Сегодня в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru.
Во вступительном слове Святейший Патриарх предложил обратиться к теме духовного образования, связав ее с вопросом присутствия Церкви в социальных сетях.
«Если говорить об образовании, а также об участии Церкви в средствах массовых коммуникаций, то ведь речь идет, в конце концов, о знаниях и о воспитании, — сказал, в частности, Предстоятель. — Церковь является хранительницей евангельских ценностей, и ее задача заключается в том, чтобы на языке, понятном современному человеку, эти ценности довести до сознания людей или, другими словами, актуализировать Евангелие. Поэтому средства, которые сегодня предоставляются людям, в том числе в информационной сфере, должны быть использованы Церковью, осуществляющей свою спасительную миссию».
«В нашей образовательной традиции мы всегда связывали образование, то есть получение знаний, с воспитанием. И это совершенно правильный подход, потому что только так формируется человеческая личность, — подчеркнул Святейший Патриарх. — Особенно остро эта связь чувствуется сегодня, когда акцент в работе учебных заведений делается исключительно на получении знаний, а всё, что касается формирования личности, остается за скобками. В лучшем случае речь может идти о физическом воспитании, о физической культуре, а всё, что касается духовной культуры, что касается взглядов человека на мир, чаще всего остается за полями современного образовательного процесса».
«Поэтому, занимаясь образовательной темой в контексте работы Высшего Церковного Совета, мы должны постоянно помнить о необходимости связывать образование и воспитание, — продолжил Патриарх. — Знающий человек понимает и осознает законы мира. Воспитанный — видит или становится способным увидеть образ Божий. Если в личности объединены эти два начала, то без преувеличения та цель, которую мы ставим, стратегическая цель, — становится достижимой».
«В наше время распространяется миф о мракобесии религиозных людей, — мол, должен быть научно обоснованный, единственно правильный взгляд на мир, и всё, — посетовал Святейший Владыка. — Когда-то нас учили, что единственно правильный научный взгляд — марксистско-ленинский, теперь это уточнение опускается, но чаще всего при этом в качестве идеологической доминанты сохраняется отрицание присутствия сверхчувственного мира. Вот и получается, будто единственным научно обоснованным является атеистический взгляд на мир, — снова наступаем на те же самые грабли, хоть и используем другую фразеологию».
«Не буду рассказывать, как в истории человеческой цивилизации связаны духовность, религиозность и образование, — добавил Патриарх. — Но если говорить о двух тысячах лет христианской эры, то именно Церковь была локомотивом знаний, и система образования формировалась усилиями Церкви. Полагаю, что и в наши дни нам следует задуматься о том, что означает учительная, образовательная и научная деятельность, которая призвана осуществляться в Церкви, в том числе посредством монашеского подвига».
«Тема ученого монашества подвергалась некоторому изучению в процессе подготовки документа о монастырях и монашествующих, но не получила продолжения. Думаю, что нам нужно в какой-то момент вернуться к этому вопросу, и я попросил бы владыку Феогноста сконцентрировать свое внимание на изучении темы ученого монашества, — продолжил Святейший Владыка. — Ведь монахи, в силу своего призвания, не будучи обременены никакими другими жизненными целями и задачами, могут очень эффективно работать, в том числе в сфере образования и науки».
«Мы с вами собираемся в преддверии замечательной даты — 70-летия Победы в Отечественной войне. Мы знаем, что достаточно неожиданно возникла проблема переписывания истории, навязывания иных взглядов на войну и вообще на историю ХХ века. Чаще всего здесь также просматривается идеологическая и даже политическая составляющая. Усвоение таких политизированных концепций становится возможным в условиях исторической безграмотности большинства людей. Казалось бы, историю преподают, а при этом историческая безграмотность — это некий-то вопиющий феномен современной жизни», — с сожалением констатировал Святейший Патриарх.
«Вот почему, возвращаясь к теме образования, я хотел бы подчеркнуть важность всего того, что Церковь может делать с точки зрения распространения человеческих знаний. Полагаю, что в связи с этим нам следует еще раз весьма положительно оценить ту работу, которую проводит Патриарший совет по культуре, организуя выставки, посвященные отечественной истории», — отметил Предстоятель.
«Жизнь современного человека во многом сосредоточена в социальных сетях, которые для некоторых становятся универсальным, но далеко не самым достоверным источником информации. Социальные сети — это ведь тоже обширное поле деятельности, и информационный, миссионерский, молодежный отделы предпринимают определенные усилия, чтобы язык социальных медиа стал рабочим языком для церковной миссии. Мы не имеем права не быть там, где есть или может быть наша паства, а наша паства сегодня представлена, в том числе, и в социальных сетях, причем самая активная часть нашей паствы. И если у нас вызывает неудовлетворение реакция паствы на какие-то события, в том числе церковной жизни, то возникает вопрос: а что мы сделали для того, чтобы не было этой реакции? Насколько мы активны в разъяснении позиции Церкви? Насколько мы активны в участии в обсуждении актуальных проблем?» — продолжил Святейший Владыка.
«Не отрицая удобств социальных медиа, нельзя забывать и о том, что у каждого явления есть и своя обратная сторона. Виртуализация человеческой жизни, какой бы комфортной она ни казалась, несет соответствующую опасность, особенно в случае, когда сама идея виртуализации доводится до абсурда, когда виртуальный мир начинает вытеснять мир реальный. Это особенно опасно в детском и юношеском возрасте. Если ребенок, не отрываясь, сидит у гаджета и занимается чем-то, что не связано с реальностью, то, хотим мы этого или не хотим, но у него формируется неправильное отношение к реальности, потому что гораздо интереснее становится мир виртуальный», — предупредил Патриарх Кирилл.
«Таинство человеческого спасения не может быть встроено в социальную сеть в качестве программного модуля или в виртуальную реальность. Таинство спасения осуществляется в реальной жизни. И если мы не хотим, чтобы виртуальная реальность стала пространством без Бога, то мы должны серьезно подумать, как Церковь может присутствовать в этой реальности более эффективно с точки зрения передачи миру и особенно молодежи своего послания», — призвал собравшихся Предстоятель.
«Итак, участие в социальных медиа и роль ученого монашества могли бы стать важными темами на протяжении нескольких заседаний Высшего Церковного Совета. А затем, по милости Божией, мы бы пришли к неким положительным выводам, важным для Церкви», — подытожил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.