Три года назад вместе с семьей в Здвинский район приехал новый настоятель храма во имя св. апостола Иоанна Богослова отец Роман. Он не только легко влился в жизнь села и района, но и активно принимает в ней участие. И сегодня мы представляем вашему вниманию интервью с нашим сельским батюшкой Романом Владимировичем Венцаком.
— Отец Роман, многое было сделано до вашего приезда, многое еще предстоит… Что изменилось за это время?
— Да, сделано было многое: построен храм, дом… Что предстоит? Без хозяйской руки все приходит в ветхость, необходимо все содержать в надлежащем виде. А что изменилось за это время, лучше спросить у людей.
— Раньше каждое воскресенье верующие собирались семьями на церковную службу, если верили, — то всей семьей, сейчас все иначе, почему в наших храмах мужчин стало меньше чем женщин?
— Не везде были церкви на Руси. Верили и семьями, и по одному. Уклад был патриархальный, но без веры ничего не происходило и не происходит. Даже если мы засеиваем поле пшеницей, мы верим, что у нас будет хороший урожай. Это психологическая вера. Если отнять религиозную веру, то место в душе не будет пустовать. Его займут суеверия, аномальные верования (битвы экстрасенсов, колдуны, ведьмы), да и секты не дремлют. Сейчас новая религия — материальное благополучие на фоне дикого потребительства. Тружеников, которые поливали потом землю и кормили свои семьи, становится все меньше и меньше. К великому сожалению, сейчас все измеряется в деньгах.
Да, сейчас после семидесяти лет не просто безбожия, а богоборчества, после лихих пьяных и развратных девяностых все иначе. Но верующие есть. Кто-то проявляет свою религиозность повседневно, кто-то нет, но каждый человек религиозен. Кто-то верит во Христа и Евангелие, а кто-то в черную кошку и пустые ведра. А в храмах мужчин стало меньше потому, что в период становления Советской власти лучших людей расстреляли и сгноили в лагерях, много жизней унесла Великая Отечественная война, затем активно продолжалась атеистическая пропаганда. В итоге веру сохранили наши женщины. Но я бы не сказал, что мужчин нет. Во-первых, у нас патриархия, то есть все духовенство, епископат, священство состоит из мужчин. Что касается прихожан, конечно, мужчин меньше, но они есть.
— Сейчас модно после бракосочетания венчаться, может ли церковь отказать в венчании и по каким причинам?
— Как таковой моды я не вижу. Венчаться нельзя без регистрации. В дореволюционные времена у церкви были полномочия заключать браки, сейчас их нет. Мы браки освящаем. Для венчания нужны единоверцы, а также осознание, что это раз и на всю жизнь.
— Свадьба, счастливые молодые, безоблачные будни, но не всегда это приводит к тому, чтобы «жили долго, счастливо и умерли в один день». Очень много разводов. Когда-то родные становятся чужими или даже врагами. Почему так происходит и как по-Вашему можно исправить ситуацию?
— Много разводов из-за того, что люди не знают азов брака, основ семейной жизни, не уважают друг друга, любят эгоистически, да и любовью это трудно назвать. Чтобы дело не дошло до развода в первую очередь надо пересмотреть себя, искать причину в себе, а не в других людях. Бывают исправимые ситуации, бывают — нет.
— Вы бы одобрили развод? Говорят, что это страшный грех?
— Грех — это болезнь, а не юридическое преступление. Допустим, он или она пьяница и в состоянии алкогольного опьянения представляет реальную угрозу своей второй половине, детям, домочадцам. В этой ситуации спасаться надо! Какой же это грех? В семье должно быть взаимоуважение, понимание. Супруги должны заниматься одним делом. Иной раз и семью семьей назвать трудно: у нее своя жизнь, у него — своя. Каждый должен регулировать свою ситуацию сам. Никто не сможет помочь со стороны. Священник только даст совет: «Попросите друг у друга прощение и не просто на словах, угождайте друг другу, делайте приятное и полезное друг для друга»…
— Самое сокровенное для человека это исповедь, у каждого свои тайны и порой далеко не невинные. Есть ли «Тайна исповеди» или если вы узнаете о чем-то страшном, обязаны рассказать это правоохранительным органам?
— Преступник никогда своими планами со священником делиться не будет.
— А если он давно что-то совершил и вдруг решил покаяться…
— У меня такого ни разу не было и мои друзья, священники, с этим не сталкивались. Мы ездим по тюрьмам, где исповедуются и каются убийцы, насильники, воры, но они уже отбывают срок наказания. Были случаи, когда люди приходили и говорили: «Я хочу покончить жизнь самоубийством». С ними общались, увещевали, убеждали. И они, слава Богу, живы.
Что касается тайны исповеди, то, конечно, все остается между тем, кто принимает исповедь, и тем, кто кается. Но есть еще очень важный аспект. Человек осознал, покаялся и он не должен больше этого повторять.
— Вы однажды сказали, что священники как психологи, действуют через слово, но все же, как Вы при помощи слова лечите человеческие души?
— Слово у священника — это как скальпель у хирурга, мы отсекаем грех, страсть. Если человек утверждает, что у него нет греха, это самообман. Если кто-то утверждает, что он негневливый, это неправда. Случись что-то и яростные эмоции выйдут наружу в самом неблагообразном виде. Все страсти в человеке есть. Просто одна прогрессирует, как рецидив, а другая спит. Один из законов духовной жизни — не осуждение ближнего. «В чем кого осудишь, в том сам побудешь». Самый распространенный и повседневный грех, от которого все страдают, — это укоризна. Без нее люди не могут и дня. А были святые, святость которых заключалась в том, что они не произносили ни одного укоризненного слова хотя бы вслух, никому, ни в чей адрес. Эти люди становились святыми.
Чтобы быть христианином не надо институтов заканчивать, надо внимательно прочитать Новый завет, посоветоваться с батюшкой, прибегнуть к свято-отеческому опыту, и он скажет: «Не укоряй никого». Начни с малого, а потом будешь молиться, поститься. И начав, человек видит, а сил-то не хватает, чтобы никого не укорить и не осудить. И он начинает их черпать в молитве, посте, ходит в церковь. И видит источник сил, жизни, благодати, некую Божественную сдерживающую силу.
— Возможно: кто-то сейчас, прочитав, начнет соблюдать пост. Всем ли он нужен или есть какие-то запреты?
— Многим он противопоказан. Нельзя поститься тем, кто не осознал свои грехи, кто считает себя праведником. Пост большинство понимает как некую голодовку, а он имеет три ипостаси: для тела, духа и души. Человек должен осознать, что он хозяин. Он должен дом построить, семью содержать, быть опорой, поэтому, прежде всего, если речь идет о христианском посте, надо себя проверить: действительно ли я христианин или просто крестик ношу? Относительно поста телесного надо проконсультироваться у врача, что можно кушать, а что нет. Начиная поститься, человек перестает есть и становится злым. Пост и голод — разные вещи? Голодный человек — злой человек. Лучше мясо съесть, чем «человечинку». Пост нужен как лекарство, мы им себя врачуем. Пост душевный — воздержание от увеселений, праздностей, развлечений… Духовный пост — это выполнение духовных упражнений: чтение молитвы, слова Божьего, посещение храма… От поста бывает великая польза, и он нужен не для Бога, а для человека. И решение поститься человек принимает сам.
— Говорят: «Исповедуйся и Бог все простит» и многие, побывав на исповеди, испытывают огромное облегчение, но все ли грехи прощаемы?
— Нет непростительного греха, есть — нераскаянный. После исповеди человек получает духовное облегчение, возможно самоудовлетворение, но мало рассказать, важно после исповедования греха к нему не возвращаться.
— В наше время не является зазорным оставить ребенка в детдоме, стоит ли такую мать уговаривать забрать свое дитя или пусть лучше его усыновит приемная семья, где его будут любить больше родной матери?
— Конечно, ребенку лучше быть с отцом и матерью, но если они не исполняют свои родительские обязанности (они горькие пьяницы, блудники, наркоманы), то в силу этих болезней они не в состоянии их выполнять. Ребенка надо спасать!
На Руси всегда говорили: «Чужих детей не бывает» и их воспитывали как своих. Не надо бояться многодетности. Таким семьям и Бог, и люди помогают. Лично мое счастье заключается в детях. Я очень счастлив, что Бог дал мне много ребятишек. Поэтому, если у кого-то есть возможность усыновить, не бойтесь — усыновляйте и стремитесь воспитать их тружениками, а не эгоистами, тунеядцами и преступниками. Но если любви к ребенку нет, то усыновлять ни в коем случае не надо! Все должно делаться по жертвенной любви, а не по экономическому расчету и эгоизму с потребительской начинкой.
— По работе мне неоднократно приходилось сталкиваться с суеверными людьми, уверенными, что так называемый сглаз может все. Как вы считаете, почему среди нас так много суеверных людей и как церковь относится к этому?
— Если человек не верит во Христа и Евангелие, то его душу заполняет, как минимум, — суеверие, как максимум, — гадость. Всегда будут навязчивые мысли, вера в то что меня сглазят баба с пустыми ведрами, черная кошка и так далее. Верующий христианин твердо убежден, что с ним ничего не произойдет ни хорошего, ни плохого, если на то не будет воли Божьей. Мы верим, что Господь Вседержитель все содержит в своей власти.
— Любит Бог неверующих?
— Бог — это абсолютная любовь и любит всех, но только Божественной любовью, не человеческой, своей — бесстрастной. А у нас какая любовь? Мы одних любим до потери памяти, других ненавидим до безумия.
— Чтобы вы пожелали всем нам православным христианам, мирянам и атеистам?
— И атеист, и суеверный, и верующий умрут. И хотите вы или нет, мы все предстанем пред Богом и вечностью и, исходя из этой перспективы, прежде всего надо по-доброму относиться друг к другу. Не ломать копья, не враждовать и не ссориться. Уметь просить прощение и совершать бескорыстные добрые дела. Между людьми должно быть доброе отношение, человеческое, а не скотское, потребительское или бесовское (зависть, лесть, обман, провокация). Желаю всем самых добрых человеческих отношений друг к другу: тех, которые нам показал Бог во Христе Иисусе нашем. Аминь.
Беседовала Ольга Кононенко,
газета Здвинского района Новосибирской области «СЕЛЬСКИЙ ТРУЖЕНИК»,
рубрика «Жизнь в вере»