Жизни учит сама жизнь.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
А действительно, как? Вопрос даже какой-то странный. Если спросят про пост – другое дело. Мы сразу скажем и про посещение храма, и про молитву, и про чтение Слова Божия. А еще про воздержание в еде и поклоны, про добрые дела и участие в Таинствах. Кто-то добавит про отказ от ТВ и тупого нахождения в интернете. А как жить после Пасхи – об этом мало кто задумывается. Как говорится, еще дожить надо, а там посмотрим. А думать все-таки надо. Ведь это – наша жизнь, и она у нас одна. И прожить ее надо правильно, чтобы совесть не обличала и стыдно не было. «Давайте жить так, чтобы даже гробовщик оплакивал нашу кончину», – говорил знаменитый Марк Твен. Отличная мысль, точнее настоящая формула жизни.
Как мы будем жить дальше? Лично для меня жизнь – это созидание себя в духе Евангелия. Близки мне слова апостола Павла: кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8, 9 ). Читаю Евангелие и хочу быть похожим на Христа, понимаю, каким должен быть человек. В самоисправлении не может быть остановок, отпусков или выходных. Безделье и лень в труде над собой – наши первые враги. Авва Дорофей сравнивал труд над собой с постройкой дома. Сначала заливка фундамента, потом возведение стен, в конце – монтаж крыши, никак не наоборот. Все последовательно, без глупостей и просчетов. Использование только качественного материала и опытных строителей. Одним словом, ответственное отношение к делу и непрерывный труд, а еще контроль и надзор за выполнением работ. Так строят дома, и по тем же законам развивается человек.
В пост мы не только настроились на правильную жизнь, но и начали ее практически
Нельзя отступать от заведенных принципов жизни. В пост мы не только настроились на правильную жизнь, но и начали ее практически. С окончанием поста в этом деле нельзя останавливаться. Радует, что многие люди сожалеют об окончании поста, говорят об особом настроении и желании именно в пост трудиться для Бога и ближних. Благодать поста должна бережно храниться нами до следующего года, как хлебные карточки в блокадном Ленинграде или запас воды при переходе через пустыню; ведь не случайно пост всегда бывает ранней весной, когда впереди целый год.
Влияние Великого поста на нашу жизнь принципиально иное в сравнении с другими постами. Про Петровский пост даже не все знают, а кто знает, часто игнорирует. Лето, отпуска, отдых в отелях по системе «все включено»… До поста ли, когда все вокруг предлагает расслабиться. То же самое и с Успенским постом. На Рождественский пост переносятся большинство праздников с Великого поста. Через день служим Всенощную или полиелей. А если праздник, значит, обед и посиделки. А под конец поста еще и Новый год. Здесь, как говорится, комментарии излишни. Настроение совсем не покаянное, а какое-то другое… Вот и остается святая Четыредесятница как спасительное время для молитвы и плача над собой.
Будем хранить благодать, – призывает нас апостол Павел (Евр.12, 28). После поста у многих появляются свежие силы и открывается второе дыхание для жизни. Человек напоминает корабль, который выходит из гавани с хорошо подготовленной командой, загруженный продовольствием и водой, с поднятыми по ветру парусами. Впереди долгое плавание, но корабль готов к трудностям.
Стоит заметить, что начало и вхождение в пост сильно отличаются от его окончания. Целых три седмицы идут особые подготовка и настрой. За неделю до поста не едим мяса, готовим свой организм к серьезному воздержанию. Первая седмица самая строгая, службы многочасовые с большим количеством поклонов. Многие, даже из мирян, «томят томящих их». Сам пост – время для серьезной работы над собой, отказ от пустого и вредного. Верю, что за пост много приобретаем.
Серьезная проблема в том, что мы не умеем правильно жить в праздники
Но окончание поста совершенно другое. Молитвенный подвиг и труд Страстной недели сменяется светозарной Пасхальной ночью. Длинных служб больше нет, поклоны отменяются, в еде дается благословение «на все». «Никто да не плачет о грехах», и потому на Светлой неделе причащаемся без исповеди и поста. Одним словом, радуемся и веселимся в Пасху Христову. Казалось бы, можно отдохнуть и расслабиться. А теперь – стоп! Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Видел ты, возлюбленный, как смерть и вначале пришла от невоздержания? Посмотри, как и впоследствии божественное Писание постоянно осуждает увеселения и говорит: и ел и пил, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога (Втор. 32:15)». Эти слова Библии сказаны нам: кому-то в назидание, кому-то в укор. Можно поесть и попить вдоволь, но нельзя забывать Бога. Грех не в веселье, а в нарушении заповедей. Серьезная проблема в том, что мы не умеем правильно жить в праздники. Совсем не знаем меры, теряем спасительную бдительность и трезвение. Чревоугодие и перебор с алкоголем, смех и шутки, вольность в обращении друг с другом… А самое обидное – это почувствовать, обычно к концу Светлой недели, что начинаешь терять то, что так бережно и кропотливо собирал за время поста. Ужасно снова ощутить потерю благодати и пустоту души. «Что имеем – не храним, потерявши – плачем», – этот афоризм про каждого из нас. Сколько же еще раз нам нужно наступить на одни и те же грабли? Когда же наконец мы поумнеем? Почему так легко расстаемся с духовным сокровищем, как папуасы Новой Гвинеи, менявшие у англичан настоящий жемчуг на стеклянные бусы…
«Попутный ветер добавляет скорости, встречный ветер – ума», – еще одно мудрое изречение, на этот раз бывалых моряков и бородатых китобоев. Почти всегда вредно плыть по течению, а вот преодоление себя и трудностей жизни, борьба с собственным эгоизмом и внимание к нуждам ближних – это залог добрых евангельских плодов. Для этого и установлен пост. Стань другим хотя бы на семь недель; будь похож в это время на того Человека, о котором говорит Евангелие. А дальше – пробуй жить так постоянно, чтобы твоя жизнь согрела хотя бы одно человеческое сердце. «Когда ты родился, то плакал один, а все вокруг радовались. Проживи свою жизнь так, чтобы, когда ты будешь умирать, все вокруг плакали, а ты один улыбался», – говорили восточные мудрецы.
Пост – время увидеть нужды и скорби ближних. Всем нам живется трудно. Но мы христиане. Есть те, кому тяжелей, чем нам. Вот на таких людей и стоит обратить свое внимание. Делясь собой, своим временем и силами, мы очень часто даем другим самое важное и прекрасное, что у нас есть.
…Как-то дождливым днем добрый старый джентльмен заметил мальчика, продавца газет, который ежился в дверном проеме, пытаясь защитить свой товар от сырости. Покупая у парнишки газету, джентльмен сказал: «Мальчик мой, тебе, похоже, очень холодно здесь стоять». Мальчик поднял голову и с улыбкой ответил: «Было холодно, сэр, пока вы не подошли»… Если есть возможность дать что-то другим, нужно всегда ее использовать. Отношение того, кто дает, может оказаться важнее самого дара. «Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь», – это слова Джона Темплтона, американского философа и писателя.
Вот и получился у нас разговор о самом главном. Размышлять о жизни стоит почаще. Можно и наедине, а лучше с кем-нибудь родным по духу. Главное больше задавать себе серьезных вопросов и внимательно слушать свою совесть. Она-то не даст ошибиться, ведь с ней не договоришься. А закончим нашу беседу словами замечательного русского писателя М. М. Пришвина: «Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зеленые. Они чудесны. Так и люди есть, которые перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше и лучше».
13 апреля 2017 г.