Когда приводить маленьких детей в храм: к началу службы или только ко Причастию? Большинство родителей сталкивалось с тем, что дети определенного возраста не в состоянии сосредоточиться на Богослужении, капризничают и своими капризами отвлекают остальных богомольцев от сосредоточенного переживания Божественной службы. Как поступить в этой ситуации: стать источником беспокойства для окружающих или ограничить время посещения храма для себя и своих детей? Своим мнением делятся священнослужители Русской Православной Церкви: протоиерей Иоанн Осяк, протоиерей Валериан Кречетов, священник Филипп Ильяшенко, а также матушки Юлия Артамонова, Любовь Белобородова и многодетная мама Наталья Ялтанская.
«Если ребенок неспокойный – это не повод не водить его в храм»
Протоиерей Иоанн Осяк, благочинный Ростовской и Новочеркасской епархии, настоятель Серафимовского и Свято-Троицкого храмов г. Ростова-на-Дону:
– Дети должны бывать в храме с момента их зачатия в утробе матери, а когда ребенок родится, его нужно регулярно причащать. Подрастая, он сам будет бежать в храм на богослужения, потому что это станет для него потребностью, а если ребенка не начать водить с детства в церковь, то впоследствии его тяжело будет приучить к молитве и порядку в храме.
Если ребенок неспокойный – это не повод не водить его в храм. Если ребенок закапризничал, устал, маме стоит выйти на улицу и прогуляться по двору храма, пока ребенок не успокоится, а затем снова зайти в храм. Самое главное – научить ребенка молиться. Тогда к своей старости мы приобретем молитвенника, а жизнь ребенка будет правильно устроена.
Для ребенка поход в храм должен быть праздником, поэтому, когда собираетесь в храм, оденьте ребенка красиво, а после службы накройте стол и обязательно побеседуйте с ребенком о службе, празднике и о таких же маленьких прихожанах, как он сам.
«Самое лучшее, что могут сделать родители, – это молиться»
Матушка Юлия Артамонова, мама 6 детей:
Будет ли ребенок любить ходить в храм или нет, зависит от атмосферы в семье и поведения родителей.
– Будет ли ребенок любить ходить в храм или нет, зависит не столько от самого ребенка, а, скорее, от атмосферы в семье и поведения родителей. Если родители сами редко ходят в храм или ходят туда для общения со знакомыми, проявляют как-то ненароком, не осознавая, что ходят не для молитвы, а «потому что так надо», то хоть каждый день води дитя – толку не будет. Бывает и наоборот: когда родители ревностно посещают службы, утром и вечером вместе с детьми читают полное правило, водят детей на всенощную – один ребенок, возможно, полюбит это, а другой возненавидит. В каждом случае это индивидуально, настолько индивидуально, что даже примерно ответить, как на самом деле правильно, у меня не получится.
Вспоминаю свое детство: когда мне не удавалось оказаться в храме в одно из воскресений или прогулять школу ради службы на двунадесятый праздник, у меня потом еще долго сохранялось чувство, как будто зубы не почистил или в дырявом кафтане на улицу вышел. Я считаю, что это неправильное отношение к литургической жизни: сходил – отстрелялся – галочку поставил – молодец. Не к Богу идешь, а просто привычку исполняешь, чтобы под ложечкой не сосало. Также с утренними и вечерними молитвами. Нельзя просто вычитывать молитвы, потому что так надо. Уже для многих не секрет, что необязательно читать всё целиком, можно вообще только одну молитву прочитать – главное, чтобы это была именно молитва, а не исполнение какого-то долга непонятно кому. Но это послабление лучше относить не к себе, а к детям, потому что они еще не осознают того, что осознаём мы, вставая на молитву.
В детстве я чувствовала, что не могу жить без храма, но это было не то же, что без Бога. То есть Бог был у меня дома, в моей закрытой комнате, когда мне вдруг хотелось с Ним поговорить, а храм был моим долгом, привычкой, пылью в чьи-то глаза. В храме я далеко не всегда общалась с Богом, а больше изображала благочестие для родителей и окружающих. Многие считали нашу семью самой «православной» из всех, кого они знали. В отличие от меня, наш старший брат бежал в храм к началу службы и молился там по-настоящему. Однако один из младших – наоборот: любил приходить к концу службы, а мне было всё равно: к началу приходить – ноги сильные, привычные, отстою; к Причастию – хорошо, стоять не надо. Была ли молитва? Думаю, была, но как исключение. Всё это я осознала потом, переборола в себе хождение в храм по привычке, и теперь мне трудно стоять в храме, а старшему брату до сих пор легко.
Подход родителей к нам, детям, был одинаковый – результат разный, потому что люди разные. Поэтому ответить, как лучше для всех, невозможно. Мне недавно рассказывал знакомый о своем детстве: он перед сном молился – бесы раскачивали висящую на стене железную ванну, хлопали дверями; он по совету священника стал окроплять перед сном углы комнаты святой водой. Тогда бесы начали бить стекла в других комнатах. Мальчик молитву не бросил, стал окроплять весь дом, и бесы отступили. И это всего лишь мальчик, родители которого были неверующими, которые ругали его за то, что тот постоянно бегает в храм. Они ему позволили окропить святой водой углы только потому, что надоело стекла менять. Видите, человека никто в храм не водил, он сам дорогу нашел, а другого силком тащить будешь и не затащишь.
Став многодетной матерью, я заметила такое: когда у нас нет возможности каждую неделю бывать в церкви, тогда детям очень трудно находиться в храме. Они ждут, когда закончится служба, пытаются поиграть, выйти погулять, поспать на лавочке, мешают окружающим. А когда ходим каждое воскресенье, тогда дисциплинируются, ведут себя на службе с каждым разом всё спокойнее и спокойнее. И мне с ними уже не так трудно становится. Дома я рассказываю им о том, что такое служба, исповедь – обо всем, о чем, как мне кажется, им стоит в данный момент узнать, что понять, – после этого они с большей охотой идут в храм. Бывает и наоборот. Если я устала, раздражена и чем-то недовольна – то есть явно не готова к молитве, – дети это чувствуют. В этом случае лучше не вести их к началу службы, не требовать от них, чтобы они смирно стояли и молились. Единственное, что могу сказать уверенно и не сомневаясь: если дитя мешает окружающим, лучше уйти с ним в сторонку или вовсе выйти из храма.
Старец Паисий рассказывал: их мама детей никогда специально не ставила на молитву – просто всегда молилась сама и делала всё с молитвой.
Самое лучшее, что могут сделать родители, – это молиться. Дети копируют взрослых, и если мы будем работать над собой, изменяться к лучшему во Христе, то дети это сразу почувствуют, последуют нашему примеру и будут тянуться жить так, как живем мы. Мы только своей жизнью можем объяснить детям то, для чего недостаточно слов. Старец Паисий рассказывал, что их мама никого из детей никогда не ставила на молитву и даже не предлагала им помолиться вместе с ней – просто всегда молилась сама. Хлеб из печи достает – сначала перекрестится. С постели утром встанет – в первую очередь кратко молитву скажет. И так далее.
Если родители ходят в храм не для видимости и успокоения совести, а потому что не могут без Бога, то по возможности детей, я считаю, можно ненавязчиво брать с собой.
Если для видимости вставать на молитву, своей жизнью не стремясь к тому, к чему мы хотим направить стремление ребенка, приводя его в храм, то всё это пустая трата времени. Дети ведь очень тонко чувствуют фальшь и очень остро реагируют на нее. И наоборот: когда они чувствуют, что родители перед службой (и после, конечно же) сосредоточены, полны тишины, стараются излучать любовь, тогда для них это становится нормальной, естественной, внутренней частью жизни, а не внешним отправлением обряда. Сначала дети этого не понимают, не думают об этом, но каждое слово и каждый жест падают им в сердце, как семечко, которое прорастет потом.
Господь в любом случае сделает всё для человека, чтобы направить получаемый в детстве опыт, даже негативный, в правильное русло, но мы своим отношением можем просто помешать своему чаду в будущем делать правильный выбор и соединять свою волю с волей Божией.
Главное – цель, а средства могут иметь такую видимость, что другие люди скажут: «Совсем не православная семья!» или покрутят у виска и скажут: «Клиника». В каждой семье и с каждым ребенком всё индивидуально. Главное – любить, и Любовь Сама подскажет и направит.
«Ребенок может находиться в храме столько времени, сколько он в состоянии спокойно вести себя там»
Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, отец 9 детей:
– Когда я был маленьким, нас вместе с младшими братьями и сестрами водили в храм и объясняли, как себя там нужно вести. Став взрослым, я сам стал приучать своих детей к храму, как делали это мои родители в отношении меня. И соответственно, я воспринимаю как норму следующую практику: ребенок может находиться в храме столько времени, сколько он в состоянии спокойно вести себя там.
Многие родители нынешних детей веру обрели не в детстве, а в каком-то уже сознательном возрасте, поэтому опыта хождения в храм в детском возрасте у них нет. Такие родители думают, что если они, горя верой, могли стоять по несколько часов на монастырских или великопостных службах, то и их дети смогут простоять. Конечно, привести ребенка к Богу – благое дело, но ребенок не взрослый человек, он совсем иначе воспринимает время, нагрузку и впечатления, которые он получает.
Наш духовник протоиерей Владимир Воробьев всегда нам говорил о том, что самый верный способ воспитать безбожника – это «таскать» ребенка в храм и заставлять его стоять не только на Литургии, но и на долгих вечерних службах. Умиляться тому, что ребенок стоит в храме, как свечечка, а если этого не происходит – сокрушаться, я считаю, в корне неправильно, потому что в будущем, когда этот ребенок вырастет, скорее всего, он перестанет ходить в храм.
Я не вижу ничего плохого в том, что маленькие дети, которых мама привела в храм, сидят у нее в ногах или отходят в притвор. Плохо, когда ребенок на протяжении всего своего присутствия в храме сам храм воспринимает как место, где он может поиграть и похулиганить. Ребенку нужно четко дать понять, что играть в храме нельзя, потому что храм – это что-то особое и таинственное, это Дом, в котором происходит встреча с Богом. Но не нужно расстраиваться, если ребенок не может выдержать в храме более пяти-десяти минут. Для ребенка нормально, когда ему хочется побегать и пообщаться с окружающими людьми, изведать новое пространство и полюбоваться на интересные огоньки. Простояв спокойно пять минут, причастившись, ребенок спокойно может идти с Богом домой заниматься своими делами: есть, играть, спать и так далее.
Я думаю, что всякий родитель на каком-то подсознательном уровне чувствует, сколько времени его ребенок может провести на службе спокойно. Нет универсального рецепта, который бы точно ответил нам, когда и насколько приходить со своими детьми в храм. Каждый родитель должен сам понять, сколько времени его ребенок может спокойно провести в храме. Постепенно вводя дитя в храм, родители укрепляются в надежде, что он, будучи уже взрослым человеком, оттуда не захочет уйти.
«Не обязательно маленького ребенка сразу вести на полную службу»
Протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово (Московская епархия):
Каждый ребенок индивидуален. Один раньше начинает понимать, что такое храм, другой позже. И к каждому нужен свой подход.
– Каждый ребенок индивидуален. Один раньше начинает понимать, что такое храм, другой позже. Моя дочь через некоторое время после рождения своего младшего сына решила поститься. И что вы думаете? Ребенок отказался от молока. Другой малыш при данных обстоятельствах, может быть, и не стал отказываться. Это говорит о том, что все люди разные. К каждому человеку нужен свой подход. Не обязательно маленького ребенка сразу вести на полную службу. Всё нужно делать постепенно. Сначала детей можно приводить только к Причастию, затем увеличивать время пребывания в храме. С другой стороны, детей невозможно воспитывать не принуждая. Но принуждать к чему-то тоже нужно разумно, чтобы ребенок впоследствии не отвратился от того, к чему его принуждали.
«Важно привить детям благоговейное отношение к дому Божиему»
Матушка Любовь Белобородова, мама 2 детей, дочь протоиерея Феодора Соколова:
– Когда в семье появляются дети, то жизнь родителей полностью меняется, они уже не принадлежат только друг другу, многие их действия подстраиваются под ребенка. Тоже самое происходит и с посещением храма. Всегда тяжело смотреть, как мучаются дети, которых привели к началу богослужения. С ними мучаются и их родители. Конечно, взрослым очень хочется, как и прежде, спокойно стоять и молиться, но когда на руках младенец, то мы уже больше думаем о нем, нежели о себе. У грудничка вообще особый режим, поэтому с такими малышами мы стараемся прийти непосредственно к Причастию, а когда ребеночек начинает подрастать, мы уже можем прийти и заранее. Мы начинаем показывать ему иконы, например подходим к иконе преподобного Серафима и шепчем на ушко: «Вот батюшка Серафим, который мишку кормил, помнишь?» Обращаем внимание малыша на то, как поет хор, что делает (или сделает) сейчас батюшка, как горят свечечки. Ребенку от 5–6 лет уже можно начинать объяснять важность Евхаристического канона, как важно не бегать, а мирно постоять во время Херувимской и «Милость мира», что происходит в этот момент в алтаре, что означают эти песнопения. Естественно, всё нужно рассказывать «детским» языком, а не богословскими терминами. Можно – даже нужно – заранее обсуждать с детками, как вести себя в храме, на какие моменты обратить внимание. Детям чисто психологически легче, когда их предупреждают о том, что будет, сколько времени вы проведете в храме, что от них ожидают взрослые. Помню, мама и бабушка ставили нас впереди и говорили внимательно смотреть за диаконом во время ектеньи: когда он крестится – и нам креститься, он кланяется – и мы кланяемся. Временами кажется, что мы выпадаем из церковной жизни из-за детей, уже не помним, когда в последний раз спокойно молились. В этом случае лучше всего оставить детишек дома с бабушкой или мужем, а самой сходить в храм, восстановить свои душевные силы – мамочкам это очень необходимо!
Как привить любовь к богослужениям? Тут понадобится ваша любовь, терпение и, как ни странно, много творчества и фантазии. Детки очень любят, когда им красочно всё рассказывают. Такими и должны быть наши рассказы о Боге, о святых, о храме. Наша мама часто вечерами усаживала нас и рассказывала о святых, их чудесах или пересказывала смысл праздника, который скоро будет. А если впереди Пасха или Рождество – этому уже посвящалось много времени! Тут и постановка спектаклей, и разучивание стихов и колядок, уборка квартиры, множественные обсуждение моментов Праздника и его смысла, поделки, готовка и многое другое. И мы во всем этом участвовали, в любом возрасте. Нужно давать детям возможность самим что-то сделать для праздника или, как говорила мамочка, для встречи Господа! Всё это прививает любовь не только к посещению храма, но так складываются семейные традиции, которые являются крепким основанием для семьи!
Храм – это не обыденность, это не то место, куда мы можем, не задумываясь, зайти с прогулки.
Храм – это не обыденность, это не то место, куда мы можем, не задумываясь, зайти с прогулки. То есть важно привить детям благоговейное отношение к дому Божиему. Тут должна присутствовать и другая одежда, и другое поведение. Если вы завтра собираетесь на Причастие, можно обсудить с малышом, как завтра утром он встанет пораньше и поедет в храм, будет причащаться, как он откроет ротик, как будет держать ручки, как хорошо будет себя вести. С детишками постарше (лет с 7) можно прочитать самые понятные для них молитвы ко Причастию, обсудить, что они оденут в храм, приготовить всё с вечера, предупредить, чтобы сохраняли в чистоте свой внешний вид и вели себя мирно. Весь этот подготовительный этап важен для детей, они заранее уже подготавливаются к посещению храма, и у них входит в привычку настраиваться и внешне и внутренне.
Сейчас такое время, что детей окружает очень много соблазнов, плохих компаний, что приходится задумываться о том, как сделать так, чтобы ребенок остался в семье, а не ушел вслед за искушениями. У меня еще нет такого опыта, так как мои девочки еще совсем маленькие. Но, смотря на другие семьи, хочу заметить, что там, где сохраняются и соблюдаются традиции семьи, где родители и дети продолжают уделять друг другу много времени, заботы и любви, – там все трудности преодолеваются и всё остается на своих местах. Наша мама, уже пройдя большой путь и многое испытав, говорит, что очень хорошо, когда у мальчиков и девочек не остается времени на глупости, то есть когда занята каждая их минута: спорт, музыка, рисование – каждому по способностям. Очень важно, чтобы отец находил время для сыновей: совместная рыбалка, походы за грибами, костры – за время, проведенное вместе, ребенок раскрывается перед родителем, раскрывается его душа, устанавливается особая связь. Вы становитесь теперь не только наставником, но и другом, которому можно полностью довериться. Мамы занимаются с дочками: совместная готовка (веселая, с музыкой, с разговорами), прогулки, может, даже шопинг, обучение домашнему хозяйству. А вечерами все собираются за чаем, где вместе обсуждают свои новости, решают семейные вопросы. Чай – это вообще отдушина, когда можно отдохнуть за рабочий день или неделю.
В подростковом возрасте важно «не перегнуть палку», находить золотую середину, уделять ребенку еще больше времени, интересоваться его проблемами, его друзьями, его интересами. Тогда те ценности, которые были привиты детям с рождения, останутся с ними. Дети будут в семье, а семья – это малая Церковь.
«Если ребенок привык дома уважительно относиться к молитве старших, то и в храме особых проблем возникнуть не должно»
Наталья Ялтанская, мама 9 детей:
– Если ты любишь Бога, если Его присутствие для тебя важно, ты к Нему стремишься, если жизнь твоя наполнена смыслом только через Бога и благодаря Ему, то неужели ты не будешь стремиться попасть в Его дом, куда тебя Он же с любовью и призывает? Но, кроме того, каждый из нас знает, что любовь – это труд, и нужно приложить немалые усилия, чтобы быть достойным этой любви. И тогда дорога в храм будет не обременительной обязанностью, не дорогой печали, а дорогой радости. Но даже когда взрослый человек понуждает себя встать с постели и отправиться на службу, в этом нет ничего зазорного. Кризисы бывают в любом возрасте. Но и радость преодоления, надеемся, известна всем.
Всё это так, но всем нам хочется конкретных рецептов. Итак, естественно, что все члены семьи стремятся в храм на вечернее и утреннее богослужение, а не только к Причастию и елеопомазанию. Вообще нам кажется совсем не обязательным, что малыш будет капризничать и мешать взрослым. Дерзнем утверждать, что ребенок хорошо себя чувствует рядом с дорогими ему людьми практически в любом месте, и вовсе не обязательно ему сосредотачиваться на богослужении. Если ребенок привык дома уважительно относиться к молитве старших членов семьи, то и в храме особых проблем возникнуть не должно. Вариантов от скуки масса: поспать на руках у папы, посмотреть книжку, погулять со старшей сестрой, посмотреть за свечами, обойти храм и проверить, всё ли в порядке, порисовать за столиком для записок. Недопустимыми вариантами мы считаем беготню детских стаек по храму или притвору и, пожалуй, детский крик на руках у матери «несмотря ни на что». Бывает, что в храме слишком тесно или слышно каждый вздох. Что же? Стоит поискать храм, где семье будет более комфортно. И, конечно, мать, как и другие члены семьи, найдет возможность помолиться за богослужением одна, без ребенка. Даже, может, ей удастся на несколько дней куда-нибудь уехать, чтобы восстановить душевный мир и залатать бреши в духовной жизни.
Нам кажется неприемлемым делать посещение храма нарочито привлекательным для ребенка. Мы действительно любим молиться в храме, наши дети, надеюсь, тоже. Надо сказать, что, по крайней мере на нашем приходе, жизнь детской общины более насыщенная, более живая, чем взрослой, поэтому наши дети вне богослужения больше времени, чем мы, проводят в храме.
Если детство было озарено родительской верой, то подросший человек будет знать, куда ему вернуться после бурь и лишений, неизбежных в этом мире.
Мы не видим ужаса в том, что подросшие дети уходят из храма. Это в какой-то степени закономерно. Его же крестили младенцем, его не спрося. Ежедневная совместная молитва, праздничные и воскресные богослужения, привычка обращаться к Богу по мелким и крупным нуждам – всё это не должно приводить к навыку. Если детство было согрето любовью и озарено родительской верой, то подросший человек будет знать, куда ему вернуться после бурь и лишений, неизбежных в этом мире. И тогда его возвращение к вере будет осознанным, его приход к Богу – это его решение, никем не навязанное, уже не «за послушание». Собственно, это осознанное христианство и будет триумфом нашего воспитания. Прийти в храм – это ведь не самоцель.
Подготовила Анна Ерахтина