Сегодня многие не прочь пощекотать себе нервы каким-нибудь экстримом: прыгнуть с парашютом, заняться паркуром, отправиться в поход по горам или сплавиться по горной реке, да и просто прокатиться на тарзанке над глубоким каньоном где-нибудь на отдыхе. Среди любителей острых ощущений встречаются и воцерковленные люди. Да и что в этом такого особенного? Вроде не грешно. Но так ли всё однозначно? Противоречит ли экстрим христианству? Рассуждает игумен Нектарий (Морозов).
А вам – слабо?
Современный человек перегружен не только информацией, но и доступностью тех развлечений, которые ранее доступны не были. Поэтому многое приедается, становится скучным – вновь и вновь хочется чего-то такого, что по-настоящему глубоко могло бы затронуть чувства. И, как правило, в число таких потенциально затрагивающих и волнующих вещей входят как раз рискованные развлечения.
Вторую причину того, что люди подвергают себя необоснованному риску, можно было бы условно назвать «взяли на слабо!». Наверное, каждому из нас приходилось становиться свидетелями того, как один человек подначивает другого, а заканчивается это большей или меньшей трагедией.
Например, прыгать с 30–40-метрового моста в Волгу, как это периодически происходит у нас в Саратове,?– практически наверняка самоубийство. Но люди это делают – иногда под воздействием каких-то наркотических средств или алкоголя, иногда просто из-за полного неразумия, а порой и просто под пристальными, заинтересованными взглядами товарищей, ведь «на миру и смерть красна».
Можно услышать рассуждение о том, что, например, молодой человек делает подобного рода вещи для того, чтобы почувствовать себя мужчиной. Получается, эти молодые люди просто не знают, что для того, чтобы почувствовать себя мужчиной, надо быть человеком самостоятельным, способным заботиться о своих близких, способным работать, приносить пользу и зарабатывать, опять-таки, необходимые для содержания семьи средства и вообще способным отвечать за свои поступки. Это скучно и трудно, это какая-то рутина – проще совершить что-то из ряда вон выходящее, от чего никакой пользы нет, а вреда зачастую полным-полно.
Смертельный наркотик
Не забывайте задавать себе вопрос: то, что я сейчас делаю, не является ли напрасным искушением Господа Бога?
Если говорить о нас, христианах, то такого рода вещи свидетельствуют об уровне нашего христианского сознания, потому что любой верующий человек, христианин, который хотя бы однажды слышал такую заповедь, как «не искушай Господа Бога твоего напрасно», должен задавать себе вопрос: то, что я сейчас делаю, не является ли напрасным искушением Господа Бога? Одно дело – когда, например, человек, который служит в спецназе, осваивает навыки скоростного спуска с большой высоты по стене здания. Другое дело – когда чем-то подобным занимается человек, который по роду деятельности не связан никаким образом с такой помощью людям и обучается этим навыкам просто ради удовольствия. Здесь присутствует определенный риск погибнуть. Ради чего? И если человек погибает в этот момент, каков будет суд Божий о нем? Конечно, погибших в результате неудачного экстрима нельзя приравнивать к самоубийцам, потому что самоубийство – это сознательное лишение себя жизни, а здесь человек не собирался себя убивать. Но и оправдания того, зачем он это сделал, нет ровным счетом никакого.
Причем ведь бывает иногда и так, что человек не гибнет – человек калечится и остается на всю жизнь неполноценным. И опять-таки возникает вопрос: как ему с этим дальше жить, ради чего он обрек себя на это? На том же YouTube помимо роликов, где экстремалы совершают какие-то фантастические прыжки, можно увидеть другие видео. На них снято, как у человека не раскрывается парашют или он, занимаясь паркуром, прыгает с одной крыши на другую, цепляется подбородком за скат другой крыши, ломает основание черепа и падает вниз. Сколько такого рода примеров! Казалось бы, они должны останавливать людей. Но у современного человека, особенно у погруженного в Интернет или в телепространство, вырабатывается странная психология: ему всё время кажется, что это игра. Не прошел какой-то уровень – можно заново. А этот «уровень» – это твоя жизнь. Ты не прошел – и ты погиб, всё, тебя нет уже. А человек зачастую не понимает.
Современному человеку всё время кажется, что его жизнь – это игра. Не прошел какой-то уровень – можно заново
Если посмотреть глубже, люди бездумно рискуют жизнью ради получения удовольствия не только в экстремальных развлечениях. Это просто один из видов наркотика: можно выстроить в один ряд алкоголизм, наркоманию, игроманию, экстрим – и мы увидим, что они очень похожи. Хотя, конечно, есть разница между прыжком с моста в состоянии неуправляемого безудержного куража и прыжком с парашютом, к которому человек целенаправленно готовился. Это разные степени «опьянения», но во всём этом присутствует определенное состояние – это некая смесь тщеславия, гордости, ощущения своего удальства и восторга от того, что ты находишься будто бы перед лицом всего мира. Поэтому я считаю, что всё, что содержит в себе элементы напрасного риска, является для нас, христиан, лишним.
Рискнуть – так ради спасения
Спортсмены-экстремалы и просто опасно развлекающиеся люди выглядят особенно нехорошо и, можно сказать, недостойно на фоне тех людей, которые рискуют действительно оправданно – ради спасения ближних. Причем далеко не всегда это люди, к профессиональному риску себя готовившие. К примеру, недавно чуть не погиб инспектор ДПС, который своей машиной закрыл от лобового столкновения автобус с детьми. Риск, которому подвергают себя пожарные, спасатели, военные, также является риском богоугодным. Наверное, кто-то может спросить: «А что, если я занимаюсь лазанием по отвесным стенам, допустим, чтобы иметь возможность в случае пожара или какого-то бедствия проникнуть в здание и оказать там помощь людям?» Здесь всё зависит от того, действительно ли человек имеет именно эту цель. Да даже если и имеет, то вероятность того, что ему придется когда-то в жизни применить подобное умение, очень мала, и вряд ли стоит ради этого идти на риск совершенно реальный.
Наша жизнь и так наполнена риском, наличие или отсутствие которого от нас никак не зависит. У нас порой человек выходит из дома, и ему на голову падает либо кирпич, либо кусок льда с крыши. Человек садится в маршрутку, и происходит авария. Мы каждый день сегодня в Интернете видим свидетельства: там шестнадцать человек погибло, там пятеро умерло, там еще что-то произошло. И вот этого из нашей жизни никак не устранишь, никак не уберешь. Неужели этого риска недостаточно?..
«Если Богу угодно – проскочу»
Утверждение, что верующему человеку можно как угодно рисковать, ведь его ведет Промысл Божий, – совершенно нехристианское
Существует такое совершенно нехристианское убеждение: верующему человеку можно как угодно рисковать, ведь его ведет Промысл Божий, и рискуй, не рискуй – что Богу угодно, то и будет. На это можно ответить совершенно здравым суждением, встречающимся у многих святых отцов: если ты ходишь по краю пропасти, то закономерно, что ты туда можешь упасть. Чтобы не упасть в пропасть, отойди от ее края. Это говорится о любом грехе. Зачем говорить в данном случае о воле Божией, о Промысле Божием, когда ты сам творец своей беды в этой ситуации? Почему человек возлагает на Бога то, что он должен понести сам? Ты сделай то, что от тебя зависит, прими все меры предосторожности, а в остальном ожидай от Бога Его Промысла и Его суда о себе. Вот тогда, садясь в самолет, ты будешь со спокойной совестью говорить: если Богу угодно, я долечу благополучно, хотя я даже не знаю, как такая огромная машина вообще летает, а если нет, значит, прервется моя жизнь.
И кстати, очень интересная вещь: люди, которые ради адреналина рискуют своей жизнью, зачастую пасуют перед риском невольным, в ситуациях, когда действительно остается только довериться Богу. Это говорит о том, что привычка играть со смертью не взращивает в человеке ни действительного упования на Промысл Божий, ни настоящего мужества.
И уж совсем мне непонятен такой посыл: риск, встреча с какой-то угрозой якобы является радостью для человека. А ведь достаточно много людей, отправляющихся куда-то ради опасного экстрима, от таких путешествий ждут именно радости. Мне приходилось в жизни видеть людей, которые постоянно подвергались опасности, которым угрожали убить их, которых запугивали. Знаете, они не производили впечатления радостных людей, они не производили впечатления людей счастливых – они производили впечатление людей угнетенных. Поэтому я не согласен с тем, что «адреналин» – это что-то хорошее, благотворно влияющее на человека.
Запрещает ли христианство всё же эти дозы адреналина получать? Христианство – это не система запретов, и мы говорим не о том, что можно и что нельзя, а о том, что полезно, что созидает человека, что готовит его к вечности, а что – разрушает, что его делает для вечности непригодным. Тут то же самое, тут каждый выбирает для себя свой путь. Но я очень люблю слова преподобного аввы Дорофея о том, что когда человек предпринимает какое-то дело и не представляет себе цель этого дела, не знает, для чего он трудится, то он будет трудиться напрасно. Ну и от себя добавлю, что не только напрасно, но и, скорее всего, с каким-то вредом для себя и в ущерб себе.
Игумен Нектарий (Морозов) Подготовили Инна Стромилова, Елена Сапаева