Исаченко Александр Валерьевич, специалист Карасукского краеведческого музея Новосибирской области
Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство!
Уважаемые участники Рождественских чтений!
На протяжении более 10 лет мною ведётся исследовательская работа по теме «История православия Карасукского района». Эта тема включает в себя историю церквей, существовавших на территории района в дореволюционный период, положение православной общины в советское время и современный период возрождения церковной жизни с начала 90-х годов прошлого века. Поиск информации по данной теме проводился в архивах Новосибирска, Омска, Томска, Барнаула, отделе архивной службы администрации Карасукского района. Также во время работы состоялись встречи со старожилами, в результате которых были получены достаточно ценные и интересные факты о истории православия в районе. И хотя исследования и сбор информации в данном направлении продолжаются, на сегодняшний день уже достигнуты значительные результаты, основные из которых мы хотели бы представить нашим слушателям.
На Карасукской земле православие берет свое начало с момента появления в здешних местах русских и украинских поселений. Первые переселенцы стали заселять территорию современного Карасукского района в начале XVIII века. Однако массовое заселение произошло в результате столыпинской аграрной реформы 1906 г. Именно тогда многие семьи крестьян из Курской, Орловской и других губерний европейской части России, а также с Украины, прибывали сюда осваивать окраинные царские земли. В этот период была основана значительная часть сел и деревень района.
Православная вера всегда была неотъемлемой частью жизни русского народа, поэтому абсолютное большинство приезжих были крещеными людьми. В каждом доме, каждой семье имелись иконы, народ придерживался традиционных обычаев, чтил христианские праздники и обряды. Постепенно возникла необходимость строительства церквей. Храмы являлись единственными духовными и культурными очагами в селах. При них образовывались первые церковно-приходские школы, где обучались грамоте дети и взрослые. На сегодняшний день установлено, что старейшей являлась Свято – Троицкая церковь в селе Благодатном, которая была построена в 1866 году. Деревни и села, основанные на территории современного Карасукского района входили в состав Черно – Курьинской волости Барнаульского уезда (с 1897 года).
Церкви строились во многих селениях. Они имелись в селах Хорошее, Черная Курья, Ирбизино, Белое, Троицкое, Благодатное, Нестеровка, Николаевка. Также в с. Богословка существовал молитвенный дом. В перечисленных селах при храмах имелись колокольни.
. Большинство церквей действовали еще в 20 – х годах прошлого века, пережили Гражданскую войну и были закрыты в 30-х годах прошлого века. Многие священнослужители подверглись репрессиям.
Священник церкви с. Благодатное отец Константин Салганский был выслан с семьёй в Красноярский край и расстрелян в 1937 г. Также известно, что в 1933 г. был арестован органами НКВД и впоследствии расстрелян священник церкви с. Белое отец Феоктист (Тютюнник). В отношении репрессированных священнослужителей продолжается сбор документов и материалов о их жизни, который по возможности будет публиковаться. Также по завершении этой работы мы готовы передать собранный материал в Епархию, Митрополию и Комиссию по канонизации Русской Православной Церкви.
Во время репрессий, в 30-х годах прошлого века на территории Карасукского района местами происходили конфликты между властями и местным населением. Так жители с. Благодатное активно отстаивали церковь, препятствуя её закрытию. В ГАНО были найдены подлинные документы, подтверждающие, что такое противостояние действительно имело место. Люди писали жалобы на действия местных властей в вышестоящие органы, отправляли письма в Краевой комитет депутатов и даже в Москву. Одно из писем от Благодатской православной общины было отправлено во Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет и адресовано лично Михаилу Ивановичу Калинину.
К 1936 г. на в районе был закрыт последний действующий храм. Как и повсюду церкви были либо разрушены, либо переоборудованы под клубы и избы-читальни. Церковная утварь, кресты, иконы и книги уничтожались. Однако почти в каждом селе, где имелась церковь были случаи, когда некоторые местные жители отваживались спасать священные предметы от поругания.
Так например жительницы с. Благодатное Гуселетова Евдокия и Васильева Таисия отказались сжечь храмовые иконы, и ночью завернув их в полотно решили спрятать иконы у себя дома. А житель с. Черная Курья Харлашин Федор, будучи ещё маленьким мальчиком каким-то чудом успел выхватить икону из костра и принести её домой.
Несмотря на то, что церкви на территории района были уничтожены, веру в Бога у людей и православные традиции политикой репрессий искоренить не удалось. Во время войны людям особенно нужна сила, которая бы объединяла всех в борьбе с врагом. На Руси всегда такой объединяющей силой была православная вера, которая утешала, ободряла и давала человеку новые силы в борьбе за правду и ближних.
Во время Великой Отечественной войны верующие р.п. Карасук обращались с ходатайством к властям, об открытии молитвенного дома православного вероисповедания в районном центре. Документ об этом был найден в ГАНО. Теперь мы знаем, что первая попытка открыть хотя бы небольшой домовой храм в Карасуке была предпринята местными жителями ещё в 1944 году. И несмотря на то, что под ходатайством подписались несколько сотен человек и дело рассматривалось около года, в итоге в удовлетворении данной просьбе было отказано. В годы войны и в послевоенный период руководил карасукской православной общиной бывший церковный староста Емелиан Матвеевич Бондаренко.
С начала 30-х годов XX века и до 1993 года на территории района не имелось ни одного храма. Однако православные верующие собирались для молитвы в разных домах и на квартирах. В марте 1991 года в г. Карасуке была официально зарегистрирована православная община Свято – Владимирской церкви. Временно к общине верующих из Новосибирска был направлен священник отец Владимир Луговой. Первые Богослужения, после многих десятилетий политики атеизма были проведены в частном доме по ул. Котовского, 90.
Большой личный вклад в возрождение православия и церковной жизни в Карасукском районе внес священник Алексий Тюменцев, направленный в 1992 году для служения в г. Карасук епископом Новосибирским и Барнаульским Тихоном. После прибытия отца Алексия начались проводиться регулярные Богослужения в г. Карасуке, а также в прикрепленных для временного окормления православных общинах Баганского и Краснозерского районов. Параллельно проводилась работа с руководством администраций районов о выделении помещений под церкви и жилья для священников.
15 февраля 1993 года, в праздник Сретения Господня совершилось первое Богослужение в переданном приходу и обустроенном под церковь здании бывшей телемастерской, (ветхом здании, 1924 года постройки) по ул. Луначарского, 4. С 1992 года в Карасуке начала свою работу воскресная школа. В виду отсутствия помещения, занятия проводились вначале в детской школе искусств, а после передачи здания телемастерской в собственность прихода стали регулярно проходить в помещении храма.
В 90-е годы отцу Алексию часто приходилось обращаться к руководителям местных предприятий и организаций за спонсорской поддержкой. Усилиями священника и прихожан летом 1997 года, в церковной ограде была сооружена колокольня. А 2 августа, в день памяти Пророка Божия Илии, жители города впервые услышали колокольный звон. По предложению отца Алексия в сентябре 1997 года из учителей Карасукской музыкальной школы организовался новый церковный хор, были приобретены ноты, священник проводил для учителей беседы с разъяснением особенностей церковного пения и порядка Богослужений. Особенно по праздникам более профессиональное пение в храме способствовало украшению церковных служб.
Долгое время в нашем городе велись разговоры о необходимости строительства нового храма. Окончательно согласовать место под строительство удалось только к 2003 году. Строительство началось в январе 2006 года при финансовой поддержке Западно-Сибирской железной дороги и Фонда во имя Святого апостола Андрея Первозванного. Также под руководством главы района А.П. Гофмана был организован Попечительский Совет по строительству храма, в который вошли руководители организаций и предприятий Карасукского района. Строительство совершалось всем миром. Многие жители внесли свой вклад в это благое дело, сдавая пожертвования на кирпичики, помогая в приобретении церковной утвари, работая по благоустройству в самом храме и на территории.
Храм (ныне – Кафедральный Собор) во имя святого апостола Андрея Первозванного был открыт и освящен Архиепископом (ныне – Митрополитом) Новосибирским и Бердским Тихоном 26 октября 2006 года. А в феврале 2008 года на территории храма было открыто здание Причтового дома, где расположились воскресная школа, трапезная и другие церковно-хозяйственные помещения. Ныне это здание Карасукского Епархиального управления. Первый настоятель храма иерей Алексий Тюменцев, служил здесь до самой смерти 20 февраля 2011 года. По церковной традиции и по благословению Митрополита Тихона отец Алексий был похоронен за алтарем храма.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2011 года, путём выделения части приходов из Новосибирской епархии была учреждена Карасукская и Ордынская епархия, которая в настоящее время включает 9 районов Новосибирской области. Административно включена в состав Новосибирской митрополии. Управляющим епархией был избран игумен Филипп (Новиков), клирик Новосибирской епархии. Его хиротония (рукоположение, посвящение) во епископа была совершена 11 марта 2012 г. за Литургией, которую возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Покровском Хотьковском монастыре, Московской области. Образование Карасукской епархии открыло новую страницу в истории православия Карасукского района.
В 2015 году в нашем музее была открыта постоянная экспозиция, посвященная истории православия в Карасукском районе. На ней представлена дореволюционная и современная история наших церквей, старинные иконы, складни, крестики, книги и рукописи на церковно-славянском языке, информация о священнослужителях, трудившихся на приходах Карасукского района.
В настоящее время в музее продолжается работа по истории православия Карасукского района. Границы и хронологические рамки исследования расширяются, постепенно охватывая не только историю церквей нашего района, но и остальных храмов, существовавших и действующих в современных границах Карасукской епархии. Также начата масштабная работа по составлению каталога старинных икон, имеющихся в храмах, музеях и частных коллекциях на территории Карасукского, Баганского, Краснозерского и Купинского районов Новосибирской области.
Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц по данной теме.
Спасибо за внимание!