Уметь различать духов
Мы живем в ту эпоху, когда информация – и об этом говорят все, кто только затрагивает эту тему, – во многом определяет мироощущение и даже мировоззрение людей. Потому что информация является доминирующим фактором в современном обществе. Почему это общество мы называем информационным? Потому что информационный фактор является решающим. Если средства массовой информации замалчивают то или иное явление, то его как бы и не существует, и нужно прикладывать неимоверные усилия, чтобы пробиться через толщу этого молчания.
Мы знаем, как иногда молчание задевает потребителя информации за живое, особенно когда молчат тогда и там, где льется кровь, где люди сталкиваются с несправедливостью, где страдания тысяч и тысяч людей остаются в тени, а страдания единиц или десятков невероятным образом представляются как трагедия планетарного масштаба. И всё это происходит не потому, что люди такие бесчувственные, а потому, что информация является в том числе орудием политического и мировоззренческого воздействия на человека.
Вот почему, открывая планшет или садясь у компьютера, не нужно быть прекраснодушным человеком и считать, что мы сейчас узнаем правду. В большинстве случаев мы, к сожалению, не видим правды, особенно там, где правда жизненно необходима.
Поэтому, говоря о современной жизни, в первую очередь хотел бы призвать нашу молодежь уметь различать духов (см.: 1 Кор. 12: 10). Это очень непросто, но без этого нельзя, потому что диавол рядится в одежду ангела светлого, и трудно различить этого диавола. Он мимикрирует, имитируя стремление к правде, к благородству, особенно – к свободе, к тем идеям, которые близки человеческому сердцу. В самом деле, ну кто против свободы? Спросите любого человека на улице: ты за свободу? За свободу! Но если под видом свободы, в обертке свободы вам подается сильно отравленный продукт, то, будучи привлеченным этой оберткой, можно с легкостью этот продукт проглотить и отравиться. Смертельно опасная отрава. Поэтому критическое отношение к информации, соотношение и оценка информации с точки зрения того, как она влияет в первую очередь и на ваши души, должны быть некими способами защиты от того негатива, который несет сегодня информационный поток.
Информационный фактор очень сильно определяет параметры нашей жизни. Особенно много изменилось в человеческом обществе после появления мобильной связи и Интернета. Люди используют эти очень полезные изобретения, и мы видим, как ускоряется научно-технический прогресс, как развивается система образования, как действительно расширяется горизонт у людей, потому что информация стала практически общедоступной. Не нужно ходить в библиотеки, не нужно листать многотомные энциклопедии, не нужно читать монографии. Одним кликом ты получаешь быстрый, может быть, простой, но ясный для тебя ответ на вопрос, который ты задаешь.
Но, с другой стороны, у каждого из таких явлений есть опасные стороны. И это погружение людей в информационный мир, в виртуальный мир несет определенную опасность дефицита реального человеческого общения. Запросто можно представить себе такую картину: в одной комнате сидят молодые люди, уткнувшись в планшеты, никто ни с кем, по сути, не общается. Если задают вопрос, человек отмахивается. А что он делает? А он общается через социальные сети. Живого общения нет, интереса к нему нет, а общение через социальную сеть вызывает интерес.
Нужно, чтобы приходы были реальными общинами
Для того чтобы уравновесить влияние виртуального мира, расширить опыт общения, нужно, чтобы наши приходы были реальными общинами. Я об этом говорю столько, сколько служу в архиерейском сане. А что для этого нужно? Нужно, чтобы жизнь прихода не ограничивалась только богослужением. Я ставлю это непременной задачей для нашего духовенства, чтобы в каждом приходе, мало-мальски организованном и способном самого себя поддерживать, существовала внебогослужебная повестка дня. Нам нужны внебогослужебные собрания с молодежью, может быть, с одинокими мужчинами и женщинами. Ведь это тоже очень важная социальная функция. Представьте себе старушку: у нее никого нет, ни родных, ни близких, всё в прошлом. Включает телевизор – не может понять, что происходит, смотрит в окно – тоже не может понять. Где она как личность может себя реализовать, найти поддержку? В общении с другими. Разве работа с такими пожилыми людьми на приходе в небогослужебное время, организация в хорошем смысле их досуга – вместе с молитвой – не нужное дело для Церкви, для общества и даже для государства? Но если мы говорим о важности этого дела для людей пожилых, то насколько это важно для молодежи!
Нам не нужно соревноваться с какими-то конкурентами. Есть другие площадки, где молодой человек получает больше удовольствия, где веселее, и если Церковь будет себя сравнивать с этими площадками и пытаться конкурировать с ними, она всегда проиграет. Но внебогослужебные собрания молодежи, поскольку всё это будет происходить и происходит в контексте духовной жизни людей, будут очень содержательными, очень положительно влияющими на ум и сердце, развивающими солидарность среди молодых людей.
О комфорте
Когда мы говорим о комфорте, речь идет, конечно, не о рационализации жизни. Ведь под комфортом можно подразумевать хорошо оборудованное рабочее место с хорошей техникой и многое другое, что помогает себя реализовывать, осуществлять свои профессиональные функции. Но не об этом речь. Речь идет не о предметах, а о мировоззрении.
Есть такое понятие – сейчас все понимают по-английски, я по-английски скажу, потому что оно стало уже своего рода международным сленгом: relax and enjoy – отдыхай и получай удовольствие. По-русски это иногда иначе звучит: «не напрягайся», «смотри проще на вещи» или «что, тебе больше всех надо? – отдыхай». Для достижения этого состояния расслабленности употребляются огромные усилия, ведь для этого же нужны деньги. И когда деньги появляются, на что их тратить? На достижение самых главных для человека целей. Если его главная цель – комфорт, он и будет тратить на это свои деньги.
Как всё это входит в невероятное противоречие с христианским посланием: кто не берет креста своего и не идет за Мной, Меня не достоин (см.: Мф. 10: 38). А как же «не напрягайся»? Забудь о христианстве! А что такое крест? Это что, инструмент отягощения человеческой жизни, это что, орудие мучения? Вовсе нет. Господь не принес нам орудие мучения, Он взошел на орудие мучения, чтобы нам дать свободу и призвать нас к иной жизни, оторвать нас от этой бренной земли и поднять к небу…
Но для того, чтобы взойти на вершину, нужна сила. И вы знаете, наверное, по фильмам, по книгам, сколько труда нужно альпинисту, чтобы вскарабкаться на вершину. А что происходит с человеком, который карабкается в гору? Он напрягает свои силы, он совершает подвиг над самим собой, а иногда и подвиг спасения своего ближнего. Вот так и крестоношение: без подвига не может быть совершенства, без крестоношения не может быть совершенства. Отбрасывайте всякую пропаганду, когда она говорит, что relax and enjoy – путь к совершенству. Это – путь к деградации, и не просто личности – человеческой цивилизации.
Отсутствие нравственности несовместимо со счастьем
Несколько дней тому назад, выступая в другой аудитории, я сказал: без нравственной основы не может быть человеческого счастья, отсутствие нравственности несовместимо со счастьем. Почему несовместимо? Ответ очень простой: Бог так захотел, потому что Он творил свободного и разумного человека, а не животное. В животном мире нет нравственного начала, но и там есть определенный кодекс поведения, связанный с физиологическими циклами организма животного. И иногда даже, наблюдая за этим поведением, мы поражаемся справедливости, которая царит в животном мире. Мы поражаемся любви матери к детенышу, тому, как маленькая птичка готова защищать своего птенца, бросаясь на человека или на большого зверя. Мы говорим, что это не нравственность – это Бог заложил такой механизм, в том числе и биологический: проходит какой-то период, исчезает материнский инстинкт, и зверь теряет любовь к своему питомцу. У человека же есть понятие нравственности. Если мы живем по этим нравственным законам, мы несем в себе потенциал счастья. Разрушаем этот нравственный закон в себе – теряем потенциал быть счастливым.
Из обращения к участникам Международного съезда православной молодежи, Москва, 18 ноября 2014 года
Ангелы прославляют Бога
Когда мы прославляем святого Архистратига, то есть начальника, некую силу особенную в этом духовном мире, то говорим, что он вместе с иными ангелами прославляет Бога. Мы иногда употребляем слова, не задумываясь об их смысле. До сегодняшнего дня я никогда не задумывался о том, что означает «ангелы прославляют Бога». Что это такое? Когда мы прославляем человека, это ясно: мы выражаем особое уважение этому человеку, признательность за его труды, мы говорим красивые слова, приносим ему подарки, мы аплодируем, улыбаемся. Если это происходит на каких-то больших площадях в городе, мы можем даже кричать от восторга. Это и есть человеческое прославление. А что такое прославление Бога? Не знаем.
Нужна ли Богу чья-то слава? Наверное, нет. Что же означает это прославление ангельским миром Бога? Это означает только то, что ангелы особым образом с Богом связаны и что эта связь – вне всякой прагматической основы. Почему я говорю о прагматической основе? Потому что наша связь с Богом очень прагматическая. Давайте подумаем, сколько процентов в нашей молитве к Богу мы отводим прославлению Господа, тому, чтобы сказать, по крайней мере: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе!»? Один процент. О чем мы молимся? О своем: дай, Господи! И Господь ведь не гневается, Он подает нам по немощи нашей, потому что мы не способны Бога прославлять. Вот героев мы можем прославлять – устраивать овации, встречать с цветами, бросать букеты. А Бога не умеем прославлять.
Ангелы неведомым для нас образом Бога прославляют. То есть они с Ним находятся в такой связи и в таких отношениях, которые исключают всякие просьбы и всякий человеческий прагматизм. Потому что они видят Бога. Мы верим в Него, а им вера не нужна: они Его видят.
Эта близость духовного мира к Богу имеет для нас огромное значение, потому что Богу было угодно, чтобы этот духовный невидимый мир имел соприкосновение с нашим миром. Если кто-то меня спросит, в чем выражается это соприкосновение, я скажу: не знаю, и ни один человек в мире об этом не знает. Мы об этом узнаем, когда переступим порог жизни и смерти, когда предстанем перед лицом того мира. Тогда многое нам откроется. Но сегодня мы, основываясь на том, что заложено в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета, можем только свидетельствовать, что этот мир имеет с нами соприкосновение. Богу было угодно так организовать весь космос, всё бытие, чтобы тот невидимый мир соприкасался с нашим человеческим миром и входил в ткань нашей земной жизни.
Каждый из нас имеет связь с этим духовным миром
Когда мы говорим «ангел-хранитель», мы и говорим об этом соприкосновении, о том, что оно касается каждого человека. Каждый из нас имеет связь с этим духовным миром. А молимся мы ангелам своими словами, создавая свои образы, бесконечно, видимо, далекие от того, что есть на самом деле. Но ведь это не меняет сути нашей молитвы, потому что Бог принимает эту молитву. И ангелы слышат ее, и невидимый мир слышит, может быть, улыбаясь нашей наивности и ограниченности наших знаний. Но как же велико пред лицом Божиим и ангельским миром это наше упование, вера наша на то, что этот мир вместе с нами, что он, прикасаясь к нам, способен, в том числе, ограждать нас от иного, темного и страшного мира, о котором мы тоже ничего не знаем.
Где-то там, где мы не можем даже представить, пролегает эта граница между светом и тьмой, между добром и злом, и там соприкасаются эти два мира. И когда мы говорим, что ангельскими крылами мы защищены и защищаемся, то имеем в виду именно способность духовного ангельского мира побеждать мир зла. Вот на этом и основывается наша молитва святому Архистратигу Божиему Михаилу, всем Небесным Силам бесплотным, потому что никакой плоти в них нет: ни крыльев, ни рук, ни ног, ни глаз, ни головы, ни волос. Это иной мир. А мы с вами, по немощи человеческой изображая этот мир так, как мы его видим, не согрешаем. Просто во всем этом выражается наша простая человеческая вера и наше убеждение в том, что ангелы настолько превышают нас, что способны крылами своими защитить от всякого зла.
Из слова после Литургии в Архангельском соборе Московского Кремля 21 ноября 2014 года, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Принести людям живую актуальную весть о Христе
Церковь несет свое слово и свою миссию в окружающий мир. Сколько же там средостений, подобных тем, что были между язычниками и иудеями! Множество разделений – по политическим убеждениям и идеалам, в силу различного экономического статуса людей – богатые и бедные; разделения социальные, культурные, языковые – каких только нет! А миссионер приглашает весь этот разделенный мир войти в церковную ограду и, значит, разрушить существующие разделения. Как же это возможно? А может быть, это всё фантазия, и не способна Церковь на проповедь, преодолевающую все человеческие преграды? Но слово Божие и опыт церковной жизни свидетельствуют, что всё это возможно: всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4: 12).
А что же нужно сделать, чтобы люди объединились в некую общность, стали одним целым, несмотря на их различия? Для этого нужно принести людям живую актуальную весть о Христе, не просто повторяя формулировки прошлых веков, а такое слово, которое могло бы в одночасье помочь понять тому, к кому мы обращаемся, что только во Христе не только преодолеваются преграды, но и обретается полнота жизни. Сделать это очень трудно сегодня, потому что призывы к обретению полноты жизни звучат со всех сторон. Но это не те призывы, которые могут дать полноту жизни. Это призывы к тому, чтобы жить счастливо, беззаботно, материально обеспеченно, тратить деньги как можно больше, наслаждаться жизнью, пребывать в праздности. И человек, движимый своими внутренними инстинктами, откликается на эту страшную проповедь, которая сегодня пропитала собой всю современную культуру, стала основной в информационном море, стала естественной, обыденной, стала чем-то законным и правильным.
Помочь людям пробудить правильные мысли
Конечно, к Богу, к Церкви людей призывает Сам Господь. Никакими умными и красноречивыми словами и даже подвигом жизни, своим примером невозможно из камней сих соделать детей Авраама (см.: Мф. 3: 9) – только благодатью Божией. Но благодать Божия начинает действовать тогда, когда в сознании человека что-то поворачивается, когда у него вдруг появляется потребность обратиться к Богу, когда у него появляется желание переосмыслить свою жизнь, подвергнуть испытаниям совести свои мысли и свое поведение. Вот в этот самый момент и замыкается некая связь между Богом и человеком, и Господь дает такому человеку Свою благодать, не насилуя его волю силой Своей воли, но вкладывая Свою энергию в эти первые шаги человека навстречу Господу.
Очень важно, чтобы в преддверии этих шагов, когда очень многое определяется сознанием человека, когда еще чувства молчат и только одна голова работает (как говорил святитель Филарет, митрополит Московский, мощи которого почивают в этом соборе: «вера начинается в сознании, хотя принадлежит сердцу»), когда в голове появляются такие мысли, как важно, чтобы они появлялись под влиянием проповеди Церкви. В этом и есть смысл миссионерского движения – помочь людям пробудить правильные мысли. И самое важное, чтобы в результате этих умственных исканий человек понял необходимость обрести некую систему ценностей, некую систему координат в этом жизненном пространстве. По сути, вхождение в Церковь – это и есть принятие на себя этой новой для человека системы координат, где ясно определяется, что есть добро, а что зло, что нужно совершать, а что не нужно.
Из проповеди после Литургии в храме Христа Спасителя в Москве 23 ноября 2014 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице