Пьянство – это начало безбожия
Из сердца человеческого могут исходить злые помыслы и злые дела. И одно из таких страшных дел – это пьянство. Очень много боли и скорби приносит этот недуг. У святого Василия Великого есть очень сильные слова: пьянство – это начало безбожия, потому что Бог познается в том числе и разумом, а разум от пьянства помрачается. Если продолжить мысль святого Василия, то пьянство не только начало безбожия, но и начало гибели человеческой, разрушения жизни, разрушения семьи, разрушения основ народного бытия. Вот почему с таким особым благоговением люди, осознающие пагубность винопития, приходят к чудотворному образу «Неупиваемая Чаша» и молятся о своем спасении. Молятся и матери, и жены, и сестры, и братья, и отцы.
Будем и мы молиться о том, чтобы Царица Небесная приклонила милость Свою ко всем страждущим, чтобы был избавлен народ наш даже от остатков этого страшного недуга, чтобы с новыми силами мы могли обратить ум свой к Богу, сердце свое к ближнему человеку, наполнить добрыми делами свою жизнь, возродить дивный по красоте исторический лик нашего Отечества. И верим, что, соединяя веру, молитву и силу своей воли, те, кто страдает сим недугом, смогут его преодолеть во спасение души своей, во славу Отечества своего, во здравие и благополучие своих семей.
Из слова к участникам крестного хода и молебна перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на центральной площади г. Серпухова 18 мая 2015 года
Мы знаем, почему мы вступили в «Бессмертный полк»
Всякий раз, когда есть возможность, – в праздничные дни, в особые памятные дни, связанные с Великой Отечественной войной, – народ наш приходит к памятникам, приносит цветы, приносит свои молитвы, свои воспоминания. Это проистекает от внутреннего сердечного движения, потому что практически в каждой семье есть кто-то, кто погиб в Великую Отечественную войну.
Этого не могут понять те люди, которые удивляются тому, что «Бессмертный полк» численностью в 500 тысяч человек вышел на улицы Москвы. Ищут какие-то прагматические объяснения этому явлению, а иногда просто плюют нам в душу, создавая мифы о якобы небрежении наших людей к памяти своих предков. Бог судья всем этим людям.
Мы знаем, почему мы приходим к памятникам, мы знаем, почему мы вступили в «Бессмертный полк», – потому что в каждой семье есть тот, кто погиб. И этой жертвы, с которой мы связаны кровью, родством, никто не сможет у нас отнять. Но, соединяя себя с теми, кто погиб во имя Родины, мы становимся вместе с ними сегодня на защиту священных рубежей нашего Отечества. Вот почему День Победы имеет огромное значение для жизни каждого последующего поколения. Он дает нам возможность осознать свою ответственность за Родину, за ее безопасность и за ее процветание.
Из слова на церемонии возложения венков к памятнику Воину-освободителю в г. Серпухове 18 мая 2015 года
Эта память – часть нашего национального самосознания
Мы сохраняем память о героях Великой Отечественной войны и о всех тех, кто страдальчески погиб в годы войны. Это были люди, попавшие в плен, замученные в концентрационных лагерях. Это были те, кто трудился, не жалея своих сил, обеспечивая в тылу армию и страну всем необходимым. Страна прошла через тяжелейшие испытания, ни с чем не сравнимые. И, наверное, ни один народ за всю историю не понес таких огромных потерь, какие понес наш народ: почти в каждой семье есть кто-то, кто погиб в годы Великой Отечественной войны.
Эта связь с теми, кто отдал свою жизнь за Родину, особым образом влияет на сознание современных россиян. И пусть никто не удивляется тому, что тысячи и тысячи людей вспоминают своих погибших близких и родных, героев, погибших на поле брани. Эта память – часть нашего национального самосознания, и очень важно, чтобы она не иссякала, но передавалась из поколения в поколение. И в этом огромную роль играют наши ветераны.
Вы – живые свидетели тех событий, и ваше слово воспринимается так, как не воспринимается ни фильм, ни книга, никакой другой источник информации о войне, потому что слова очевидцев убеждают сильнее всего. И это свидетельство ветеранов помогает молодому поколению наших граждан воспитываться в духе любви к Отечеству и в почитании того подвига, который совершили их деды и прадеды.
Из слова на церемонии возложения венка к обелиску Вечной славы в Ульяновске 20 мая 2015 года
Без веры у нас нет будущего
Современное производство требует того, что принято называть культурой труда. В понятие «культура труда» входит дисциплина труда, но не только. Культура как явление связана с духовным состоянием человека. Когда умирает дух, умирает и культура. Когда умирает внутренняя жизнь, духовная жизнь человека, он перестает быть способным на то, чтобы производить то, что относится к культуре, в том числе и к научно-технической культуре. Вот почему ваша работа, которая является сугубо технической, одновременно имеет свое духовное измерение.
Примерно то же самое я говорю, когда встречаюсь с военнослужащими… Невозможно выиграть бой, будучи внутренне и духовно слабым человеком. Побеждают не только силой и оружием, не только организацией, но внутренней силой человека, убежденностью в правоте дела, настойчивостью, способностью честно исполнять свой долг, а в случае войны – и жизнь свою отдать за Отечество.
То же самое можно смело сказать и в отношении тех, кто производит современную авиационную технику. Необходима высокая культура труда. Но для того чтобы была такая культура труда, нужно всегда себя духовно поддерживать… Будьте духовно сильными, храните веру в сердце. Без веры у нас нет будущего. В нашей стране пытались построить счастливую и справедливую жизнь без веры – не получилось. Сегодня у нас есть исторический шанс, и мы должны этим шансом воспользоваться. Я верю, что народ наш этим шансом воспользуется и мы построим сильную, процветающую, духовно и материально процветающую Россию. Для этого мы строим храмы, и для этого мы возобновляем высокотехнологические производства, потому что все это служит тому, чтобы жизнь человека становилась счастливее, становилась более полной и содержательной.
Из слова на встрече с руководством и работниками АО «Авиастар-СП» – крупнейшего предприятия России по выпуску авиационной техники – 21 мая 2015 года
Сила духа – это залог победы
Когда я освящаю храмы, я почти всегда говорю о том, что храм является памятником веры того поколения, при котором он построен или восстановлен. Ведь без веры людей храмы не строятся – они просто перестают быть нужны. До нас доходят печальнейшие сведения из Западной Европы, где храмы тысячами закрываются и продаются для светских нужд. А вот в России, на Руси Святой, про которую чего только не говорят, – храмы строятся. Это значит, что у народа сильная вера. А сильная вера – это сильный дух, это сильная личность, это способность добиваться чего-то большего, чем материальные блага, это способность совершать подвиг.
Мы празднуем в этом году 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Но разве люди шли отдавать жизнь ради больших денег? Разве им мерещились замки и дворцы, которые они могли бы получить в случае победы? Никто об этом не думал. Вставали в атаку и шли навстречу морю огня, отдавая свои жизни, потому что были внутренне сильными. Сила духа – это залог победы и в военное, и в мирное время. И то, что сегодня строятся храмы, есть великий знак того, что вера укрепляется в нашем народе.
Мы становимся соучастниками истории спасения
Понять непреходящее значение Пасхи как победы над злом, над диаволом, над смертью можно только в перспективе окончания Евангельской истории. История спасения не завершилась, и апостолы на 50-й день после Воскресения Христова обрели дар Святого Духа. А ведь это тоже важнейшая часть истории нашего спасения! И что только в этой истории не происходило! Какие явления силы человеческого духа! Какая победа добра над злом! Сколько и радостных, и трагических событий!
Но что самое важное, мы не читатели этой истории, мы не перелистываем ее страницы – мы участники этой истории. История спасения – это, говоря современным языком, интерактивная история, в которой каждый находится в диалоге с Богом, со Христом. Это вместе с Ним мы совершаем историю спасения. Это наша жизнь, это наша борьба со злом, это наше утверждение правды. Это и есть исповедание христианской веры, это и есть соучастие в таинстве Святой Пасхи, это и есть участие в жизни Церкви.
Для каждого из нас тот фрагмент истории спасения, в котором мы – участники, завершится в момент нашей физической смерти. Смерть каждого – это завершение нашей земной истории; и мы не знаем, в какой мере после смерти мы можем участвовать в космической борьбе добра со злом. От нас сокрыто, в каком диалоге с Богом мы сможем быть, мы лишь знаем, что праведники будут в общении с Господом, но для нас совершенно очевидны наши задачи на тот промежуток исторического времени, когда мы становимся соучастниками истории спасения.
Вознесение – это праздник, переносящий наш взор с сиюминутного в вечное. У события Вознесения – величайшее эсхатологическое измерение. Через него прозревается будущее, сокрытое для нас во мраке, и праздник Вознесения должен обострить понимание каждым из нас того, что, пока мы в теле, пока мы здесь, на земле, мы вместе со Христом участвуем в Его борьбе со злом. Мы участвуем в таинстве спасения самих себя и всего человеческого рода.
Что же может сравниться с этой стратегической задачей? Никакая другая цель и никакая другая задача. А это значит, что жизнь человека по вере, с которой мы начали сегодняшнюю беседу, по той самой вере, которая является движущей силой строительства храмов и обновления жизни нашего народа, помогает человеку достигать самых возвышенных и подлинных целей и, душу свою спасая для вечности, преображать земную жизнь. И да поможет нам Господь именно так жить, трудиться, бороться, любить, преодолевать скорби, созидать и творить, не теряя присутствия духа, и помнить: все, что мы делаем в отведенный для нас период истории спасения, имеет значение не только лично для нас и не только для нашей жизни, но и для вечности.
Из проповеди после Литургии в Вознесенском соборе г. Ульяновска 21 мая 2015 года, в праздник Вознесения Господня
Мы не разделяем народ Украины
На каждой Божественной Литургии мы молимся об Украине. Мы не разделяем народ Украины. Большая часть народа Украины – это наша паства, это православные верующие люди, которые свидетельствуют о Христе со времен Крещения в днепровских водах. Украинская Православная Церковь – это драгоценный алмаз в короне всех Божиих Церквей, существовавших и существующих, потому что с историей Церкви нашей на берегах Днепра связано рождение православной русской цивилизации. Той самой цивилизации, которая выдержала самые тяжелые испытания, особенно в течение ХХ века, – испытания агрессивным безбожием и страшными, угрожавшими самому существованию нашего народа опасностями, которые пришли к нам из-за рубежа.
Церковь объединяет всех ради вечного спасения людей
По милости Божией народ наш выстоял, и в этом году мы отпраздновали 70-летие Великой Победы. Мы каждый день благодарим Бога за то, что и воинствующее безбожие отступило, по крайней мере уже не проявляет себя от имени государственной власти. Каждый человек может верить или не верить – это его личный выбор; но когда безбожие становится государственной идеологией, в результате чего гибнут люди, разрушаются святыни, хулится имя Божие, то это уже более чем идеология. Со всем этим справилась Церковь наша, справился украинский православный народ. Верим, что испытания, которые выпали на долю нашей Церкви в XXI веке, по милости Божией будут преодолены, как преодолевались тяжкие испытания прошлого. Об этом мы молимся каждый день во всех храмах Русской Православной Церкви.
Я хотел бы поблагодарить Вас, Ваше Блаженство, за Ваше спокойное, подлинно христианское, смиренное и одновременно мужественное стояние за правду Божию. А правда заключается в том, что Церковь призвана объединять всех. Это единственный институт, в котором стираются всякие человеческие различия – и политические, и национальные, и имущественные, и культурные. Церковь объединяет всех не во имя достижения политических или каких-то иных человеческих целей, а только ради вечного спасения людей, которое начинается здесь, на земле, через устроение мирной и справедливой жизни для всех. И как же может Церковь наша отступить от миссии свидетельства о своем служении, о необходимости достигать этой цели перед лицом постоянно возникающих проблем и вызовов? Отступив, она перестанет быть Церковью – она станет раскольничьей группой и сама себя отделит от Вселенской Церкви, которой Богом вручена миссия примирения людей.
Святость и свет – это Божия правда
Мы сегодня вспоминаем имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, великих просветителей. Они несли нашему народу культуру, язык, но делали это не в отрыве от нравственных и духовных ценностей, не в отрыве от самого главного – целеполагания человеческой жизни. Их просветительство было направлено на то, чтобы люди становились святыми, чтобы достигалась главная цель бытия – соединение человека с Богом, освящение всей жизни, а значит, исключение из жизни всего того, что несут в себе грех и неправда.
Под словом «просвещение» обычно подразумевается свет. В наше время люди нередко задаются вопросом: а что такое свет? На этот вопрос может быть тысяча ответов. Сколько голов, столько и умов. Каждый по-своему скажет, что такое свет, что такое просвещение, и потому сегодня это слово почти утратило подлинное значение. В просвещение вкладываются разные смыслы, и мы знаем, какая битва сейчас идет за эти смыслы. Чему учить детей? Какой свет, какие ценности нести народу?
Церковь обладает путеводной нитью, неразрывно соединяя два понятия – святость и свет. Святость и свет – это Божия правда, и если просвещение имеет своим нравственным следствием освящение и возвышение личности, то это и есть подлинное просвещение. В этом случае невозможна подмена понятий, тьма не называется словом «свет», и всем очевидно, что тьма есть тьма, а свет есть свет.
Сегодня во всем мире и в Отечестве нашем идет брань вокруг того, как понимать просвещение, какой свет должно нести людям это просвещение. А потому молитва наша о том, чтобы святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, положившие начало нашему просвещению, приклонили милость Божию к народу нашему, к нашей Церкви, с тем, чтобы она оставалась способной убедительно свидетельствовать миру о свете Божием, о святости и о просвещении, целью которого является возвышение человеческой личности.
Верим, что святые равноапостольные братья с нами. Об этом свидетельствует и то, что сегодня по милости Божией их праздник в Российской Федерации стал церковно-государственным. Он отмечается при поддержке государства, а это означает, что государство поддерживает подход, в основе которого – соединение интеллектуального и нравственного, образование как получение знаний и навыков и формирование личности нравственно целостной, сильной, способной любить ближних и Отечество свое. И да поможет всем нам Господь служить такому просвещению, и тогда несомненно у народа нашего будет светлое будущее.
Из слова после Литургии в сослужении с митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием в храме Христа Спасителя в Москве 24 мая 2015 года, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, тезоименитство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и День славянской письменности и культуры
Просветить душу – значит исторгнуть зло
Мы прославляем сегодня подвиг двух замечательных людей, двух просветителей, Кирилла и Мефодия. Они принесли славянскому миру азбуку, грамотность, а через это и просвещение.
А какая цель всякого просвещения? Что, собственно, нужно просвещать, высвечивать? Просвещать нужно ум и сердце человека. Если просвещается только один ум, а сердце во тьме пребывает, то человек может стать способным на выдумку и талантливым преступником. Если просвещается только сердце, а ум остается в темноте, то человеку трудно вписаться в ритм современной жизни и понимать то, что вокруг него происходит. Он поневоле уходит от этой жизни, и не всегда это полезно для человека, его семьи и для окружающих.
Нужно просвещать ум и сердце, на этом настаивали наши просветители Кирилл и Мефодий. И если просвещение ума связано с образованием, наукой, то просвещение сердца связано с таким воздействием на человеческую душу, когда из нее исторгается зло. Просветить душу – значит исторгнуть зло, значит отдать ее во власть света.
Если именно так будет просвещаться наш народ, если сочетание высокого образования, научных достижений, широкого горизонта и эрудиции с духовной и нравственной доминантой жизни будет очевидным, тогда действительно к лучшему и очень быстро изменится жизнь нашего народа. А поскольку Россия – это держава, имеющая влияние на весь мир, то через этот опыт синтеза интеллектуального и духовного мы можем действительно влиять на мир и нести свое собственное послание.
Иногда нас спрашивают: каково ваше послание миру? Мы должны ответить: это сочетание знаний, интеллекта, образования и духовности. В этом сплаве – сила нации, сила народа. Именно это сочетание и определяет жизнеспособность государств.
Из приветственного слова к участникам торжеств на Красной площади в День славянской письменности и культуры 24 мая 2015 года