Проживая свою жизнь приходским священником, приходится встречаться с самыми разными людьми по самым разным поводам. Так или иначе, но привыкаешь оценивать события с позиции Святого Евангелия и исторических традиций русского православия, коим посвятил всю свою жизнь.
Люди, окружающие сельского священника, и есть его приход — ради них строится все его служение. Многолетний труд созидает церковную общину, сводя и сплачивая прихожан в единую семью. Наблюдать за такой созидательной жизнью, быть ее участником и строителем очень интересно. Священник по жизни становится свидетелем деятельной Правды Божьей, открывающей ему свои тайны.
Иногда эта Правда является необыкновенно ярко и явным образом в судьбах людей: кто что пережил и прожил, как поступал, о чем думал, что создал, кого родил и воспитал.
Особенно приятно видеть достойных: они обаятельно и убедительно светятся чистотой и трудом прожитой жизни, чувством сопричастности Небесной радости и вызывают глубокое искреннее уважение!
Сибирские селяне, много потерпевшие в своей нелегкой жизни, но сохранившие добро евангельской веры, уходя из этого мира, непременно стремятся получить Святое Причастие и напутствие, рассуждая так: сделаю все как надо, а дальше уж пусть Боженька сам все решает как Он хочет… Приобщение святых Тайн сразу умягчает и насыщает их внутренним теплом и успокаивает сердечные волнения. Волна благодатного покоя накрывает и священника, умудряя его личным открытием реально присутствующей в праведности благодати. Жив Господь!
Это бывает редко в полноте откровения. Но в такой момент прошу этих людей благословить меня своим родительским благословением: «зане молитвы родителей утверждают домы детей», перекрестить и пожелать мирной и не бедной жизни…
И они благословляют — с большой радостью, расцветая добрыми чувствами. Дыхание жизни в этот момент наполняет их изможденные болезнями и состарившиеся тела, и в этот момент они живее живых, а мое сердце трепещет от величия момента… Это очень трогательно, премудро, наполнено добром и любовью. Священник видит в этом действие благодати, а что видят они, такие решительно счастливые в этот момент?
Мы верим вместе и Христос посреди нас!
Даже потом, уже уснув здесь на веки и лежа в гробике, эти святые люди продолжают улыбаться. Нет скорби потери, есть радость перехода в Вечные обители своего любимого Отца Небесного. Тогда даже заупокойные песни последнего прощания поются с тихой радостью, удивляя присутствующих отсутствием тяжести утраты. Вместо этого есть Надежда.