– Год празднования 1000-летия успения
святого равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси
– Год литературы в России
Митрополит Новосибирский и Бердский ТИХОН
Цивилизационный выбор Руси
Цивилизация (культурно-исторический тип) создается группой близких по мировоззрению народов, объединенных устойчивой исторической взаимосвязью. Поглощение цивилизационного разнообразия единственным обществом-лидером, установление глобальной монокультуры означало бы тупик в развитии человечества.[1]
Расхожее отождествление Западной цивилизации с общемировой, а ее ценностей — с общечеловеческими, является очевидным заблуждением.
Каждая цивилизация развивается согласно своим общественным закономерностям. Попытки «пересадить» духовные ценности и социальные отношения от одной цивилизации к другой либо заканчиваются неудачей, либо приносят результаты, неадекватные результатам «материнского» общества.
Каждая цивилизация может реализовать свой творческий потенциал при условии, что составляющие ее страны обладают политическим суверенитетом и экономической независимостью, не являются колониями чужих цивилизаций. В современных условиях огромное значение приобретает также гуманитарный суверенитет, предполагающий самостоятельное утверждение духовных идеалов и культурных ценностей.
Необходимо сохранить на нашей планете культурное и социальное разнообразие, являющееся залогом ее дальнейшего поступательного развития. Лучшим вкладом в сохранение этого разнообразия является утверждение независимого и творческого пути нашей родной Российской цивилизации как одного из ведущих полюсов многополярного мира.
Цивилизационная идентичность России
России как стране-цивилизации принадлежит внушительный ряд заслуг, имеющих всемирное значение, в частности:
– неоднократный разгром агрессоров, претендовавших на глобальное доминирование; – создание общепризнанной художественной культуры; – выдающийся вклад в мировую науку; – приоритет в освоении космоса; – освоение Сибири и Дальнего Востока; – верность православному христианству.
|
России как стране-цивилизации принадлежит внушительный ряд заслуг, имеющих всемирное значение, в частности:
– неоднократный разгром агрессоров, претендовавших на глобальное доминирование;
– создание общепризнанной художественной культуры;
– выдающийся вклад в мировую науку;
– приоритет в освоении космоса;
– освоение Сибири и Дальнего Востока;
– верность православному христианству.
Мы пережили
ряд серьезных цивилизационных кризисов, порой угрожавших самому существованию России, но всякий раз находили силы для возрождения и нового подъема. Сегодня мы переживаем очередной кризис, важными причинами которого являются ослабление собственной идентичности и притягательное воздействие наших геополитических конкурентов. Нам необходимо освободиться от их цивилизационного гипноза. Не духовная капитуляция, а мобилизация внутренних сил — путь к преодолению всякого цивилизационного кризиса.
Отцом нашей цивилизации является святой князь Владимир. Рождением нашей цивилизации
мы считаем 988 год — год Крещения Руси. Тогда проживавшие на нашей территории разрозненные славянские, финно-угорские, тюркские и балтские племена обрели центр духовной консолидации и включились в процесс цивилизационного строительства. В 988 году завершилась наша предыстория и началось целеустремленное историческое бытие, скрепленное единством нравственных координат, общностью национальных героев и непрерывностью летописной хроники. Киевская Русь приняла цивилизационную эстафету у Византии, унаследовав в неповрежденной православной чистоте учение Христа, но заменив косность восточно-римской социальной структуры на русскую энергию и динамизм.
Россия победила Золотую Орду, Россия победила Наполеона, Россия победила фашизм и этими победами меняла ход мировой истории. До 1945 года на планете господствовало представление о «высших» и «низших» народах, являвшееся краеугольным камнем всех европейских колониальных империй. Напротив, Россия всегда являла пример общества национального равноправия. Фундаментальным принципом нашей цивилизации была христианская заповедь о братстве людей всех языков и рас. Победа нашей страны над гитлеровским Рейхом предопределила глобальный крах доктрины господствующих рас и культур. 1945 год ознаменовал необратимый поворот от эры колониальной эксплуатации к эре многополярного мира. Это величайшая заслуга Российской цивилизации, не допустившей установления планетарной монокультуры.
Духовным ориентиром для нашего народа всегда было и остается Православное христианство!
В Законе Российской Федерации
Особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, признана государством Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) |
«О свободе совести и о религиозных объединениях», «признается особая роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры».
Православие является культурообразующей религией России.
Православие подарило русскому народу дух подвижничества и нестяжательства, позволивший вопреки материальным расчетам освоить суровые просторы степей, тайги и тундры. С промышленниками рядом шли православные миссионеры.
Исполнение заповеди о любви к ближнему дало возможность обеспечить равноправие всех народов многонациональной державы, исключая концепцию «высших» людей и рас. Наше национальное богатство создано не путем финансовых манипуляций и разбойного грабежа, осужденных христианской моралью, а честным трудом на родной земле. Христианская жертвенность нашего народа помогла выстоять в самых жестоких испытаниях.
Верность российских народов своему духовному выбору была подтверждена в годы религиозных гонений ХХ века. Невиданные богоборческие репрессии не превратили сознание соотечественников в «чистый лист», а Россию — в чистое поле для прозелитизма. Даже в социалистическом обществе, формально ведущем непримиримую борьбу против религии, все общепризнанные нравственные ценности и принципы имели исключительно христианскую природу. Теперь, пережив атеистическую эпоху, мы последовательно возвращаемся к своей духовно-нравственной традиции и по-прежнему видим ее воплощение в Православной Церкви – духовной Матери народов России.
Мы также видим, что в современном христианском мире одна Православная Церковь остается последовательным оплотом защиты вечных нравственных ценностей,
Мострация |
в то время как конфессии Запада одна за другой капитулируют перед напором агрессивного аморализма и готовы ревизовать до неузнаваемости Священное Писание, лишь бы примириться с осужденными христианством извращениями человеческой природы.
Сегодня традиционное братолюбие в сочетании с нашим цивилизационным пониманием терпимости, позволяют Православию выступить в качестве лидера, формирующего совместный фронт традиционных конфессий в защиту общечеловеческих нравственных ценностей от разрушительной аморальной агрессии.
Говорят: «Новосибирск теряет имидж города высокой культуры!»
И какие ценности несут вот такие «работы»
новосибирских «мастеров»? НЕ является ли это оскорблением не только православных верующих, но и совестливых граждан России?
Или вот Мэнсон… Разве это не оскорбляет чувства верующих людей – такое отношение к Священному Писанию?
Какие духовные ценности она хотела нести Новосибирску?
И кто выступил против всего этого?
ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ!
Русский народ – государствообразующая нация России
Становым хребтом нашей многонациональной цивилизации является Русский народ. Он сыграл ключевую роль в ее формировании и развитии.
Русский народ продемонстрировал в ходе своей истории уникальную военную стойкость, творческую активность и социальное бескорыстие. Разделившись на три ветви — собственно русских, украинцев и белорусов — русский национальный мир сохраняет выдающуюся языковую, культурную и духовную близость, что мы именуем до ныне Святой Русью.
Русский народ является государствообразующим народом Российской державы, вокруг которого объединились народы, исторически связанные с ним общей судьбой. Прочность такого объединения была обусловлена справедливостью русского характера, стремившегося к установлению подлинно братских, равноправных межнациональных отношений: как в быту, так и на государственном уровне.
Стратегическим условием сохранения динамичного и самостоятельного развития нашей цивилизации является эффективная и последовательная поддержка ее системообразующего народа, его творческих и духовных энергий.
В настоящее время критическим препятствием для полноценной самореализации русского народа является почти полное отсутствие культурно-цивилизационной инфраструктуры. Первостепенной жизненной необходимостью является поддержка культурных, экологических, досуговых, бытовых, потребительских, спортивных, туристических, семейных, образовательных проектов и общественных инициатив, направленных на сохранение цивилизационной идентичности.
Полнота и культурное богатство цивилизации достигается при условии поддержки и развития всех ее этнокультурных начал. Неиссякаемым источником развития нашей цивилизации стало ее этническое разнообразие, вобравшее в себя национальный потенциал северной и восточной Европы, Кавказа и Причерноморья, центральной и северной Азии. Угро-финские, тюркские и кавказские народы, народы Севера и Сибири, объединенные с русскими общностью исторической судьбы, стали полноправными участниками цивилизационного строительства.
Ответственная национальная элита должна принимать базовые ценности данной цивилизации, развивать лучшие традиции ее прошлого и бороться за ее творческое независимое будущее.
Главной задачей текущего исторического периода должно стать формирование ответственной национальной элиты, способной преодолеть кризис и обеспечить цивилизационное возрождение. На это должны быть нацелены усилия государства и гражданского общества. Стремление внести свой вклад в становление подлинной национальной элиты, обеспечивающей стратегический успех Российской цивилизации, должно считаться высшим достоинством для молодого поколения соотечественников.
Национальная идея
Каждая цивилизация формирует свой набор механизмов общественной интеграции. В российской цивилизации уникальное интегрирующее значение приобрели Государство и Церковь.
Это связано с тем, что наши соотечественники в малой степени готовы жертвовать индивидуальной свободой ради групповых интересов, но значительно чаще демонстрируют готовность отказываться от личных амбиций во имя более высоких целей — патриотических или духовных идеалов. Отношение не только к Церкви, но и к государству в нашем обществе носит почти сакральный характер. Критическое ослабление государства и Церкви влечет катастрофические последствия.
При формировании интегрирующего мировоззрения в российской цивилизации исключительную роль играет целеполагающая идеология. Ее утрата в России порождает социальный хаос. Поэтому потребность в национальной идее у русских выражена гораздо острее, нежели у народов других культурно-исторических типов. При этом национальная идея не сводится к банальному этническому эгоизму, а приобретает общецивилизационное значение. Мобилизация творческих сил всех народов нашей цивилизации может быть осуществлена только при реализации долгосрочного общественного проекта, отвечающего идее такого масштаба.
В Российской цивилизации ключевую роль в определении вектора развития играет интеллектуальный класс, вырабатывающий общественно-политические идеи, а овладевшие умами социальные проекты рано или поздно неизбежно претворяются в жизнь. На переломных рубежах истории российский интеллектуальный класс действует более решительно, чем хозяйственная или военная элита, увлекая за собой остальные слои общества. В конечном итоге будущее России и близких ей народов зависит от того, какие идеи будут приняты ее творческим, креативным слоем.
Опасным для развития страны оказывается внутреннее духовное капитулянтство, выражающееся в добровольном отказе от ценностей собственной цивилизации. Ослабление национального самосознания, размывание идеалов у национальной элиты, выдвижение слоя лидеров, ориентированных на идеалы других цивилизаций — вот регулярно повторяющаяся в истории первопричина российских катастроф. Иностранное влияние в подготовке таких событий носит скорее косвенный, нежели прямой характер, хотя внешние силы являются очевидными благополучателями в результате каждого нашего цивилизационного кризиса. Все попытки радикально реформировать Российскую цивилизацию по заимствованному образцу заканчиваются неизменной неудачей, которая сопровождается бедствиями нашего народа, утратой нашего геополитического влияния и усиливающейся иностранной эксплуатацией наших ресурсов: как в материальной, так и в гуманитарной сфере.
Подобной цивилизационной катастрофе обычно предшествует возникновение в ключевых центрах страны выраженного «контрцивилизационного слоя», противопоставляющего себя русскому обществу и его традиционным ценностям. Идейной атаке со стороны этого слоя подвергаются базовые институты и символы общества: Армия, Семья, Русская история, Русское национальное самосознание. Но наиболее сильные удары наносятся по государственным и религиозным ценностям,
так как Государство и Церковь имеют в жизни нашей цивилизации совершенно исключительное значение.
На кого сделана эта карикатура?
На наших ветеранов и воинов защитивших и защищающих наше Отечество и нас с Вами!
Это тоже работа «прогрессивных, продвинутых мастеров»
В связи с этой антипатриотической, аморальной агрессией, стратегической задачей является сохранение авторитета интегральных структур российского общества (имею ввиду Государства и Церкви).
Вместе с тем, необходимо совершенно ясно понимать, что процессы эрозии общественных основ носят двусторонний характер. Уникальная роль Государства и Церкви в русском обществе налагает особую ответственность на государственных служащих и священнослужителей, поскольку их несоответствие возложенным задачам угрожает подрывом самих устоев нашей цивилизации. В нашем обществе снижение доверия к важнейшим интегрирующим институтам выступает б?льшим дестабилизирующим фактором, чем снижение уровня жизни, и не может быть компенсировано никаким ростом материального благосостояния.
Базисные ценности –
фундамент строительства новой России
Доминантой нашего мировоззрения является стремление к устроению человеческих отношений на ценностной основе. В его основе — вера, справедливость, единство, нравственность, достоинство, патриотизм, солидарность, милосердие, семья, культура и национальные традиции, стремление ко благу человека, трудолюбие, самоограничение и жертвенность.
В 2011 году на XV Всемирном Русском Народном Соборе эти ценности были провозглашены фундаментом общенациональной идентичности, которую мы называем «Русским миром».
Мир вступает в эпоху, когда стремительный научно-технический рост и накопление материальных благ вступают в опасный диссонанс с тенденциями духовной деградации. Под угрозой оказались право на жизнь, семейные ценности, общественная мораль и сама сущность человека как личности, обладающей высшим достоинством. Очевидно, что подлинный прогресс не может сопровождаться этическим регрессом, отказом от фундаментальных нравственных норм. Всем, кто не утратил ориентиры добра и зла, необходимо противостоять духовному одичанию наших современников. Сегодня именно Российская цивилизация в лице Русской Православной Церкви предложила Учение о достоинстве, свободе и правах человека, основанное на сохранении нравственной цельности человеческой личности. Правовая доктрина будущего должна обеспечить полноценную религиозную, культурную и материальную жизнь каждого человека. Не может получить общественного и юридического одобрения право на грех. Научно-технический прогресс обязан не противоречить, а содействовать раскрытию духовного потенциала людей.
Историческим призванием нашей цивилизации является создание условий для полноценной культурной, творческой, религиозной, политической и материальной жизни наших народов на основе общенациональных базисных ценностей. Все общественные преобразования должны быть посвящены не удовлетворению корыстных интересов отдельных социальных групп, а достижению этой великой задачи.
Перемены в нашей стране и странах близкого цивилизационного типа должны быть прежде всего нацелены на выработку солидарных форм существования, ориентироваться на настроения народного большинства.
Поиск оптимальных форм общества, в основе которого лежит ценностный идеал солидарности, является глобальной тенденцией. Новые, современные формы экономической, коммуникативной и социальной солидарности возникают и развиваются во многих странах Востока и Запада. Россия имеет бесспорные основания, вытекающие из ее цивилизационного опыта, чтобы стать мировым лидером на этом пути.
Все мыслящие люди России призываются поверить в самоценность нашей цивилизации, осознать свою личную роль в судьбе нашей страны и принять на себя ответственность за ее будущее.
[1] Статья составлена по материалам Обращения Дискуссионного клуба Всемирного Русского Народного Собора).