Монастыри и приходы Русской Православной Церкви в XX веке
Дорогие участники XX Новосибирских Рождественских образовательных чтений!
Одним из благодатных итогов обозреваемого столетия (1917–2017 гг.) является восстановление на нашей родной земле храмостроительства и возрождение монашеской жизни.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл при освящении одного из храмов сказал: «Когда власть начинает бороться с собственным народом, то борьба эта начинается, как это было в свое время в России, в первую очередь с разрушения храмов, с разрушения общинной социальной жизни. Сегодня, когда перед нами стоят большие проблемы, в первую очередь с воспитанием молодежи, с преодолением преступности, коррупции, с изменениями качества нашей жизни, с повышением личной семейной и служебной ответственности, тогда строительство храмов становится очень актуальным».
История закрытия и возрождения в России церквей и монастырей составляет очень важную страницу истории минувшего столетия.
* * *
Знаменательным событием 1917 года стал Поместный собор РПЦ, главным деянием которого стало восстановление Патриаршества и избрание патриархом святителя Тихона.
Советская власть начала свою борьбу с Церковью изданием 23 января 1918 года декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», первым результатом действия которого было закрытие духовных учебных заведений, включая епархиальные училища, и храмов при них.
8 Отдел Наркомюста, названный «ликвидационным», подготовил инструкцию, которая предусматривала уже ряд жестких конфискационных мер, включая изъятие капиталов, ценностей, другого имущества церквей и монастырей. Причем при изъятии монастырского имущества должны были быть ликвидированы и сами монастыри. В 1918–1921 гг. было национализировано имущество более половины имевшихся в России монастырей.
23 января 1918 года была закрыта Оптина пустынь, но монастырь ещё держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». Возвращена обитель Церкви в 1988 году.
в 1918 году все жилые помещения Александро-Невской Лавры перешли в ведение Петросовета. 27 ноября 1935 года власти города приняли решение об окончательном закрытии всех храмов Лавры. В 1957 году в Александро-Невской Лавре возобновилось богослужение.
С 1919 года началось постепенное закрытие Киево-Печерской лавры. Сначала монашеская община продолжала существовать как артель, а в 1926 году Совет народных комиссаров приняли постановление о «о превращении Киево-Печерской Лавры во Всеукраинский музейный городок». Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершилось к началу 1930 полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению. В 1941 году при немцах в Лавре была возобновлена монашеская жизнь, а в 1961 году монастырь повторно был закрыт в ходе «хрущёвских» антирелигиозных кампаний. В 1988 году был вновь открыт.
Почаевская Лавра в начале 1919 года была захвачена большевиками: они разграбили имущество, но кровопролития не было.
8 сентября 1920 земли Волыни, в частности Почаев и окрестности, были оккупированы поляками и официально вошли в состав Польской республики. До 1939 года монастырь принадлежал Польше, входил в состав Польской православной церкви.
В 1939 после присоединения западных регионов Украины в СССР Лавра вошла в молитвенное общение с Русской церковью.
В 1960 Лавра выдержала новую волну антирелигиозных гонений, но не была закрыта. В последующие десятилетия советского режима власти вновь неоднократно пытались закрыть монастырь.
В 1920 году была закрыта Троице–Сергиева Лавра. В ее зданиях разместился историко-художественный музей, другие учреждения. Открыта Лавра была в 1946 году.
Псково-Печерская обитель промыслом Божиим была по договору 1922 г. отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 г., чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения.
23.02.1922 вступил в действие декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Получив детальную разработку в Политбюро и ГПУ, этот декрет стал инструментом, с помощью которого власти сделали попытку разрушить Церковь. Вновь стали закрываться храмы и монастыри.
Еще одна волна арестов священнослужителей и закрытия храмов и монастырей связана с коллективизацией. В 1929 году еще во многих селах, не исключая самых глухих, были старосты храмов, действовали двадцатки, продолжали существовать многие монастыри, в 20-х гг. получившие от властей юридический статус кооперативов, товариществ и коммун. Все это не устраивало новую власть и гонения ужесточились.
Кроме того, в связи с новым планом застройки Москвы и желанием построить Дворец Советов в 1931 году был взорван Храм Христа Спасителя.
Новая волна гонений началась в 1937 г. после всесоюзной переписи населения, которая показала, что больше половины жителей остаются верующими.
Из 25 тыс. церквей в 1935 г. после двух лет гонений в 1937-м и 1938 г. в Советской России осталось всего 1277 храмов и 1744 храма оказались на территории Советского Союза после присоединения к нему западных областей Украины, Белоруссии и Прибалтики.
В годы Великой Отечественной войны, благодаря патриотическому служению Церкви, гонения на Церковь и верующих несколько приостановилось. Но когда после окончания войны церковная жизнь стала все больше укрепляться, правящие воинствующие атеисты вновь взялись за борьбу с верой и Церковью. Этому периоду церковной истории посвящены две диссертации: кандидатская и докторская нынешнего министра образования Васильевой Ольги Юрьевны. В своих работах она исследует причины улучшения отношения советского правительства к Русской Православной Церкви.
На 1 января 1949 года Русская Православная Церковь имела 14 с половиной тысяч действующих храмов и 75 монастырей, а также 2-е духовных академии и 8 духовных семинарий.
Начиная с 1949 года, число ежегодно закрываемых приходов вновь стало превосходить число открываемых, так что в 1953 году Русская Православная Церковь насчитывала уже только 13 с половиной тысяч.
Смерть Сталина вызвала некоторые перемены в отношении государственного аппарата к Церкви. Из лагерей стали понемногу выпускать заключенных священнослужителей Церкви: вначале в 1953 году по амнистии, а потом и по реабилитации.
Начало ужесточению политики власти по отношению к Церкви и верующим положили три секретных документа:
— постановления ЦК КПСС от 4 октября 1958 г. «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам “О недостатках научно-атеистической пропаганды»;
— постановление Совета Министров СССР от 16 октября того же года «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей»;
— Постановление Совета Министров СССР от 16 октября № 1159 «О монастырях в СССР».
Наиболее остро был поставлен вопрос о сокращении монастырей.
Сначала Совет по делам Русской Православной Церкви запретил принимать в монастыри граждан до 30 лет. Следующим шагом было как бы «слияние» нескольких монастырей в одну обитель.
К августу 1960 года было закрыто 25 монастырей и 5 скитов.
В самый разгар этих новых гонений на веру и Церковь свой голос в защиту Церкви возвысил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. И сделал это он публично, выступая на Конференции советской общественности за разоружение 16 февраля 1960 года.
В 1961 г. под давлением властей Свящ. Синод принял постановление «О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни», которое затем было принято Архиерейским Собором (1961). Практическое осуществление этой реформы привело к отстранению настоятеля от руководства приходской деятельностью. Руководителями всей хозяйственной жизни прихода становились старосты, чьи кандидатуры в обязательном порядке согласовывались с исполкомами. В 1962 г. был введен жесткий контроль над совершением треб: крещений, венчаний и отпеваний. Они заносились в книги с указанием фамилий, паспортных данных и адресов участников, что в иных случаях приводило к преследованиям их.
В период Хрущевских гонений на Церковь монастыри и храмы закрывались под разными предлогами. То из-за того, что храм был открыт во время Великой Отечественной войны во время оккупации. То из-за того, что недалеко от храма расположена школа или педагогический институт. Иногда храм закрывали и сносили якобы из-за того, что он мешал движению транспорта или строительству новой транспортной магистрали. В таких случаях сносу храма не препятствовала даже мемориальная доска со словами «Памятник архитектуры. Охраняется государством».
В Московской епархии с 1959 года по 1963 год было закрыто более половины церквей.
В церковной жизни 50-80-х годов XX века большую роль играли уполномоченные Совета по делам религий при Совете Министров СССР.
Уполномоченный по Московской области сообщал коллегам о лицах, желающих поступать в духовную семинарию (г. Загорск), для проведения с ними «воспитательных» мероприятий по месту жительства.
Уполномоченные нетерпимо относились к образованным и активным священникам, привлекавшим верующих в храм, и нередко проводили мероприятия по их дискредитации. За активную деятельность священников вызывали на беседу в райисполком, а иногда к уполномоченному. В качестве меры наказания священнослужителей применялось снятие с регистрации, то есть фактически отстранение священника от церковного служения.
Уполномоченные вмешивались во внутренние дела религиозных общин, устанавливая через исполнительные органы приходов цены на свечи и предметы культа, принуждая сокращать штаты духовенства. Без разрешения уполномоченного трудно было начать в приходе ремонтные работы.
В 1959 году Русская Православная Церковь насчитывала около 14 тысяч приходов, а в 1961 году их число сократилось до 8 тысяч. К 1966 году сохранилось 7 523 прихода.
В 1959 году Русская Церковь имела 47 монастырей, а к середине 60-х годов осталось 16 монастырей. Причем на территории РСФСР оставалось всего два монастыря: Троице-Сергиева Лавра и Псково-Печерская обитель. Остальные монастыри были на территории Украины, Молдавии и Эстонии.
В 1961 году закрыта была знаменитая своими старцами Глинская Пустынь.
Всего за годы гонений на Церковь при Хрущеве в нашей стране было закрыта почти половина храмов и две третьих монастырей.
* * *
История церквей и монастырей в России XX века весьма поучительна. Закрытие церквей не означало, что у людей прекратится вера, как надеялись воинствующие атеисты. Также и закрытие монастырей не означало, что их насельники — подвижники веры и благочестия — сразу куда-нибудь исчезнут. Они продолжали свое служение Богу и людям в изгнании, в тюрьмах и лагерях, в каких-то удаленных местах, оставаясь носителями монашеского предания. Они передавали свой духовный опыт новым поколениям монашествующих, а также духовно окормляли бесчисленное множество мирян, стремившихся к духовной жизни и спасению. В настоящее время планируется восстановление двух монастырей в Московском Кремле: Чудова и Вознесенского.
Слава Богу, в настоящее время в Русской Православной Церкви уже без малого 35 тысяч храмов и более 900 монастырей. Осознавая эту милость Божию, посетившую нас по молитвам новомучеников и исповедников Церкви Русской, мы должны бережно хранить наше духовное и культурное наследие, чтобы быть достойными преемниками тех, кто в истекшее столетие сохранил для нас самое ценное – Святую Веру Православную и добрый пример благочестивого образа жизни.