Итогами первого дня работы проходящего в Москве Архиерейского Собора Русской Православной Церкви с корреспондентом «Правмира» поделился епископ Карасукский и Ордынский Филипп.
— Центральным моментом на Архиерейском Соборе я считаю обсуждение подготовки Всеправославного Собора, который пройдет в июне этого года. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, устранены два краеугольных камня преткновения, которые могли бы стать разъединяющем фактором на грядущем Соборе.
Важным было снять вопрос о календаре, потому что первоначально шло обсуждение, стоит ли оставлять старый или принимать новый. Также было важно снять вопрос об автокефалии Украинской Православной Церкви или о принятии ее под омофор Константинопольской Церкви. Патриарх Константинопольский Варфоломей уверил нашего Патриарха, что об этом не идет и речи.
Было много предшествующих обсуждений о месте Всеправославного Собора. Решено было, что он пройдет на Крите, хотя первоначально речь шла о Стамбуле.
Все документы, связанные со Всеправославным Собором, предоставлены в открытый доступ на сайте Патриархии – например, «О посте», «О таинстве брака».
Святейший обратил внимание, что в Швейцарии, в Шамбези, на предсоборном совещании Предстоятелей Церквей, опубликованные документы не подписали две Церкви – Антиохийская Церковь и Грузинская Церковь. Грузинская не подписала документ «О браке». Встал вопрос, если есть подобные разногласия, вдруг какая-то из Церквей не будет участвовать в Соборе? Тогда Собор уже нельзя назвать Всеправославным. Тем более сейчас например, между Антиохийской и Иерусалимской Церквями нет канонического общения.
Святейший Патриарх Кирилл выразил свое мнение, что этот Собор следует назвать не Всеправославным, а по названию города, острова, где он будет проходить.
Святейший озвучил еще вопрос, скажем так, безопасности. Если вдруг какая-либо Церковь по каким-то вопросам не согласится с другими, вопрос сразу будет сниматься с повестки дня. Чтобы не было так, что все согласны, а одна Церковь не согласна, ведь тогда, получается, чисто технически она попадает под анафему?
Что касается нашей внутрецерковной жизни, важным мне кажется обсуждение экспертизы останков, которые, возможно, принадлежат членам Царской Семьи. Сейчас президент дал «добро» Русской Православной Церкви провести свое исследование останков. Святейший Патриарх сказал, что пока не будет закончено это доскональное исследование, что-либо конкретно говорить не стоит.
Затронул Святейший и тему воскресных школ. Ситуация с ними, по сравнению с той, что была раньше, кардинально изменилась. Сейчас по всем епархиям проводится лицензирование воскресных школ. Каждой придается статус – или она просто вроде вечернего клуба, или у нее статус настоящей школы. Но все это в учебном режиме. Думаю, процесс будет продолжаться до конца учебного года.
Но, повторяю, самым важным я считаю обсуждение Всеправославного Собора, ведь мы всему миру покажем нашу православную точку зрения на различные события. Важно, чтобы голос Православной Церкви прозвучал громко. К Собору готовились 55 лет, и сейчас отступить будет очень неправильно.
Записала Оксана Головко