Для тех, кто впервые в жизни входит в многодневный пост, он представляется огромной дистанцией, полной тяжелейших и практически непреодолимых препятствий, главное из которых – ограничения в еде. Как можно отказаться от любимой яичницы или ароматной курочки – вот что обычно приходит в голову при взгляде новоначального на начало постного поприща. Но, может, это ракурс такой неудачный?
Часто даже воцерковленный, а тем более невоцерковленный человек, не имеет истинного представления о посте. Никто из незнающих не хочет задуматься о назначении поста как такового. Многие этого и не скрывают: «Ну, пост и пост, мне-то какое до него дело?».
Еще в первые века христианский философ и богослов Тертуллиан утверждал, что душа по своей природе христианка. Напрашивается логический вывод: чем бы человек ни приглушал порывы души к Богу, все тщетно, она все равно найдет путь. И вот из-за житейских забот, составляющих непроходимые заграждения на пути к Богу, душе ничего не остается, как пробираться узким и тернистым путем. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14. 22). И это не потому, что мы такие нехорошие и Бог нас не любит, а потому, и только потому, что мы сами себе не оставляем другого выбора! Господь ради любви к нам добровольно предал Себя на распятие. Одним из таких путей и является пост.
Так все же, что есть пост? Это не древняя диета, цель которой похудеть к концу постных дней так, чтобы влезть в свой старый костюм. Пост – это особая религиозная практика, одной из составляющих которой является воздержание от чрезмерного вкушения известного рода пищи, называемой скоромной. Но этим не исчерпывается ни содержание, ни, тем более, смысл поста. Рано или поздно, вольно или нет, человеку приходится сталкиваться с духовным опытом и духовными переживаниями.
У человека, не имеющего духовного руководителя и наставника, при слове «пост» в голове возникают первые мысли, как же это время пережить? Как столько дней не есть мясо или рыбу, а уж, тем более, не смотреть телевизор?
А если первый пост – вынужденный, то возникает целая трагедия! Приехал человек, к примеру, в гости на целый месяц, а ему с порога: «Ты уж не обижайся, но мы постимся». Ясное дело, что отдельно готовить никто не будет, мало того, еще придется молиться со всеми каждый день. А если обратиться за советом и помощью к священнику, то в ста процентах случаев человек услышит: «Молись, и Господь все даст тебе».
Тут-то и стоит задуматься о значении этих слов и о назначении поста. Пост и молитва – это две составляющие одного дела. Они как два крыла у птицы. С одним крылом птица никуда не сможет полететь, да и ходить с трудом будет. Человек, по творческому Божественному замыслу, имеет как физическую, так и духовную природу. Эти две ипостаси не изолированы друг от друга, а составляют единое целое. Поэтому пост должен быть как душевный, так и телесный.
Телесный пост все представляют хорошо: воздержание от определенной пищи – и дело в шляпе. Напрашивается вопрос, а во имя чего нужно так изнурять свое любимое, да к тому же еще и единственное тело? С ответа на этот вопрос и происходит воцерковление человека. Из разряда принужденных человек переходит в разряд добровольцев. Телесный пост создает необходимые физические условия для упорядочения духовного. Так как телесный пост тесно связан с молитвой (духовным постом), то одно без другого просто не может существовать. Вот если нет телесного поста, то есть человек потребляет в пищу высококалорийные продукты, то какие разговоры могут идти про духовный труд, которым является молитва, когда так хочется отдохнуть?
Малокалорийная пища делает чувства и восприятие человека более тонкими, предрасполагая к духовной работе над собой. Особенно «неопытному» в деле поста необходимо читать Священное Писание. Читая Священное Писание, человек невольно задумывается о жизни Иисуса Христа, Который встречал и непонимание, и презрение, и даже ненависть! Рассуждая об этом, человек рано или поздно придет к выводу, что он сам не лучше этих фарисеев, которые распяли на Кресте Сына Бога, в Которого они верили. Фактически люди распяли своего Бога. Как можно было убить Того, Кто их создал?! Так и человек, не исполняя заповеди, убивает в себе Христа, пострадавшего за всех нас. Осознавая свою греховность, человек начинает жалеть о сделанных когда-то им нехороших поступках. Отсюда начинается покаяние – духовная работа.
Со временем греховное состояние человека начинает меняться, то есть человек все больше и больше начинает видеть в себе грехи и старается больше их не повторять. Человек начинает соблюдать посты сознательно, видя в них прекрасное время для очищения своей души. Таким образом, пост переходит из разряда чего-то сверхъестественного в разряд важных и необходимых вещей.