгнание. И теперь именно эта супружеская пара, жившая, можно сказать, в незапамятные времена, быт и нравы которых даже представить сложно, стала для нас и наших современников примером супружеской любви, верности и истинного, а не людского благочестия. Как награду за эту любовь и верность они получили блаженную кончину в один день и час и даже после смерти их тела остались неразлучными. Пожалуй, для нас это идеал брака, к которому должна стремиться каждая супружеская пара. Умение носить тяготы и немощи друг друга, забывать о себе и своих амбициях ради близкого и любимого человека и верить в то, что брачные узы созидает Сам Христос, а брак был благословлен Богом еще в раю, когда Господь, сотворив помощницу человеку, сказал: «Да оставит человек отца и мать своих и да прилепится к жене своей».
А значит и брак не для себя и тем более не для людей — он для Господа, для жизни во Христе. Просто зачастую этот путь проще проходить вдвоем.
***
«Своего спутника жизни мы должны выбирать не только для себя, но прежде всего — для Бога»
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель московского храма Всемилостивого Спаса, член Союза писателей России, председатель редакционного совета портала «Православие и мир», руководитель проекта «Непридуманные рассказы о войне»:
— Как найти того единственного человека, с которым можно пройти путь длиною в жизнь? На мой взгляд, это один из самых сложных вопросов, который волновал и волнует людей во всем мире. Бывает, что Господь сразу сталкивает подходящих людей друг с другом, но, к сожалению, такое бывает нечасто. Покойный отец Иоанн (Крестьянкин) говорил о том, что молодым людям для начала какое-то время нужно просто друг с другом дружить, соблюдая душевную чистоту. Если за это время люди не рассорятся, не разругаются и многие недостатки не заслонят достоинства, то тогда молодые люди могут спокойно создавать семью. В этом важнейшем для каждого человека вопросе нельзя скоропалительно принимать решение. Потому что мы выбираем спутника на всю жизнь, а не партнера, которого периодически можно менять.
Сегодняшняя свобода нравов восходит к бытовавшей в 1920-е годы теории «стакана воды»: что стакан воды выпить, что переспать с кем-то — одно и то же. Но беззаконное сожительство разрушительно для человека, особенно для женщин, душа которых гораздо более хрупка и ранима, нежели мужская. Зачастую мужчина относится к сожительству как к «эпизоду», а для женской души это всегда тяжелая потеря. Люди в церковном браке ведут себя совсем иначе, они бережно относятся друг к другу и своим чувствам, их мысли направлены в одну сторону – иметь большую дружную семью, рожать детей, о чем женщина в сожительстве с мужчиной и мечтать не смеет.
Своего спутника жизни мы должны выбирать не только для себя, но прежде всего — для Бога. С любимым человеком нам будет не только приятно жить и растить детей, но и легче проходить испытания, посланные Богом, служить Господу. Если человек живет по совести и на первом месте у него чистота души и воля Божия, то тогда он не будет смотреть на чисто человеческие стереотипы: рост, вес, внешность и так далее, а будет поступать по зову сердца, как и поступил в итоге святой благоверный князь Петр, женившись на деревенской девушке, будущей благоверной княгине Февронии.
8 июля 2014 г.,
статья взята с сайта Православие.ру