Священник из Здвинска завел козью ферму, хочет построить большой дом и расписать белоснежный храм фресками. Для прихожан старается и себя не забывает…
Философы мы все, но чаще мечты наши, как мыльные пузыри: одни грезят отпуском у моря, другие хотят навсегда уехать из родного города и поселиться в уединенном домике у подножия величественных гор. Проходит время и задуманному почему-то не суждено сбыться. Суета, суета? Текучка заедает, а может быть просто путаем мечту с целью? Скорее и то, и другое, и третье. А почему у одних все получается, а другие так и «летают во сне»? Я сам долго думал над этим вопросом — ответ получил из уст настоятеля храма во имя св. апостола и евангелиста Ионна Богослова отца Романа в далеком Здвинске. Вот ведь как у человека вышло: сказал, что будет священником — стал, захотел большую семью — рядом шестеро детей и любимая жена, решил заняться сельским хозяйством — начал с огорода и небольшого стада из 12-ти коз.
Фрески всех святых
Отец Роман водит нас по белоснежному храму, где за пару недель до нашего приезда завершился ремонт. У алтаря горят свечи, а у окна еще стоят строительные леса, в углу — иконы.
— Мы пока не торопимся их развешивать, — объясняет священник. — У меня давно есть мечта расписать храм фресками. Думаю, скоро объявим сбор пожертвований.
Вот сюда просятся в полный рост изображения князя Александра Невского, князя Владимира, княгини Ольги, князей Петра и Февронии Муромских. Все это мои покровители. Я с ними каждый день, они мои ангелы-хранители, заступники и строгие судьи…
А вот здесь хотелось бы изобразить сошествие Святого Духа на апостолов. Ведь именно этот момент относят к рождению Церкви. И любой человек, который входит в храм, должен видеть и чувствовать, что и ему открыты Божественные откровения что и на него может сойти Святой Дух…
Конечно же, к вере каждый приходит сам. Но помочь в этом фрески могут наверняка. Заниматься росписью храма будет Николай, житель соседнего поселка Бережки. Ранее Николай успешно «сдал тест»: достоверно переписал каноническую старинную икону. Впрочем, по ходу дела могут примкнуть и другие художники из числа добровольцев. Ведь к своему храму прихожане в Здвинске относятся трепетно, охотно помогают с уборкой территории: белят поребрики, красят забор, подметают двор.
«Сколько Бог дал!»
Семья у отца Романа и матушки Натальи большая: шестеро детей. В каждом приходе, где служил священник, у него рождались сын или дочь. «Нам на свадьбу желали: сколько вам детей Бог пошлет, столько и растите!» — вспоминает батюшка. И хотя забот в большой семье полно, отец Роман жаловаться не привык. Его главное желание: вырастить ребят патриотами, достойными жителями большой страны. Когда отца Романа звали уехать за границу — в Канаду, — он отказался.
— За что Родину люблю? А что можно любить свою семью? За то, что она есть, — отвечает вопросом на вопрос батюшка за столом во время семейного чаепития и знакомит нас с детворой.
Самый юный — Ваня, ему десять месяцев от роду. Давиду – четыре года, он сидит тут же за столом, хрустит печеньем и не спускает с гостей любопытного взора. Для шестилетней Сони это лето — последнее перед школой. В сентябре она пойдет в первый класс. Коля окончил восьмой класс школы, он очень увлечен космонавтикой, знает все звезды наперечет. Лиза доучилась в девятом классе и собиралась ехать в Новосибирск, поступать в музыкальный колледж по классу фортепиано. Но передумала и пойдет в десятый класс.
Большой семье — два этажа
Самый старший — сын Федор — закончил в этом году школу и планирует поступать в СибСТРИН на факультет «Промышленного и гражданского строительства».
— Вот выучится Федя и нарисует проект нашего будущего дома, — говорит об еще одной своей мечте отец Роман. — У меня есть большой земельный участок – 33 сотки. Там хочется построить двухэтажный дом для нашей семьи: с цокольным и мансардным этажами, кочегаркой, складскими помещениями, овощехранилищем…
Пока что семья священника живет в доме при храме, держит большой огород с тыквой, морковью, свеклой. Из транспорта — только автомобиль «Жигули» пятой модели, на котором изредка выезжают на природу. Хочется отдохнуть ведь вместе, а мест в машине на всех не хватает. А уезжать без детей родители не хотят.
— Устали мы, конечно, — признается матушка Наталья. — Своими делами и заботами приходится жертвовать. Живем ради детей!..
А отец Роман кается перед детьми: простите, если когда-то не сдержался, накричал, не подал добрый пример. «Я обычный отец, сельский мужик, всякое бывает. Но детей своих люблю, и они отвечают мне тем же», — говорит батюшка и выводит нас во двор.
Пока еще не ферма
На отгороженной территории за домом при храме бегают белые козы. Две из них — взрослые, ждут потомства, а остальные подростки, им несколько месяцев.
Свое подсобное хозяйство, которое в будущем станет фермой, священник завел в мае этого года. С деньгами на покупку стада помогли местные власти — выдели помощь многодетной семье. Молодых коз батюшка купил в Здвинске. За взрослыми — дойной зааненской породы — ездил в Новосибирск.
— Забавно было: еду в «Жигулях», а на заднем сиденьи — коза, из окошка смотрит, — вспоминает отец Роман. Люди на трассе улыбаются, руками из машин машут, фотографироваться бегут.
Священник подзывает коз и рассказывает о повадках каждой из них. Взрослых коз здесь называют козы-кормилицы, ласковую — коза-ласка, драчливую — коза-ласка, а всех вместе — козы-мимозы.
— В России батюшки, кроме священства, занимаются разными делами: строительством, музыкой. Есть и певец — победитель телешоу «Голос» иеромонах Фотий, — перечисляет достижения священников отец Роман. — А я хочу быть священником-фермером, заниматься сельским хозяйством.
«Мне помогают и я буду!»
Здвинский настоятель мечтает о большом стаде коз на 150 голов, а пока что их всего 12. Поэтому свое хозяйство отец Роман называет будущей фермой. На его земельном участке в 33 сотки — на другой улице Здвинска — живут еще козел, ягнята и свиньи вьетнамской породы. Именно здесь батюшка и планирует основать ферму.
— Вы спросите: разве может священник заниматься фермерством? — задает риторический вопрос батюшка и отвечает сам:
— Как только все перейдет на уровень бизнеса это станет благотворительным проектом. Мне ведь местные фермеры помогают с кормами для коз, значит, и я буду помогать людям. И это будет общее дело.
Дело в том, что по своему составу козье молоко значительно богаче коровьего. А как заверял нас настоятель здвинского храма, именно козьим молоком подкармливают грудных малышей.
— Когда молока будет много, будем его раздавать. Возможно, даже доставку по селу организуем, — делится планами отец Роман. — Раздавать будем мамочкам с детьми в первую очередь. Потому что детское питание стоит дорого, а козье молоко — продукт натуральный и полезнее смесей в разы!.. Мы уже сейчас начали понемногу раздавать молоко.
Кстати, в день святых Петра и Февронии, День семьи, любви и верности, 8 июля в Здвинске освятили колодец со святой водой. Теперь прихожане могут прийти даже с ведром или флягой.
Прихожане не нарадуются
О настоятеле храма и его семье прихожане отзываются с теплотой и любовью.
— Я могу сказать, что с приходом к нам отца Романа изменилась моя жизнь, — говорит жительница Здвинска Светлана Попова.
— Мне нравится то, каким стал наш приход. Мне кажется, что мы все стали сплоченнее, стали глубже многое понимать, благодаря отцу Роману и его проповедям. Он сумел нас сплотить, мы живем от службы до службы. И семья у батюшки очень хорошая, только самые добрые эмоции вызывает общение с детьми и матушкой. Дай ему Бог, чтобы его хозяйство процветало! Ведь он ни у кого ничего не просит, деньги зарабатывает своим трудом и детей своих наставляет на этот путь.
— После того как настоятелем стал отец Роман, у нас укрепились силы, вера в Бога, даже в себя, а от деловых качеств батюшки и его приветливого отношения к людям я просто в восторге, — рассказывает Галина Толчина. — Отец Роман поставил первую задачу: облагородить территорию храма. И теперь все, кто приезжает из соседних сел или просто проходит мимо храма, восхищаются, как там красиво. Даже просто зайти в церковный двор приятно стало. Отец Роман называет храм лечебницей, и мы все ходим туда лечить нашу душу!
… Вот и ответ на вопрос готов: «Почему у одних мечта сбывается, а у других, так и остается в планах?» Скорее всего, во всем «виновата» гармония души, тела и потребностей. И тогда действительно мирские дела в Божий промысел превращаются. И душа спокойна!
Конкретно
Как попал в Здвинск?
Для любого жителя Новосибирска Здвинск — это край географии, учитывая сотню километров от Барабинска по разбитой дороге. «Это наш автобан!» — шутит отец Роман, который свою юность провел в Новосибирске на крохотной улочке Журавлева (примечательна тем, что на ней нет ни одного дома с четной нумерацией).
После Томской духовной семинарии, в 21 год, он стал священником. Служил в храме Каргата, затем вернулся в столицу области. Был священником в соборе Александра Невского и Покровском. А затем отец Роман попросил церковное начальство отправить его назад — в села. Ему, городскому жителю, хотелось деревенской привольной жизни. Сначала он попал в Барабинск, затем десять лет был настоятелем храма в Багане, еще год отслужил в Карасуке. А теперь уже четвертый год в Здвинске и уезжать больше никуда не хочет. «Надеюсь, это будет мой последний приют», — говорит батюшка.
Из истории вопроса
Стены берегут от копоти
Храм, названный в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, стоит в центре Здвинска, неподалеку от автовокзала. В начале 2000-ых годов было решено строить церковь. И стройка стала поис-тине народной. «В каждом кирпичике — часть души человеческой», — говорит отец Роман. Он вспоминает, что предыдущий настоятель — отец Иоанн — бывший машинист железной дороги, ставший священником уже на пенсии, даже в Иерусалим за благословением ездил. Да там и разыскал одного из главных благодетелей, который выделил на стройку храма много кирпича. Сдали храм в 2007 году, и вот ему потребовался ремонт. Больше года в помещении стояли строительные леса, но службы не прекращались.
«Наемных работников не привлекали, все своими руками — каждый сантиметр», — показывает белоснежные стены храма отец Роман. Окна заменили на пластиковые с фрамугами — для вентиляции, которой раньше не было. Стены отшлифовали, зашпатлевали, прогрунтовали. «Второй раз я бы за это взяться не рискнул», — признается настоятель. Теперь в храме полностью отказались от парафиновых и стеариновых свечей, кадило внутри здания больше не разжигают — выносят сразу после службы. Ведь хочется надолго сохранить красоту. Словом, стены берегут от копоти и чада.
Как это было
Из казармы — в церковь
Отец Роман (имя в миру — Роман Владимирович Венцак) с детства мечтал о военной службе. А в восьмом классе школы задумался о том, чтобы пойти в священники. В таком возрасте одноклассники могли засмеять за такое стремление, и юный Роман робко спрашивал совета у церковного звонаря. И дедушка одобрил: «Дело хорошее!». Впрочем, судьбу парня, который разрывался между двумя мечтами — о военной карьере и духовном пути — в одну секунду решил военком: «У тебя же плоскостопие! Только в стройбат можем взять. Ты же верующий. Иди в церковь, там тоже служат». «Вот и решилась моя судьба!» — выдохнул будущий священник.
Текст: Владимир ИГОШИН. Фото: Андрей КОПАЛОВ
Опубликовано в «Комсомольской правде-Новосибирск» от 26 июля 2016 года